Закон о поддержке семей мат капиталои

Закон о поддержке семей мат капиталои

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ
“О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 июля, 29 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 28 ноября, 14, 30 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 20, 28 декабря 2017 г., 7 марта, 30 октября 2018 г., 18 марта, 27 июня, 2 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О мерах государственной поддержки семей, в которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) см. Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Президент Российской Федерации

29 декабря 2006 г.

Государство предполагает поддерживать семьи с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала – средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на указанные цели.

Согласно Закону, начиная с 1 января 2007 г. на материнский капитал в размере 250 000 руб. имеют право женщины, родившие (усыновившие) второго или последующего ребенка, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка. В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, а также совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка материнский капитал должен перейти к отцу ребенка независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей либо лишения их родительских прав право на дополнительные меры государственной поддержки должно перейти к ребенку.

Использовать материнский капитал можно будет не раньше, чем через 3 года после рождения второго (последующего) ребенка. При этом устанавливается принцип целевого расходования капитала. В частности, за счет средств материнского капитала можно будет улучшить жилищные условия семьи. Приобретение (строительство) жилого помещения будет возможно осуществить только на территории РФ путем совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах.

Также предусматривается, что средства материнского капитала можно будет израсходовать на получение ребенком образования (в том числе дополнительного) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. В этом случае возраст ребенка на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен будет превышать 25 лет.

Кроме того, средства материнского капитала также можно будет направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии матери, в том числе путем их вложения в негосударственные пенсионные фонды.

Размер материнского капитала предполагается ежегодно пересматривать с учетом роста инфляции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г. и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 г. подается до 1 октября 2009 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 31 декабря 2006 г. N 297, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 19

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 348-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 440-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

19 октября 2006

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сформулированы основные приоритеты, направленные на улучшение демографической политики в России. В частности предложена программа стимулирования рождаемости, материальной поддержки женщин, имеющих детей, развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (дошкольных образовательных учреждений и учреждений родовспоможения), а также программа стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации данной программы разработан проект федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривается предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, права на дополнительные меры государственной поддержки, обеспечением которых будет являться материнский (семейный) капитал.

Читать еще:  Увольнение по трудовому кодексу РФ 2020 год

В случае, когда женщина по состоянию на 31 декабря 2006 года уже имеет двух детей, рожденных (усыновленных) ею, и родит (усыновит) третьего и последующего ребенка в 2007 году и позже, то она также будет иметь право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением этого ребенка.

При этом проектом федерального закона предусматриваются случаи, когда право на материнский (семейный) капитал может быть предоставлено не только женщинам, родившим (усыновившим) детей.

В таких случаях как: смерть женщины, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, а также в случае совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей), право на материнский (семейный) капитал будет иметь супруг этой женщины.

Если же указанные обстоятельства коснутся обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), то право на материнский (семейный) капитал перейдет к самому ребенку (детям в равных долях).

Действие проекта федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации независимо от их места жительства при условии, что ребенок, с рождением (усыновлением) которого у них возникает право на материнский (семейный) капитал, будет также иметь гражданство Российской Федерации.

Таким образом, право на материнский (семейный) капитал будут иметь и граждане Российской Федерации, проживающие в иностранных государствах, а также граждане Российской Федерации, чей предыдущий ребенок (дети) не имеют гражданства Российской Федерации.

Право на материнский (семейный) капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго (третьего или последующего) ребенка независимо от периода времени, прошедшего с момента рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

Проектом федерального закона устанавливается размер материнского (семейного) капитала – 250 тыс. рублей.

Размер указанного капитала будет пересматриваться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции. Термин «пересмотр» допускает возможность увеличения размера материнского (семейного) капитала не только на индекс роста инфляции на очередной год, но и в большем размере.

Пересмотр размера материнского (семейного) капитала будет осуществляться вплоть до перечисления средств материнского (семейного) капитала по заявлению о его распоряжении.

В целях регистрации права на материнский (семейный) капитал проектом федерального закона предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Ведение этого регистра будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

Кроме того, на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы проектом федерального закона будут возложены обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии с проектом федерального закона право на распоряжение материнским (семейным) капиталом может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, либо прошествии трех лет со дня усыновления ребенка.

По прошествии указанного срока лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, сможет принять решение о распоряжении этим капиталом в размере всей суммы материнского (семейного) капитала, либо ее части на следующие цели:

Первое – на приобретение жилья на территории Российской Федерации путем перечисления указанной суммы либо ее части на:

  • на уплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании;
  • на погашение задолженности по ипотечным кредитам, в том числе привлеченным до момента возникновения права на материнский (семейный) капитал;
  • на уплату взносов в рамках жилищно-накопительных программ, программ участия в долевом строительстве;
  • на покупку жилья путем присоединения материнского (семейного) капитала к собственным средствам граждан.

Второе – на получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно, любым ребенком (как родных, так и усыновленных, в том числе первым, вторым и последующим ребенком). При этом возраст лица, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

В рамках данного направления сумма материнского (семейного) капитала либо ее часть может быть перечислена на оплату:

дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (в том числе платными отделениями ВУЗов);

образовательных услуг, оказываемых негосударственными и немуниципальными образовательными учреждениями;

иных расходов, установленных Правительством Российской Федерации.

Третье – на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего ребенка.

Направление средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «О негосударственных пенсионных фондах».

При этом проектом федерального закона предусматривается предоставление лицу, выбравшему направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии возможности отказаться не чаще одного раза в год от указанного направления и выбрать иное направление распоряжения им.

В соответствии с проектом федерального закона заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть подано не чаще двух раз в год:

  • не позднее 1 мая для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года,
  • не позднее 1 октября для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи указанного заявления.

В соответствии с проектом федерального закона по результатам рассмотрения заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации будет обеспечен перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении им.

Проектом федерального закона установлены основания для перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета и порядок их учета в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Сумма расходов, связанных с реализацией данного проекта федерального закона, начиная с 2010 года, по предварительным данным, составит 131,8 млрд. рублей.

Соответственно, денежные средства, начиная с 2010 года, будут предусматриваться в федеральном законе о федеральном бюджете. При этом необходимая текстовая статья уже содержится в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», внесенном Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» разработан в связи с проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и во исполнение Сводного плана мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 838-р.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривается освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц суммы материнского (семейного) капитала, предоставляемой государством для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки.

В связи с этим вносится изменение в пункт 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данный пункт в его действующей редакции может быть неоднозначно истолкован на практике применительно к суммам материнского (семейного) капитала, поскольку соответствующие денежные средства не являются государственным пособием, и, следовательно, не могут быть однозначно отнесены к выплатам, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, так как выплата данных сумм на руки матери не предполагается, а предполагается только возможность их целевого использования (на приобретение жилья, получение ребенком образования и увеличение сумм пенсионных накоплений).

Проектом федерального закона также вносятся изменения в статьи 219 и 220 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в случаях, если расходы на обучение и приобретение жилья, осуществляются за счет суммы материнского (семейного) капитала, не предоставляется. Данные изменения вносятся в целях исключения предоставления двойной льготы, так как вышеперечисленные вилы налоговых вычетов предоставляются только при расходовании собственных денежных средств, а не средств, предоставленных государством.

Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов всех уровней и не приведет к сокращению доходной базы соответствующих бюджетов, поскольку представление материнского (семейного) капитала является новеллой в законодательстве, соответственно, указанные суммы никогда ранее не включались ранее в состав налогооблагаемой базы.

Социальная политика в отношении семьи, женщин и детей

Статья 256 ФЗ о материнском капитале

С 2007 года вступил в законную силу Федеральный закон о поддержке семей, имеющих детей, не достигших 18-летия. Нормативным актом введено понятие «материнский капитал». Он состоит из средств государственного бюджета и направляется Пенсионному фонду России. Им могут воспользоваться только граждане Федерации, ранее не получавшие аналогичную помощь, для создания условий, которые обеспечивают семье достойную жизнь.

Основное содержание закона

Государственная программа поддержки материнства закреплена Федеральным законом о материнском капитале 256 ФЗ. Действующая редакция нормативного акта предоставляет возможность регионам устанавливать дополнительные льготы для данной категории граждан. Текст закона предусматривает:

  1. Основания принятия законопроекта и его соответствие требованиям Конституции Российской Федерации.
  2. Понятие помощи, за счет каких средств она формируется, и кто принимает решение об использовании.
  3. Перечень граждан, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны государства.
  4. Ведение Федерального регистра лиц, которые имеют право на получение дополнительной помощи.
  5. Порядок и условия, при соблюдении которых возможно получение сертификата на МК.
  6. Размер семейного капитала. В таблице наведена суммы последних лет:
Читать еще:  Перечислен налог в другую налоговую
Период Размер материнского капитала (в рублях) Основание
2018 год 453026,00 Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ
2017 год 453026,00 Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ
2016 год 453026,00 Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-Ф3
  1. Целевое использование государственной помощи.
  2. Порядок рассмотрения заявления для получения семейного сертификата.
  3. Процедура перечисления денежных средств с федерального бюджета на счета Пенсионного фонда России.
  4. Применение СМК для улучшения жилищных условий семьи владельца сертификата.
  5. Регламентировано распределение полученных от государства средств, возможность направления их на оплату образования детей, социальную адаптацию несовершеннолетних с инвалидностью.
  6. Предусмотрено право матери направить средства для формирования накопительной пенсии.
  7. Определен срок действия закона. 28 декабря 2017 года внесена поправка, согласно которой воспользоваться государственной поддержкой можно до 31.12.2021 года. Продлять срок дальше пока не планируется.

Закон о материнском капитале направлен на государственную поддержку семей, имеющий нескольких детей. Воспользоваться им может строго определенный перечень лиц.

Лица, имеющие право на помощь

Дополнительная помощь выделяется для семей, у которых родился второй ребенок и последующие дети. При этом должны быть соблюдены следующие требования:

  1. Рождение или усыновление второго ребенка должно произойти не ранее 01января 2007 года.
  2. Рождение или усыновление третьего и последующих детей после 01.01.2007 года, если семья ранее не получала подобную помощь со стороны государства.
  3. Мужчина, если он является многодетным или единственным родителем, опекуном второго и последующих детей, если ранее он МК не пользовался. Если ребенок усыновлен, то решение суда должно вступить в законную силу после 01 января 2007 года.

Чтобы претендовать на государственную помощь, указанные лица должны обратиться с заявлением в Пенсионный фонд по месту своей регистрации и приложить необходимые документы. Их список определен законодательством, однако в каждом конкретном случае может быть дополнен. Поэтому, предварительно следует сделать уточнение.

Перечень документов для оформления

На 2019 год предусмотрен специальный перечень официальных документов, на основании которых Пенсионный фонд станет рассматривать заявление на выплату средств государственной помощи. Он состоит из:

  1. Паспорта гражданина РФ, выданного на имя владельца сертификата.
  2. Свидетельств о рождении детей на каждого из них.
  3. Документа, который подтверждает гражданство РФ ребенку, в связи с рождением или усыновлением которого выдан сертификат.
  4. Страхового номера индивидуального лицевого счета владельца сертификата.
  5. Выписка из домовой книги и другой документ, подтверждающий фактическое место жительства.
  6. Доверенность на представителя, если он подает документы от имени заинтересованного лица.
  7. Сертификат на маткапитал. Без него документы приняты не будут.

Как сказано в комментарии к закону, зависимо от того, на какие цели семья планирует расходовать государственную помощь, Пенсионный фонд может потребовать и другие документы. Если инициатором обращения выступает отец детей или усыновитель, то необходимо будет представить одну их указанных официальных бумаг:

  • свидетельство о смерти матери или решение суда о признании ее умершей;
  • судебный вердикт о лишении матери родительских прав;
  • приговор суда, свидетельствующий о совершении преступления в отношении ребенка со стороны матери.

Законодательный акт позволяет подавать документы как лично, так и направлять их по почте. Можно также воспользоваться онлайн-сервисом многофункционального центра по предоставлению государственных услуг. В таком случае, отправителю распечатывать бумаги не нужно.

Основные направления расходования средств

С момента принятия закона № 256 ФЗ о материнском капитале и до 01 января 2018 года, нормативный акт призван регулировать три основных направления, по которым было разрешено использовать средства. Владелец именного сертификата самостоятельно выбирает для себя приоритеты и обращается с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд. Нарушать требования закона нельзя.

  1. Самым актуальным для большинства семей является направление по улучшению условий для проживания. Оно включает в себя возможность приобретения в собственность семьи готового жилья. Для этого покупатель выбирает подходящий вариант из предложений, которые есть на первичном или вторичном рынках недвижимости. При недостаточности собственных финансов и СМК, прибегают к ипотеке. В качестве залога выступает приобретаемое жилье. Возможно также возведение индивидуального дома (как самостоятельно, так и с помощью строительных организаций). Закон допускает проведение реконструкции уже имеющейся недвижимости. Результатом таких работ должно быть увеличение жилой площади минимум на одну учетную норму, которая установлена в регионе проживания семьи.
  2. Оплата учебы в колледже, университете, школе, дополнительных кружках и секциях. При необходимости часть средств используется на оплату детского садика. При этом финансы можно направлять не только в отношении ребенка, в связи с рождением которого был выдан сертификат, но и других детей, которые еще не достигли 23 лет.
  3. Использование государственной помощи для увеличения размера пенсии матери ребенка. Данным направлением пользуются очень редко, так как текущие проблемы, которые стоят перед семьей с детьми, превалируют.

С начала 2018 года стало возможным получать компенсацию затрат, которые были произведены для социальной адаптации детей, являющихся инвалидами. Такое дополнение введено изменениями, внесенными в Федеральный закон № 256 в конце прошлого года. Дальнейшее расширение возможных направлений использования СМК пока не предусмотрено.

В обществе неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы государство разрешило использовать маткапитал на приобретение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и легкового автомобиля, который необходим для многодетной семьи. Пока данные вопросы на федеральном уровне не решены. Однако отдельные регионы за счет своих средств такую возможность предусматривают. Какие именно льготы предоставляются на той или иной территории – подскажет консультант Пенсионного фонда.

Условия использования средств

Сертификат выдается после рождения или усыновления второго ребенка. Однако сразу же полностью вступать в свои права невозможно. Использовать средства, которые выделяет государство, разрешено только для приобретения жилья по договору купли-продажи или ипотеки. Для направления помощи на другие нужды, требуется наступление определенных условий:

  1. Ребенку, с рождением которого возникло право на материнский капитал, должно исполниться три года.
  2. По требованиям закона, сертификат выдается на имя матери ребенка. Если она была лишена родительских прав или умерла, то данным правом может воспользоваться отец. Такими же полномочиями обладает и усыновитель двоих и более детей. Бывает, что отец и мать ребенка лишены права на получение сертификата. В таком случае государственная помощь выделяется самому несовершеннолетнему.
  3. Денежные средства расходуются безналичным путем. Обналичивание запрещено. Такие действия преследуются законом и наказываются в уголовном порядке. Единственная возможность получить часть средств МК наличными заканчивается 30 ноября 2018 года. По заявлению держателя сертификата Пенсионный фонд может оформить выделение единовременной выплаты в сумме 25 тысяч рублей.
  4. Воспользоваться правом на семейный капитал может только гражданин Российской Федерации. Иностранцы и лица без гражданства СМК не получают, даже если они всю свою жизнь проживают на территории страны.
  5. Чтобы получить средства, лицо, имеющее на это право, должно обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда. Без подачи заявления и соответствующих документов, сертификат на МК выдан не будет.
  6. Получение государственной помощи возможно, если рождение или усыновление ребенка произошло в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Для семьи, которая имеет право на получение государственной помощи в виде материнского капитала, главное оформить сертификат. Пояснение закона следующее: предъявить его к исполнению можно даже и по окончанию срока действия, то есть после 31.12.2021 года. Это гарантировано законом.

Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее – заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом “О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей”.

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом “О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей”.

7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“ установлено право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в случае рождения.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“ установлено право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в случае рождения (усыновления) с 01.01.2007 второго, третьего ребенка или последующих детей. Родители такого ребенка собираются использовать средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (приобретение на территории Российской Федерации жилья). Вправе ли при этом воспользоваться имущественным налоговым вычетом, установленным подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ?

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ имеет право на получение имущественного налогового

вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Кроме того, подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (в ред., действующей до вступления в силу Федерального закона от 05.12.2006 N 208-ФЗ “О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“, далее – Закон N 208-ФЗ) установлено, что вышеуказанный имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“ (далее – Закон N

256-ФЗ) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01.01.2007;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2007.

Согласно ч. З ст. 3 Закона N 256-ФЗ право женщин, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона N 256-ФЗ, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Частью 1 ст. 7 Закона N 256-ФЗ установлено, что распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного)

капитала осуществляется лицами, указанными в ч. 1 и З ст. 3 Закона N 256-ФЗ, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее – заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Закона N 256-ФЗ.

Согласно ст. 2 Закона N 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 256-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство)

приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

На основании ч. 1 ст. 13 Закона N 256-ФЗ этот закон вступает в силу с 01.01.2007 и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 01.01.2007 по 31.12.2016.

Исходя из положений вышеизложенных норм, лица, отвечающие требованиям ст. 3 Закона N 256-ФЗ и получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) в период с 01.01.2007 по 31.12.2016 второго, третьего ребенка или последующих детей, имеют право на распоряжение средствами (частью средств) этого материнского (семейного) капитала в целях, предусмотренных Законом N 256-ФЗ.

Пунктом 2 ст. 1 Закона N 208-ФЗ абз. 19 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ изменен. Так, имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 2 п. 1 ст. 220 НК (в ред. Закона N 208-ФЗ), распространяется также на случаи, когда оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии со ст. 2 Закона N 208-ФЗ

вышеуказанные положения подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ вступают в силу с 01.01.2007, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Закон N 208-ФЗ опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации“ 11.12.2006, в “Российской газете“ 12.12.2006.

Таким образом, в случае использования лицами, отвечающими требованиям ст. 3 Закона N 256-ФЗ и получившими государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, средств такого капитала в целях улучшения жилищных условий (приобретения на территории Российской Федерации жилья), данные лица вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, установленным подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector