Порядок подачи жалобы в суд — Московская окружная коллегия адвокатов

Порядок подачи жалобы в суд

Любому лицу закон предоставляет право подать жалобу в суд, если он считает, что с ним несправедливо обошлись. Порядок подачи жалобы в суд строго регламентирован.
Какие требования предъявляются к жалобе? в какой суд подавать и как рассматривается жалоба? – тема данной статьи.

Подача жалобы в суд считается наиболее эффективным способом обжалования решений государственных органов, т.к. в случае положительного для заявителя результата, решение суда обязательно для исполнения. Об альтернативных способах обжалования решений госорганов можно прочитать в отдельной статье здесь. Важно, однако, что гражданин может сам решать, обращаться ли предварительно с обжалованием в государственные органы или сразу же направиться для решения проблемы в суд.

Подача жалобы в суд общей юрисдикции

В силу распространенности обжалований через суд правоприменительная практика привела к принятию Пленумом Верховного Суда разъясняющего постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”

Судебный порядок обжалования решений госорганов определен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, а также главой 25 ГПК РФ как для граждан, так и для организаций.

В какой суд подавать жалобу об отмене либо изменении в части решения государственного органа?

Каждый гражданин, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, может подать жалобу в районный или городской суд.
Процессуальное законодательство предоставляет возможность гражданам выбирать место нахождения суда.
Жалоба по желанию гражданина может быть подана либо по месту его жительства, либо по месту нахождения государственного органа или должностного лица, действия которых обжалуются. Ни один из обозначенных судов не вправе отказывать в принятии заявления по причине территориальной неподсудности. Это в некоторой степени может облегчить дорогу в суд.

Есть некоторые исключения. Так, отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Какие требования предъявляются к подаче жалобы?

По форме: Жалоба должна подаваться в суд в письменном виде. Как и для искового заявления, необходимо, чтобы жалоба была хорошо и четко написана, имела все данное о заявителе, его контакты, подпись.

По содержанию: В жалобе необходимо привести конкретные основания, по которым решение государственного органа представляется незаконным, а также указать нарушенные статьи закона, какие права и свободы нарушены, либо осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия.
Незаконность решения можно обжаловать, учитывая три основных момента. Первый – незаконным будет решение, принятое за рамками компетенции государственного органа, здесь будет иметь место превышение компетенции (или должностных полномочий). Второй – незаконным будет решение, принятое в нарушение требований закона. Третий – незаконным будет решение, которое непосредственно нарушает права и свободы граждан.

По срокам подачи: При подаче жалобы следует обращать внимание на срок. Закон устанавливает для обращения в суд с жалобой следующие сроки:
1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод (например, он ознакомился с обжалуемым решением);
2) при досудебном обжаловании срок подачи составляет один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящего государственного органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если ответ не был получен.

В случае пропуска установленного законом срока его можно восстановить при наличии уважительной причины, подав отдельное заявление о восстановлении срока для обжалования. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

По оплате: Действующее законодательство устанавливает государственную пошлину, которую нужно заплатить гражданам при подаче в суд жалоб на неправомерные действия органов государственного управления и их должностных лиц, ущемляющих права физических лиц, что делает подачу жалоб финансово не обременительной для граждан.

По комплекту документов: К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщить копию заявления, копию оспариваемого решения, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

Как судом рассматривается жалоба?

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Этим можно воспользоваться и ходатайствовать перед судом, например, о приостановке строительства предприятия, решение о котором обжалуется, либо о приостановлении действия нормативного акта.

Жалоба должна быть рассмотрена судом в течение десяти дней. Рассмотрение жалобы должно проводиться с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа, общественной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей.

Когда подают жалобу в арбитражный суд?

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц обладают лица (граждане, организации и иные лица), которые таким способом защищают свои права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что они нарушены оспариваемым действием (бездействием) в связи с его несоответствием закону или иному нормативному правовому акту.

Порядок оспаривания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регламентирован главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами применяются и общие правила искового производства, установленные Разделом II АПК РФ.

Если сторона не согласна с решением арбитражного суда, то АПК РФ предоставляет право подачи апелляционной жалобы. Читать о порядке подачи апелляционной жалоб и сроках.

Хотите выиграть дело? – звоните +7 964 500 00 11,

опыт и знания лучших адвокатов всегда для Вас

Порядок обжалования действий (бездействия) адвокатов

Порядок обжалования действий (бездействия) адвокатов

Порядок рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, обращений в отношении адвокатов установлен Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым первым

Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

(далее – Кодекс этики).

Лицо, полагающее, что адвокат своими действиями (бездействием) нарушил законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, либо не исполнил решение органов

адвокатской палаты, либо его проступок порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, вправе обратиться с соответствующим заявлением:

  1. в Адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат;
  2. в территориальный орган Минюста России в субъекте Российской Федерации, в реестре которого содержатся сведения об адвокате[1].

Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса этики, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности (замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката).

Указанные меры применяются к адвокату только в рамках дисциплинарного производства.

Стадии дисциплинарного производства:

Дисциплинарное производство включает следующие стадии:

  1. возбуждение дисциплинарного производства;
  2. разбирательство в Квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее – Квалификационная комиссия);
  3. разбирательство в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее – Совет).

Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются:

  1. состоявшееся ранее решение Совета по дисциплинарному производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;
  2. состоявшееся ранее решение Совета о прекращении дисциплинарного производства по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Кодекса;
  3. истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное производство возбуждается Президентом Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (либо лицом, его замещающим) на основании распоряжения

в 10- дневный срок. В необходимых случаях указанный срок может быть продлен до 1 месяца.

Срок подачи жалобы:

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее 6 месяцев со дня обнаружения проступка, не считая:

  • времени болезни адвоката,
  • нахождения его в отпуске;
  • если с момента совершения им нарушения прошло не более 1 года, а при длящемся нарушении – с момента его прекращения (пресечения).

Кто может обратиться с жалобой на адвоката:

Поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:

  1. жалоба, поданная другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, либо лицом, которому отказано в оказании бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ “О бесплатной юридическойпомощи в Российской Федерации”;
  2. представление вице-президента адвокатской палаты либо лица, его замещающего;
  3. представление территориального органа юстиции;
  4. обращение суда (судьи), рассматривающего дело, представителем (защитником) по которому выступает адвокат.

Какие жалобы не принимаются к производству:

Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства и не рассматриваются:

  1. жалобы, обращения, представления лиц, не имеющих право ставить вопрос о возбуждении дисциплинарного производства;
  2. жалобы, обращения и представления, основанные на действиях (бездействии) адвоката, не связанных с исполнением им профессиональных обязанностей;
  3. анонимные жалобы и сообщения на действия (бездействия) адвокатов.

Одновременно следует отметить, что адвокатская палата субъекта Российской Федерации не уполномочена принимать решение о возврате адвокатом ранее уплаченного ему

Читать еще:  Кто подписывает протокол общего собрания собственников

гонорара либо иных денежных средств, выплаты которых доверитель может требовать в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения), принятого адвокатом поручения.

За удовлетворением подобных финансовых требований в случае, если урегулировать данный вопрос с адвокатом путем переговоров не удалось, доверитель вправе обратиться в суд

общей юрисдикциив порядке искового производства .

Требования к реквизитам и содержанию жалобы:

Жалоба, представление, обращение подаются в письменной форме и в них должны быть указаны:

  1. наименование адвокатской палаты;
  2. ФИО адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;
  3. ФИО и место жительства заявителя – физического лица; наименование и место нахождения заявителя – юридического лица;
  4. наименование и местонахождение органа государственной власти, а также ФИО должностного лица, направившего представление либо обращение;
  5. ФИО адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства;
  6. конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;
  7. обстоятельства, на которых инициатор жалобы основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Обстоятельства, исключающие возможность дисциплинарного производства:

Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются:

  • состоявшееся ранее решение Совета по дисциплинарному производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;
  • состоявшееся ранее решение Совета о прекращении дисциплинарного производства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 25 Кодекса этики;
  • истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

Отзыв жалобы в случае примирения:

Отзыв жалобы, представления, обращения либо примирение адвоката с заявителем, выраженные в письменной форме, возможны до принятия Советом решения и могут

повлечь прекращение дисциплинарного производства.

Повторное возбуждение дисциплинарного производства по данному предмету и основанию не допускается.

Возбуждение дисциплинарного производства:

Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации либо лицо, его замещающее, не позднее 10 дней со дня получения жалобы, представления или обращения,

отвечающих всем необходимым требованиям, возбуждает дисциплинарное производство. В необходимых случаях указанный срок может быть продлен до 1 месяца.

В случае получения документов, которые не могут быть признаны допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, а равно поступивших от лиц,

не имеющих право ставить вопрос о его возбуждении, или при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства,

Президент палаты либо лицо, его замещающее, отказывает в его возбуждении, возвращает эти документы заявителю с указанием оснований принятого решения.

Разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации:

Квалификационная комиссия формируется в количестве 13 членов из:

  • 7 представителей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;
  • 2 представителей территориального органа юстиции;
  • 2 представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • 1 представителя верховного суда субъекта Российской Федерации;
  • 1 представителя арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Дисциплинарное дело должно быть рассмотрено Квалификационной комиссией не позднее 2 месяцев с момента его поступления в комиссию, не считая времени отложения дела по причинам, признанным уважительными.

Разбирательство осуществляется устно, на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства , в пределах тех требований и по тем основаниям, которые изложены в жалобе, представлении, обращении.

Участники дисциплинарного производства вправе:

  • знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства;
  • участвовать в заседании Квалификационной комиссии;
  • давать устные или письменные объяснения по существу разбирательства;
  • представлять доказательства.

По результатам рассмотрения жалобы Квалификационная комиссия выносит заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушений норм

законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса этики. При этом учитываются сроки привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.

Не позднее 10 суто момента вынесения указанного заключения участники дисциплинарного производства вправе представить через ее секретаря в Совет письменное заявление

о своем несогласии с заключением или его поддержке.

Разбирательство в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации:

Дисциплинарное дело должно быть рассмотрено Советом не позднее 2 месяцев с момента вынесения Квалификационной комиссией заключения, не считая времени отложения дела

по причинам, признанным уважительными.

Совет, состоящий из членов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заключения Квалификационной комиссии рассматривает жалобу и

принимает по ней окончательное решение:

1) о прекращении дисциплинарного производства вследствие :

  • отсутствия в действиях (бездействии) адвоката нарушений;
  • истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности;
  • отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.
  • состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками, по тому же предмету и основанию;
  • отзыва жалобы, представления, обращения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;
  • малозначительности совершенного адвокатом проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение.
  • ошибки Квалификационной комиссии в правовой оценке деяния адвоката или толковании закона и Кодекса этики, послужившей основой для заключения Квалификационной комиссии о наличии в действиях адвоката нарушений.

2) о направлении дисциплинарного производства в Квалификационную комиссию для нового разбирательства – в случае установления нарушения процедуры рассмотрения жалобы в Квалификационной комиссии.

3) о применении к адвокату меры дисциплинарной ответственности – в случае наличия в действиях (бездействии) адвоката нарушений.

Решение Совета может быть обжаловано только адвокатом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в месячный срок со дня, когда ему стало известно или он должен был узнать о состоявшемся решении.

[1] [1] Документом, подтверждающим статус адвоката, является удостоверение адвоката часть 3 статьи 15 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ).

В удостоверении содержится информация о регистрационном номере адвоката. Регистрационный номер адвоката включает в себя две составляющие (группы цифр), разделенные косой чертой, из которых первые две цифры – это номер субъекта Российской Федерации, а вторая составляющая (третья и далее цифры) – порядковый номер записи при внесении сведений об адвокате в реестр.

Куда жаловаться на адвоката?

При расследовании уголовных дел подозреваемому или обвиняемому требуются помощь правозащитника. Часто возникают ситуации, когда правозащитники безответственно выполняют свои обязанности. В этом случае составляется жалоба на адвоката.

Порой обращения граждан остаются без рассмотрения, так как они были направлены не в ту государственную структуру, которая компетентна в решении возникшего вопроса. Узнаем, куда и в каких случаях нужно обращаться, если адвокат нарушил закон.

В каких случаях подаются жалобы

При возникновении необходимости любой гражданин может воспользоваться услугами адвоката бесплатно, которого назначат от государства. Также человек может отказаться от предложенного государственного защитника и нанять иного специалиста, при наличии адвокатского удостоверения.

В обоих случаях адвокат должен честно и старательно выполнять свои должностные обязанности, и бороться за интересы своего доверителя в соответствии действующим законодательством. Эта норма закреплена в ст. 7 ФЗ №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», также об этой обязанности говорится в ст. 8 «Кодекса профессиональной этики адвоката».

Недовольные лица, чаще всего обращаются с жалобой по следующим причинам:

  • допущены грубейшие ошибки в судебном разбирательстве;
  • разглашены секретные сведения о клиенте или иные детали рассматриваемого дела;
  • правозащитник юридически безграмотен, не умеет применять законы в практической деятельности;
  • адвокат ведет себя грубо или хамски общается;
  • за оскорбление личности другого адвоката;
  • требует с гражданина оплаты за свои услуги, хотя он привлечен к процессу в качестве бесплатного правозащитника и за его работу ему платит государство;
  • не разъясняет права и обязанности обвиняемого или подсудимого и др.

В списке указана лишь небольшая часть потенциальных нарушений в результате деятельности работника адвокатуры.

Кто может пожаловаться

В зависимости от оснований обращения это может быть:

  • его клиент, в их число входят юридические, физические лица или объединенная группа лиц;
  • другой адвокат, входящий в союз профессионалов;
  • в случае безосновательного отказа в помощи лицу, которое обратилось за получением бесплатной помощи, гарантированного государством;
  • руководитель адвокатской палаты или его заместителю;
  • правомочный государственный орган, контролирующий адвокатскую деятельность (Министерство юстиции);
  • судебный орган в лице судьи.

Прежде чем жаловаться на правозащитника, оцените его действия с точки зрения закона, так как его накажут только при наличии законных оснований.

Куда писать жалобу

Существует несколько ведомств, куда можно сообщить о нарушениях, допущенных адвокатом, рассмотрим таблицу.

В какие органы Причины
Если нарушения произошли в профессиональной сфере
В коллегию адвокатов · выявлены незначительные погрешности в оказании услуг;

· обнаружено неправильное применение законов в правоприменительной практике.

В палату адвокатов · за нарушение адвокатской этики, регламентированной в Кодексе;

· допущены иные неточности в работе.

Если жалоба не касается профессиональной сферы, то заявление рассматривается в общем порядке
В полицию При обнаружении проступков, связанных с мошенническими действиями или иными преступлениями.
В прокуратуру · получен отказ в рассмотрении обращения в иных ведомствах;

· бездействие надзорных органов при защите прав, обратившихся граждан.

В судебные органы · выдвигается требование о выплате материального ущерба или возврате денег за некачественные услуги;

· вопрос об отмене юридических действий.

Сохраняйте все документы, которые подтверждают взаимодействие с адвокатом и государственными органами, куда были направлены обращения. При необходимости эти письма послужат доказательной базой при обращении в суд.

Правила обращения в уполномоченные органы для защиты своих прав, в случае нарушения профессиональной деятельности.

В коллегию адвокатов

От гражданина может поступить жалоба, если были допущены незначительные нарушения.

Обычно в коллегию входит несколько адвокатов, оказывающих населению юридические услуги. Они не несут ответственности за действия иного члена. Скорее всего обращение будет рассмотрено, так как они дорожат своей деловой репутацией и престижем своей коллегии. Если это входит в их компетентность, то проблема будет улажена. Жалоба подается руководителю объединения – главе коллегии.

В адвокатскую палату

Этот орган контролирует адвокатскую деятельность, ведет учет всех своих членов. Именно в адвокатскую палату перечисляются ежемесячные членские взносы, которые обязаны платить адвокаты. Здесь принимаются экзамены у лиц, претендующих получить звание адвоката, и осуществляется их дальнейшее обучение. Поэтому жалоба в адвокатскую палату на адвоката – это наиболее эффективный способ воздействия на недобросовестного адвоката.

Орган рассматривает обращения, содержащие:

  • сведения о нарушении профессиональной этики;
  • информацию об ошибках в документах и плохое качество оказания услуг;
  • сведения об ошибках допущенных отдельным адвокатом или целой группой.

На что стоит обратить внимание, при направлении жалобы в адвокатскую палату:

  1. письма, направленные в электронном виде считаются анонимными, и они не будут рассматриваться. Обращение подается через секретаря в приемной или направляется почтой:
  2. не будут рассматриваться обращения, не связанные с профессиональной деятельностью;
  3. в жалобе подробно описываются обстоятельства инцидента, описываются допущенные ошибки, а также указываются дата и номер соглашения об оказании услуг;
  4. жалоба о возврате денежных средств не будет рассмотрена, даже если обращение заявителя будет признано обоснованным и адвоката привлекут к дисциплинарной ответственности. Так как это не входит в полномочия адвокатской палаты. С таким заявлением нужно обратиться в суд.

Жалоба составляется только в письменном виде и направляется на имя руководителя палаты.

Наказания за допущенные нарушения в профессиональной деятельности

Поступившая жалоба в адвокатскую коллегию будет направлено на рассмотрение в квалификационную комиссию. При подтверждении фактов, указанных в обращении, к адвокату будут применены меры ответственности в зависимости от тяжести совершения проступка.

Наказание В каком случае
Замечание Выявлены нарушения незначительной степени, скорее всего, касалось этики поведения (нагрубил, нахамил, оскорбил).
Предупреждение Грубые нарушения, которые могли навредить клиенту или деятельности коллегии.
Аннулирование статуса адвоката Грубейшие неоднократные нарушения, в результате которых был нанесен вред клиенту или профессиональной деятельности коллегии адвокатов. Такое решение накладывает запрет на дальнейшее осуществление деятельности.

Если при оказании услуг адвокат нарушил права клиента, то гражданин может пожаловаться на непрофессионализм правозащитника. Лучше всего подавать жалобу в коллегию или палату адвокатов, они быстро и компетентно разберутся в ситуации. А вот в Главное Управление юстиции нет смысла обращаться, так как учреждение не занимается деятельностью региональных объединений адвокатов, пострадавший только зря потеряет время.

ВС разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам

9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Обжалование по новым правилам

В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

В п. 4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

Как указано в п. 6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

В п. 7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

«Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом. Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он. Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин. – Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет. «Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом. Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он. – КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры. Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п. 2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило. Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров. Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

Эксперт также обратил внимание на п. 5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС. «Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”. Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

Кассационное обжалование с 1 октября 2019 года

Со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции судебные акты по гражданским и административным делам обжалуются в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Федерального закона от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (часть 3 статьи 1 ГПК РФ, часть 5 статьи 2 КАС РФ).

Пленум Верховного Суда РФ от 12.09.2019 г. постановил считать днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, Кассационного военного суда, Апелляционного военного суда и Центрального окружного военного суда 1 октября 2019 года.

Таким образом, с 01.10.2019г. кассационное обжалование вступивших в законную силу судебных актов регламентируется главами 41 ГПК РФ и 35 КАС РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ.

Прошу обратить внимание на то, что в соответствии с внесенными изменениями в процессуальное законодательство и разъяснениями Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019г. №25 и 26 установлен следующий порядок кассационного обжалования, особенности которого отражены в нижеприведённой таблице:

Кассационное обжалование с 01.10.2019 г.

Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства

1. Кассационная жалоба, представление

поданы до 01.10.2019г.

Президиумы верховных судов республик, городов федерального значения, иных равным им,

Указанные жалобы, представления подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главами 39, 41 ГПК РФ и главами 34, 35 КАС РФ, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

2. Если до рассмотрения кассационной жалобы, представления (из п.1) подана жалоба на тот же судебный акт иным лицом

Они подлежат рассмотрению судом, в производстве которого находятся ранее поданные жалоба, представление,

3. Кассационные жалоба, представление на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (01.10.2019г.), со дня начала деятельности

Подаются в кассационный суд общей юрисдикции

В шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ

4. Лица, реализовавшие право на подачу кассационных жалобы, представления в президиум верховного суда республики, суда города федерального значения, со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции подают кассационные жалобы,

В судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 390.2 ГПК РФ, часть 1.1 статьи 319 КАС РФ).

Кассационные жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, подаются в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности

5. Кассационные жалоба, представление на судебные акты, вступившие в законную силу после дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (с 01.10.2019г.)

Подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (ч.1 ст. 377 ГПК в новой редакции; ч. 1 ст. 319 КАС в новой редакции)

В трехмесячный срок, установленный ч.1 ст. 376-1 ГПК РФ (в новой редакции),

При этом, продолжительность и порядок исчисления срока (шесть месяцев ч. 2 ст. 318 КАС РФ) кассационного обжалования судебных актов по административным делам (КАС), установленного ч. 2 ст. 318 КАС РФ с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции не изменяются

Кроме того, следует обратить внимание на порядок разрешения вопросов о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы.

  1. Так, Кодекс административного судопроизводства РФ с момента его вступления в силу, т.е. 15.09.2015г., в ч.3 ст. 318 КАС РФ предусматривал, что вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи кассационной жалобы разрешается судом кассационной инстанции.
    В связи с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции данное положение закона не изменяется.
  1. Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривал разрешение вопроса о восстановлении срока на кассационное обжалование судом общей юрисдикции. В связи с началом деятельности судов общей юрисдикции следует учесть, что:

А) Заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления, поданное до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции в соответствии с установленной законом подсудностью в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала их деятельности подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам статьи 112 ГПК РФ;

Б) В случае признания причин пропуска указанного процессуального срока уважительными заявителю восстанавливается шестимесячный срок на подачу кассационных жалобы, представления, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.

В) Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, подается в кассационный суд общей юрисдикции.

Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования порталом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector