Стаж государственной службы: как рассчитать, квалификационные требования

Стаж государственной службы: как рассчитать, квалификационные требования

Стаж государственной службы: как рассчитать, квалификационные требования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 16 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы”

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” постановляю:

1. Установить следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требований к стажу.

2. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

3. При исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.

4. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.

5. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы.

6. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа.

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 40, ст. 4017);

Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2008 г. № 1127 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 31, ст. 3700);

Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 848 “О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 46, ст. 5930).

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
16 января 2017 года
№ 16

Обзор документа

Установлены новые квалификационные требования к стажу госслужбы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной госслужбы.

Уточнено, какие периоды включаются в тот и другой стаж при их исчислении.

Так, в стаж госслужбы включаются периоды замещения должностей федеральной госслужбы; региональной госслужбы; воинских должностей; должностей федеральной госслужбы иных видов; государственных и муниципальных должностей; должностей муниципальной службы и иных должностей согласно федеральным законам.

Требования к продолжительности как стажа госслужбы, так и стажа работы по специальности, направлению подготовки не изменились.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Что означает стаж государственной службы и как рассчитывается?

Работа в системе государственной службы дает ряд преимуществ и чем больше стаж лица, тем больше преимуществ оно имеет. Это надбавки к заработной плате, более высокий размер пенсии, дополнительные дни отпуска, возможность занять более высокую должность. Так, важно точно определить, что же такое стаж госслужбы и как он рассчитывается с учетом ряда требований, изложенных в законодательных актах.

Что это такое?

Стажем гражданской госслужбы называют общее суммарное количество тех периодов, когда лицо занимало должности в организациях, попадающих в список органов государственной службы. Стажем также считается время работы, когда лицо замещало указанные в «Перечне» вакансии.

К таким периодам относятся:

  • работа в районных, городских или областных администрациях и советах;
  • воинская служба, но прохождение обязательной военной службы не учитывается.

К таким должностям относится:

  • секретарь;
  • библиотекарь;
  • технический сотрудник (проще говоря, уборщик) и т. д.

Наличие и размер стажа учитывается:

  • при расчете размера оплачиваемого отпуска (в зависимости от того, сколько лет лицо проработало на госслужбе, оно может иметь право на несколько дополнительных оплачиваемых дней отпуска);
  • при оформлении пенсии по выслуге;
  • при начислении надбавок к пенсионным выплатам, а также к заработной плате;
  • при участии в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя отдела или при повышении.
Читать еще:  Если умирает муж кто наследники первой очереди?

Нормативная база

Существует ряд законов и указов, которые необходимо знать и применять, рассчитывая стаж госслужбы. К основным документам относятся:

  • №58-ФЗ «О системе государственной службы» от 2003 года;
  • №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» от 2004 года;
  • №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» от 2001 года;
  • Указы, изданные Президентом:
  • «Об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ» от 19.11.2007 №1532;
  • «О перечне должностей, периоды службы на которых включаются в стаж государственной гражданской службы» от 20.09.2010 №1141.

Как считать государственной стаж?

Для расчета необходимо подтвердить стаж работы, предъявив документы, что лицо действительно состояло на государственной службе. В качестве такой бумаги, как правило, используется:

Исходя из указанных в документе данных, рассчитывается общий трудовой стаж. При этом руководствуются следующими правилами:

  • вне зависимости от того, сколько дней в том или ином месяце, каждые проработанные на госслужбе 30 дней приравниваются к месяцу;
  • один год стажа состоит из 12 месяцев.

Разберем пример расчета: Иванов А. А. имеет в трудовой книжке такие записи:

  1. С 10.10.2010 по 14.12.2012 – ведущий работник в отделе социального обеспечения.
  2. С 20. 12. 2012 по 15. 09. 2017 – директор ООО «Рога и Копыта».
  3. С 01.10.2017 по 01.12.2017 – бухгалтер в районном отделе Пенсионного Фонда.

Расчет будет проходить следующим образом:

1. Выписываем периоды работы на госслужбе – это пункты 1 и 3.

2. Рассчитываем оба периода с учетом календарных дней:

  • 21 + 30+31 (за 2010 год);
  • 31+ 28 + 31 + 30+31+30+31+31+30+31+30+31 (2011 год);
  • 31+ 29 + 31 + 30+31+30+31+31+30+31+14 (2012 год);
  • 31+30 (2017 год).

Итого: общий стаж составляет 827 дней.

3. Делим полученное число на 30 и получаем 27 месяцев и 17 дней. Делим месяцы на 12.

4. Получаем результат: общий стаж госслужбы Иванова А. А. составляет 2 года 3 месяца и 17 дней.

Стаж и квалификация

При повышении в структуре госслужбы учитываются не только образование претендента, его навыки и умения, но и стаж. Данные требования прописаны в Указе Президента №16, который имеет соответствующее название – «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы». Он был принят 16.01.2017. Более ранние указы на сегодняшний день утратили законную силу и не применяются.

Расчет стажа госслужащих

  • Аминов Владимир | генеральный директор ООО «АБС-Консалт»

Г осударственная служба Российской Федерации объединяет 3 вида государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба 1 . Государственная гражданская служба в свою очередь подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации 2 (см. Таблицу 1).

Для чего нужен стаж?

Стаж государственной гражданской службы необходим:

  • для замещения определенных групп должностей гражданской службы;
  • для начисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
  • для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

Для замещения определенных групп должностей гражданской службы необходимо иметь соответствующий стаж государственной гражданской службы, государственной службы иных видов или стаж работы по специальности. Требования, предъявляемые к стажу, установлены Указом Президента РФ от 27.09.2005 г. № 1131.

Должности гражданской службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. В Таблице 2 приведены требования к стажу для каждой группы должностей.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации 4 .

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе.

Государственным гражданским служащим, имеющим определенный стаж гражданской службы, устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе 5 от 10 до 30 процентов (см. Таблицу 3).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Одним из дополнительных отпусков является ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Он исчисляется из расчета 1 календарный день за 1 год гражданской службы. Однако общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущих, старших и младших групп, – 40 календарных дней (см. Таблицу 4).

Назначение пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее – феде ральные государственные служащие) назначается при одновременном наличии трех условий:

  1. стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет;
  2. замещение должности федеральной государственной гражданской службы на дату увольнения не менее 12 полных месяцев. Исключение – увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата;
  3. увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 166-ФЗ).

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В данной статье рассматривается стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

Что входит в стаж гражданской службы?

В стаж государственной гражданской службы для установления надбавки за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска входят 2 вида службы.

К первому виду относятся периоды замещения должностей, предусмотренные Перечнем 8 , утвержденным Указом № 1532 (см. Таблицу 5 на нашем сайте).

Ко второму – периоды, не предусмотренные Перечнем, но включаемые в стаж гражданской службы решением руководителя государственного органа. В стаж включаются те периоды работы, когда были приобретены опыт и знания, необходимые государственным гражданским служащим для выполнения их должностных обязанностей в настоящее время.

По Перечню в стаж государственной гражданской службы включаются периоды замещения государственных должностей РФ и субъектов РФ, должностей государственной гражданской службы, прокурорских работников, прохождения военной службы, службы в органах налоговой полиции, таможенных органах и другие.

Особенности расчета стажа государственной гражданской службы в 2020 году

Как ни странно, мало кто из государственных гражданских служащих знает, что имеет право на досрочный выход на пенсию. Однако такая возможность существует: закон исчисляет стаж государственной гражданской службы по особым правилам, которые отличаются от тех, что регулируют расчет стажа обычного работника.

Что такое стаж государственной гражданской службы?

Под государственной службой понимают особый вид профессиональной деятельности граждан России на установленных законодательством должностях. Она бывает двух видов:

  • федеральная госслужба (включает службу в вооруженных силах, полиции, национальной гвардии, прокуратуре);
  • федеральная государственная гражданская служба (это служба в налоговых органах, Роспотребнадзоре, ФССП, аппаратах судов, Росстате; также к ней приравнивают службу в органах субъектах федерации и муниципалитетах).

На что он влияет?

Продолжительность госслужбы влияет на целый ряд особенностей обеспечения служащего денежным довольствием и на режим труда и отдыха. Вот что определяется исходя из него.

  • Размер надбавки к должностному окладу. Если общая продолжительность работы от одного года до пяти лет, она будет составлять 10% оклада, если от пяти до десяти лет – 15%, от десяти до пятнадцати – 20%, а если гражданин проработал на различных должностях госслужбы свыше пятнадцати лет, то надбавка будет равна 30%.
  • Размер премий. Действующее российское законодательство предусматривает выплату госслужащим денежных поощрений за безупречно выполненную работу, а также за выполнение особо сложных задач. Чем больше времени они проработали, тем больше размер таких выплат.
  • Продолжительность отпуска. Гражданские служащие имеют право на отпуск, который составляет тридцать календарных дней. Однако за стаж этой категории работников полагаются дополнительные оплачиваемые дни к отпуску. Градация здесь напоминает градацию надбавок к окладу: за выслугу от одного года до пяти лет к отпуску прибавляют один день, от пяти до десяти лет – пять дней, от десяти до пятнадцати лет – неделю, при выслуге пятнадцать лет и более – десять календарных дней.
  • При большой выслуге лет повышается шанс получить статус ветерана труда. Как правило, для этого требуется заработать одну из ведомственных наград, которые вручаются за длительную работу в одной государственной организации. Звание «Ветеран труда» дает его обладателю право досрочного выхода на пенсию и предоставляет некоторые льготы.
Читать еще:  Служебная записка на премию – как оформляется премирование, образец

Что входит в стаж государственной службы?

В соответствии с положениями части 1 статьи 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе» и нормами указа Президента от 20 сентября 2010 года № 1141 в стаж гражданской службы входит:

  • время прохождения госслужбы других разновидностей (военная служба, работа в прокуратуре, полиции, некоторых других ведомствах);
  • работа на государственных должностях федерального и регионального уровня (например, на должности губернатора, депутата);
  • работа на должностях гражданской службы регионов;
  • выполнение обязанностей судьи любого уровня;
  • работа на муниципальных должностях;
  • работа на профсоюзных должностях;
  • труд в межгосударственных органах, обеспечивающих функционирование Содружества независимых государств;
  • работа на государственных должностях и прохождение госслужбы в период существования СССР.

Какие-либо иные квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы не установлены.

Как производится расчет?

Стаж госслужбы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, определен приложением № 2 к Федеральному закону «О пенсионном обеспечении». По состоянию на 2019 года он равен 16 годам и 6 месяцам. Однако до 2025 года его планируют постепенно увеличить. Так, после завершения увеличения в 2026 году он составит двадцать лет. При этом необходимо соблюсти ряд условий:

  • после того, как служащий отработает необходимое количество лет, он должен быть уволен только по положительным основаниям (например, по соглашению с нанимателем);
  • на одной должности гражданин должен проработать не менее года.

Какие документы необходимы для подтверждения?

Подтверждать время работы в госорганах для получения дополнительных дней к отпуску или надбавок к окладу не нужно – за работника это сделает кадровое подразделение. А вот для досрочного выхода на пенсию придется доказывать свою выслугу. Вот с помощью каких документов это можно сделать:

  • копия служебного контракта;
  • копия трудовой книжки;
  • выписка из лицевого счета Пенсионного фонда;
  • справка из кадрового подразделения ведомства, где работал человек;
  • свидетельские показания.

Следует отметить, что даже при наличии необходимого стажа Пенсионный фонд неохотно назначает госслужащим пенсию за выслугу лет. Нередко приходится доказывать свое право на нее в судебном порядке или подавать жалобу в вышестоящее подразделение Пенсионного фонда.

Подробнее узнать о выходе на пенсию по выслуге лет с гражданской службы можно из этого видео:

Таким образом, для госслужащих установлено особое исчисление времени работы, которое влияет на несколько обстоятельств. Так, от него зависит продолжительность отпуска и надбавки к окладу. Кроме того, работник вправе досрочно выйти на пенсию. Решение о ее назначении принимает Пенсионный Фонд.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Стаж государственной службы

Правовое значение стажа для государственного служащего определяется государственной необходимостью стимулировать стабильную и длительную работу квалифицированного должностного лица. Выслуга лет является квалифицирующим признаком государственной службы, основанием для служебного продвижения, исчисления размера пенсии после окончания службы.

Стаж учитывается также при возможности занять определенные должности в государственном аппарате. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих” содержит следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

  • а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее трех лет стажа работы по специальности;
  • д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Поскольку ч. 1 ст. 14 Закона № 58-ФЗ определяет, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов РФ, этот вопрос урегулирован в ст. 54 Закона № 79-ФЗ. Однако эта статья включена в гл. 11 о государственных гарантиях на государственной службе, что вряд ли верно.

Часть 1 ст. 54 Закона № 79-ФЗ предусматривает, что в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения:

  • 1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;
  • 2) государственных должностей;
  • 3) должностей муниципальной службы;
  • 4) выборных должностей в органах местного самоуправления;
  • 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. Симптоматично, что в стаж гражданской службы включается срок работы как на государственных должностях (на которые законодательство о государственной службе якобы не распространяется), так и на не признаваемых государственными должностях муниципальной службы и местного самоуправления. Но в данном случае важно, что данный Закон отсылает к специальному закону: “Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей” (ч. 3 ст. 54 Закона № 79-ФЗ). Тем самым Закон ставит государственных служащих по статусу в один ряд с остальными трудящимися. Эта вполне коммунистическая концепция отражает общий уровень понимания сущности государственной службы, является трудовой концепцией государственной службы.
Читать еще:  Образец приказа на то автотранспорта

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” стаж государственной службы понимается как суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии. Там же проводится определение и трудового стажа: трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Они распространяются, в частности, на военнослужащих, а также на лиц, проходивших иную, приравненную к военной, службу, предусмотренную Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.

В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов РФ включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы (ч. 2 ст. 14 Закона № 58-ФЗ).

Пункт 9 ст. 71 Закона № 79-ФЗ специально определяет, что в стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за гражданскую службу в соответствии с данным Законом и законами субъектов РФ засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж. Такую же норму содержит и ст. 61 Закона города Москвы “О государственной гражданской службе города Москвы” (п. 5).

Правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении исчисления стажа выражена в определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 “По жалобе гражданина Каленова Андрея Федоровича на нарушение его конституционных прав положением подпункта “и” пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и абзаца второго пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 “О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве””. Заявитель считал, что предусмотренное указанными нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, противоречит Конституции РФ, так как препятствует свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшает размер указанного пособия, полагающегося к выплате в случае временной нетрудоспособности. Конституционный Суд согласился с таким подходом и признал не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами оспариваемых положений как противоречащих Конституции РФ.

В стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включаются периоды работы (службы) на должностях, в том числе выборных, в государственных органах, на государственных должностях Российской Федерации, на государственных должностях субъектов РФ, на должностях в органах местного самоуправления, на государственных должностях государственной службы (Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 982 “О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет”. Эти же периоды включаются в стаж и в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1532.

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 “О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации” предусматривает, что такое включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением (п. 1). Получается, что подсчет соответствующих периодов начинается только после подачи служащим заявления, и до самого увольнения на пенсию служащие остаются в неведении, будут ли включены в стаж его работы те или иные периоды его работы или службы.

Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (о его общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Персональные данные, внесенные в личные дела, и документы учета государственных служащих являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях — к сведениям конфиденциального характера (ч. 5 ст. 14 Закона № 58-ФЗ).

По вопросам стажа, так же как в отношении иных областей института государственной службы, имеет место ведомственное регулирование вместо установления единства требований по всему государственному аппарату. В качестве примера приведем Порядок установления доплат за выслугу лет работникам государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 19 мая 2006 г. № 201, Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2004 г. № 312.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector