Как прокуратура влияет на полицию

Как прокуратура влияет на полицию

Разница между полицией и прокуратурой

В государстве Российская Федерация реализуется принцип разделения властей, и есть много служб, выполняющих сходные функции. Полиция и прокуратура — правоохранительные органы, обеспечивающие законность и правопорядок, следящие за соблюдением фундаментальных прав и свобод. Несмотря на смежные задачи, важно понимать, чем прокуратура отличается от полиции, чтобы знать, куда обращаться при нарушении прав или преступном посягательстве.

Что такое прокуратура

В России прокуратуру впервые учредил Петр I. Прокуратура — это централизованная система органов, функция которых — осуществление надзора за тем, чтобы госорганы, должностные лица и другие субъекты не нарушали законы. Она является военизированной структурой и обладает правом законодательной инициативы. Прокуроры могут реагировать на несоблюдение закона самостоятельно или на основании обращения к ним.

Возглавляет эту структуру Генеральный прокурор Российской Федерации. Его назначает Совет Федерации по рекомендации Президента РФ. Нормативной базой ее функционирования является Конституция и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Что такое полиция

Полиция — это организация, входящая в систему инстанций и структур МВД РФ. Издревле похожие задачи выполнял разбойный приказ, который был создан в XVI в. Основные функции — борьба с преступностью и обеспечение безопасности в обществе. Была образована из милиции в результате реформы 2011 г.

Полицейские расследуют большинство уголовных дел: кражу, разбой, изнасилование, хулиганство и т.д. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О Полиции» № 3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. Представителями полиции являются, в том числе оперуполномоченные и участковые.

Разница между полицией и прокуратурой

У этих органов много общего, так как они способствуют нормальному функционированию общества и уменьшению преступлений и нарушений прав, а основные отличия содержатся в их принадлежности к разным ветвям власти и полномочиях.

Характер деятельности

Полиция входит в систему органов исполнительной власти и подчинена Министерству внутренних дел РФ и Президенту. Прокуратура, согласно Конституции, не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому может проводить проверки остальных структур и пресекать нарушения закона.

Задачи организаций

В обязанности всех правоохранительных органов входит обеспечение социального спокойствия и безопасности населения.

Функции и направления деятельности прокуратуры:

    проверка соблюдения законов органами государственной власти и должностными лицами;

Задачами полиции являются:

  • защита жизни и здоровья населения;
  • охрана правопорядка;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • охрана прав собственности;
  • контроль за оборотом наркотиков;
  • исполнение административных наказаний;
  • контроль за оборотом оружия;
  • экспертная деятельность;
  • пресечение незаконной миграции;
  • борьба с коррупцией;
  • противодействие экстремистской деятельности;
  • борьба с преступными группировками;
  • рассмотрение заявлений граждан о преступных посягательствах;
  • уголовный розыск и др.

Взаимодействие с судебной властью

Только суды могут осуществлять правосудие, судебная власть независима, поэтому с ней можно только взаимодействовать, но не оказывать влияние.

Прокурор может выступать стороной в судебном разбирательстве, давать заключения по вопросам, подавать представления на судебные решения. Например, прокурор может быть процессуальным истцом в гражданском процессе в делах о выселении, защите материнства и детства, социальной защите и т.д.

Таким образом, полиция — структура исполнительной власти, а прокуратура — независимая система органов надзора и контроля за компаниями и гражданами, законностью в социуме. Обе службы являются правоохранительными, но прокуратура занимается более тяжкими преступлениями и нарушениями закона.

Как прокуратура влияет на полицию

После моих слов Вы до сих-пор считаете это интересной и захватывающей профессией?

А на «серьёзные дела» и большую дичь — ловец другой, как правило, Прокуратура, Следственный комитет, ФСБ…

Расследование самых сложных преступлений находится в исключительном ведении Следственного комитета России. Все сотрудники данного ведомства наделены огромными полномочиями, обладают высоким статусом и правовым иммунитетом(неприкосновенностью).

При этом, оперативно-розыскную деятельность(оперативное сопровождение при расследовании преступлений) осуществляют оперативные сотрудники МВД(Чаще всего Уголовный Розыск), ФСБ, ФСКН и другие. То есть руки следователя это «опера». Следователь раздает поручения сотрудникам МВД, ФСБ и ФСКН.

После рассмотрения жалобы полицейского привлекут к ответственности. Также результатом расследования обращения граждан может стать дисциплинарное взыскание.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на бездействие сотрудников Полиции руководителю ОВД:

Прокуратура

Контролирующим органом действий полиции является прокуратура. По решению прокурора могут предприниматься любые действия, благодаря которым выявляются факты неправомерных действий сотрудников правопорядка.

Проверка обычно занимает не более 10 суток.

Если факты, изложенные в жалобе, подтвердятся, выносится решение о срочном их устранении.

Как прокуратура влияет на полицию

Жалоба в прокуратуру на бездействие рассматривается быстро: за 10 дней по ней примут решение.

Если в действиях полицейского обнаружатся нарушения, прокурор внесет представление об их устранении. А по итогам проверки полицейского подвергнут дисциплинарному наказанию.

Заявителю будут направляться письма с информацией обо всех действиях, предпринятых в рамках проверки по его заявлению. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 7 (800) 500-27-29 доб 882Это быстро и бесплатно! Суд Обращение в суд регламентируется ст.

125 Уголовного процессуального кодекса.

Общая деятельность полиции определена ФЗ «О полиции ».

Что входит в государственные услуги полиции? 1.полиция принимает заявления, сообщения граждан об административных правонарушениях 2.полиция принимает сообщения, заявления граждан, о преступлениях 3.полиция принимает заявления, сообщения о происшествиях 4.полиция принимает решения и рассматривает обращения, заявления, сообщения граждан 5.полиция принимает меры по сообщениям, уведомлениям, заявлениям

B3.Отличие между полицией и прокуратурой. По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления.

Достаточно будет только указать следующие данные:

  • Информацию о заявителе (анонимные жалобы не рассматриваются);
  • Информацию о полицейском, совершившем нарушение;
  • Подробное описание самого нарушения.

Подать жалобу можно по почте или лично. Однако обязательно возьмите расписку о том, что вы подали жалобу. Так вы сможете в дальнейшем доказать то, что действительно имел место факт обращения в УСБ.

Как пожаловаться на сотрудника полиции по телефону?

Сделать это очень просто.

У УСБ есть собственный телефон горячей линии. По нему вы можете звонить в любое время абсолютно бесплатно. При этом все разговор записываются, и впоследствии могут служить доказательством при проведении расследований. Поэтому при звонке лучше говорить грамотно и избегать оскорблений.

На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.

Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений.

B2.Полиция Полиция- это система государственных органов, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, безопасность граждан и общества, предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, а также выполнять некоторые другие функции.

Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.

Характер деятельности

Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.

Предмет деятельности

Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного.

Последний не имеет представления о том, на каком этапе находится расследование, что сделано для его раскрытия, прочее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что делать, если вызвали на допрос в Полицию?

В связи с последним обстоятельством заявитель самостоятельно обращается в полицию, пытается получить интересующую его информацию.

Если ваш случай соответствует хотя бы нескольким из вышеперечисленных оснований, обратитесь в другие органы, уполномоченные заниматься подобными делами, так как дело может остаться нераскрытым, а преступник избежит наказания.

Иногда при оформлении дела сотрудники полиции допускают ошибки в показаниях свидетелей. Чтобы исправить ситуацию, нужно подать заявление начальнику полиции или другому вышестоящему лицу с просьбой разобраться в ситуации с искажениями свидетельских показаний.

Ответ может быть двух видов:

  • отказать в жалобе;
  • направить дело по подведомственности;
  • принять по жалобе меры и привлечь виновных к ответственности.

Таким образом, жалоба на незаконные действия полицейского является эффективным способом защиты прав граждан в рамках возникших правоотношений.

Заявление можно направить как непосредственному руководителю этого лица, так и в органы прокуратуры и суда.

Пишется жалоба на действия сотрудников полиции от первого лица, события описываются в логическом порядке и без ненужной информации.

Когда можно жаловаться?

Вы можете жаловаться на сотрудников полиции практически по любому поводу, так как они являются должностными лицами и обязаны работать по определенным нормам. Подать жалобу можно в следующих случаях:

  • Сотрудник полиции обращается к вам не по форме (не называет ФИО и звание, не предъявляет своё удостоверение);
  • Сотрудник полиции оскорбляет вас;
  • Полицейский требует ваши документы без основания;
  • Сотрудник полиции проводит обыск или досмотр, не имея на это разрешения;
  • Полицейский без основания применяет к вам силу;
  • Сотрудник полиции вымогает у вас деньги;
  • Полицейский незаконно вас задержал.
Читать еще:  Ответ на жалобу о некорректном поведении сотрудника

К сожалению, рядовой гражданин может столкнуться с любой из этих неприятных ситуаций. В связи с этим стоит понимать, что за свои права надо бороться.

Важно, чтобы в нем были следующие сведения:

  • личные данные заявителя;
  • сведения о сотруднике полиции, который допустил правонарушение;
  • описание правонарушения.

Жалобы, направленные анонимно, не подлежат рассмотрению.

Передать жалобу можно лично или выбрать другой способ и отправить ее по почте. Если вы сами передаете документ, не забудьте взять расписку. Имея расписку, можно в любой ситуации доказать факт обращение в УСБ.

Важный момент! УСБ может не отреагировать на жалобу.

В этой ситуации они не смогут проигнорировать обращение, так как оно под контролем в другой гос.

Куда жаловаться на полицию?

Полицейский — должностное лицо, защитник порядка и образцовый гражданин. По крайней мере, так должно быть. На практике же чаще всего встречаются полицейские, которые либо пренебрегают своей должностью, либо просто игнорируют свои обязанности. В худшем случае они используют свои полномочия в личных интересах и во вред гражданам. Очень часто можно столкнуться с бездействием участкового.

Естественно, с грубыми нарушениями стоит бороться. И сделать это можно с помощью жалобы в государственные органы или иска. В этой статье мы расскажем, куда и в каких случаях подается жалоба, как её написать и как привлечь полицейского к ответственности.

Когда можно жаловаться?

Вы можете жаловаться на сотрудников полиции практически по любому поводу, так как они являются должностными лицами и обязаны работать по определенным нормам. Подать жалобу можно в следующих случаях:

  • Сотрудник полиции обращается к вам не по форме (не называет ФИО и звание, не предъявляет своё удостоверение);
  • Сотрудник полиции оскорбляет вас;
  • Полицейский требует ваши документы без основания;
  • Сотрудник полиции проводит обыск или досмотр, не имея на это разрешения;
  • Полицейский без основания применяет к вам силу;
  • Сотрудник полиции вымогает у вас деньги;
  • Полицейский незаконно вас задержал.

К сожалению, рядовой гражданин может столкнуться с любой из этих неприятных ситуаций. В связи с этим стоит понимать, что за свои права надо бороться. И лучший способ — подача жалоб.

Куда можно жаловаться?

Сотрудники полиции — должностные лица. И поэтому отвечать они должны по закону и предельно строго. Поэтому подавать жалобы можно только в органы правопорядка. Вы можете обратиться:

  1. В отделение полиции, к которому приписан сотрудник полиции;
  2. В Управление Собственной Безопасности;
  3. В прокуратуру;
  4. В суд.

Пожалуй каждый гражданин знает, что такое прокуратура, суд и отделение полиции. А вот с УСБ простым гражданам контактировать приходится редко. Управление Собственной Безопасности — государственная структура, главная обязанность которой — следить за тем, чтобы органы правопорядка работали как надо и не нарушали права граждан. Однако вернемся к самим жалобам и рассмотрим их более подробно.

Жалоба на незначительные нарушения в отделение полиции

Зачастую случается так, что нарушение незначительно, пожаловаться нужно, но при этом обращаться в вышестоящие инстанции нет никакого желания. В этом случае пожаловаться на полицейского можно прямо в отделении. Сделать это можно как устно, так и письменно.

Если вы решите обратиться устно, то просто найдите ответственного сотрудника или старшего по званию — он выслушает вашу жалобу и либо примет меры самостоятельно, либо передаст жалобу руководству. Однако помните — устная жалоба обычно не несет каких — то заметных последствия, так как не является официальным обращением.

Письменная жалоба — значительно более серьезный документ. Составлять её достаточно легко — в заголовке напишите кому и от кого направлена жалоба, в самом теле жалобы изложите вашу претензию и выскажите требования, а в конце поставьте подпись и дату. Письменное обращение будет рассмотрено и на него будет направлен официальный ответ.

Также есть возможность подать жалобу в полицию на сотрудника через интернет. Для этого достаточно зайти на официальный сайт МВД и составить обращение, на которое обязательно будет дан официальный ответ.

В УСБ

Самый простой способ обратить внимание надзорных служб на неправомерные действия полицейских — написать жалобу в УСБ. При этом писать её можно в относительно свободной форме. Достаточно будет только указать следующие данные:

  • Информацию о заявителе (анонимные жалобы не рассматриваются);
  • Информацию о полицейском, совершившем нарушение;
  • Подробное описание самого нарушения.

Подать жалобу можно по почте или лично. Однако обязательно возьмите расписку о том, что вы подали жалобу. Так вы сможете в дальнейшем доказать то, что действительно имел место факт обращения в УСБ.

Как пожаловаться на сотрудника полиции по телефону?

Сделать это очень просто. У УСБ есть собственный телефон горячей линии. По нему вы можете звонить в любое время абсолютно бесплатно. При этом все разговор записываются, и впоследствии могут служить доказательством при проведении расследований. Поэтому при звонке лучше говорить грамотно и избегать оскорблений. Ниже приведены номера горячей линии, по которым возможен звонок:

  • Горячая линия для жителей Москвы (495) 255-96-57;
  • Горячая линия для жителей Московской Области (499) 317-24-66;
  • Телефон горячей линии для всей России (495) 667-07-30.

Не смогли дозвониться? Ничего страшного. Просто наберите 02 и либо попросите дежурного соединить вас с УСБ, либо, если возможности соединения нет, передайте свою жалобу ему. Очень важно знать то, что анонимные жалобы на сотрудников полиции не подлежат рассмотрению, но можно потребовать сохранить анонимность.

  • 8-800-250-02-35 — отдел по борьбе с коррупцией среди должностных лиц;
  • 8 (495) 667-74-47 — отдел по борьбе с нарушением гражданских прав должностными лицами.

Обращаться по ним вы так же можете абсолютно бесплатно.

Жалоба в прокуратуру на сотрудника полиции

При значительных нарушениях и явном бездействии УСБ стоит сразу же подавать жалобу в прокуратуру. Её главная обязанность — защищать права граждан независимо от того, кто эти права нарушил. Поэтому прокуратура может влиять даже на полицию.

Для того, чтобы ваше заявление в прокуратуру приняли, его следует правильно составить. Оно имеет строгую форму и содержит три части: заглавную, информационную, заключительную.

Заголовок жалобы содержит

  • Наименование отделения прокуратуры: полное название, адрес, ФИО и звание руководителя;
  • Информацию по гражданину, подающему заявление — его ФИО, адрес и контактные данные.

Информационная часть претензии более обширна. В неё входят:

  • Описание самого происшествия (место, время и другие данные), информация по сотруднику, совершившему правонарушение;
  • Перечень прав, которые нарушил сотрудник полиции своими действиями;
  • Требования к прокуратуре;
  • Обоснование требований.

Заключительная часть — самая короткая. Однако она так же крайне важна. В неё входят:

  • Перечень документов, которые могут послужить доказательством вашей правоты;
  • Подпись заявителя;
  • Дату подачи заявления.

В некоторых случаях допускается сохранение анонимности заявителя, для этого в тексте жалобы необходимо указать на тот факт, что личность обращающегося не должна быть раскрыта.

Иск в суд

Если никакие другие способы добиться справедливости не помогают, то вам поможет только суд. Для того, чтобы начать разбирательство по вашему делу, подайте исковое заявление. Оно абсолютно идентично претензии в прокуратуру (кроме заголовка — в нем не указывается ответственное лицо). Как только ваше заявление будет подготовлено и направлено, суд уведомит полицию о начале судебного разбирательства.

Обратите внимание на то, что при судебных разбирательствах полицейским грозит значительно более серьезное наказание, чем гражданским лицам, так как у них есть должностные полномочия, которые не только дают им права, но и накладывают на них массу обязанностей. Однако если вы решитесь судиться с полицейским, то обязательно заручитесь поддержкой юриста, специализирующегося на спорах с госслужбами.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Как прокуратура влияет на полицию

Жалоба на действия или бездействие сотрудников полиции

Подача жалобы в прокуратуру на бездействие полицейских – эффективная мера воздействия на сотрудников правоохранительных органов, которые плохо справляются со своими должностными обязанностями. Воспользоваться этим способом решения проблемы стоит только в том случае, если обжалование следственных действий в самом отделе полиции не решило проблему.

Как правильно составить жалобу, чтобы она была гарантированно принята в прокуратуре? И куда еще, кроме прокуратуры, можно жаловаться на бездействие полиции? Узнав ответы на эти вопросы, вы непременно сможете отстоять свои права и интересы в любой ситуации.

На основании этого постановления суда, все незаконные действия в отношении гражданина должны быть пресечены. Если же в жалобе было отказано, лицо может отправить решение суда на пересмотр в суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.

В первую очередь, необходимо указать на спорящие стороны. В данном случае, это — должностное лицо органов внутренних дел и заявитель.

От правоохранительных органов, а тем более от полиции, граждане ждут только защиты. Но, бывает и так, что полицейские не желают предпринимать действия для защиты, или, наоборот, предпринимают такие действия, что хочется защититься от них.

Читать еще:  Как вернуть жену в семью молитвами быстро

Куда можно пожаловаться в этих случаях. Общие моменты Граждане обращаются в правоохранительные органы за защитой своих прав и интересов. Но не всегда сотрудники полиции помогают. Иногда, у них нет специальных возможностей для решения проблемы, иногда решение данной проблемы не входит в их компетенцию, а иногда они не желают предпринимать каких-либо действий.

В любом случае, если гражданин считает, что полицейский не стал ему помогать по причине отсутствия желания (или по другой личной причине), то он может пожаловаться на него в вышестоящие или надзорные органы.

Судебный порядок разбирательства — это окончательная стадия обжалования постановления следователя и применяется только в случаях, когда все другие способы защиты своих законных прав уже исчерпаны и не принесли никакого результата.

Прокурор наделен полномочиями истребовать любое уголовное дело и оценить качество и количество проведенных мероприятий, изучить его на предмет нарушения сроков и порядка оформления документов. Жалоба в прокуратуру на бездействие рассматривается быстро: за 10 дней по ней примут решение.

Если в действиях полицейского обнаружатся нарушения, прокурор внесет представление об их устранении. А по итогам проверки полицейского подвергнут дисциплинарному наказанию.

Заявителю будут направляться письма с информацией обо всех действиях, предпринятых в рамках проверки по его заявлению. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 7 (800) 500-27-29 доб 882Это быстро и бесплатно! Суд Обращение в суд регламентируется ст.

125 Уголовного процессуального кодекса. Срок рассмотрения короткий, всего дона рабочая неделя.Помимо него есть еще руководитель ОВД, в котором работает недобросовестный сотрудник, суд и Управление собственной безопасности (УСБ):

  • Суд рассматривает жалобы на полицейских в течение 5 рабочих дней. По результатам рассмотрения дела судья может обязать должностных лиц ликвидировать все выявленные правонарушения (в том числе следователей и дознавателей);
  • Руководителю отдела полиции следует направлять жалобу на неправомерные действия сотрудников в самую первую очередь. По результатам проверки провинившийся полицейский может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Однако, как показывает практика, обращение в суд или прокуратуру обычно результативней;
  • УСБ занимается делами, в которых полицейских можно привлечь к уголовной ответственности.

Возможно ли подать через онлайн ресурсы В век развития интернет-технологий, обратиться с электронной жалобой можно практически в любой надзорный и контролирующий государственный орган. У МВД, прокуратуры и УСБ есть официальные сайты, на которых работают онлайн-приёмные, с помощью которых можно подать официальное письменное обращение. Нужно соблюсти такой порядок:

  1. Зайти на официальный сайт надзорного органа.
  2. Выбрать вкладку «приём обращений от граждан».
  3. Следуя подсказкам системы, нужно составить жалобу.
  4. Если есть документы, которые подтверждают слова заявителя, то их нужно приложить в виде сканкопий к заявлению.

Таким же способом можно подать заявление в суд, но порядок подачи немного другой:

  1. Посетить портал ГАС «Правосудие».
  2. Выбрать соответствующую вкладку.
  3. Система «перебросит» жалобщика на портал Госуслуги.

Как оформить жалобу на полицию

Если говорить о жалобе в прокуратуру то адресатом может служить даже генеральная прокуратура, однако на рассмотрение дело будет направлено в то отделение прокуратуры, которое непосредственно занимается данным отделением полиции.

Однако стоит помнить что если подать жалобу в орган повыше, то результата можно ждать намного дольше. Лучшим вариантом является отправление жалобы не вышестоящему органу, а через один. Времени потребуется больше, зато исполнительный орган будет поставлен на контроль своим начальством.

Есть три способа способа подачи жалобы в прокуратуру. Во-первых можно подать жалобу напрямую в прокуратуру, придя туда и написав заявление от руки или принеся заблаговременно заполненное заявление. Второй вариант воспользоваться услугами почты и отправить через почту свое заявление.

Жалобы в прокуратуру можно подавать:

  • Во-первых лично посетив прокуратуру. Жалоба можно заполнить приложение там используя образец который должен там находится. Или же можно принести заблаговременно написанный или напечатанный экземпляр жалобы. Обязательно нужно поставить дату и подпись, чтобы там не говорили сотрудники полиции.
  • Второй способ направить жалобу это отправить ее по почте. При этом нужно будет воспользоваться услугой заказного письма. Как это сделать должны пояснить на почте.

В последнее время набирает популярность ещё один вариант отправки заявления – через официальный сайт учреждения заполнив соответствующую форму.

В законодательстве заявлено что на рассмотрении жалобы поданной в электронном виде предоставляется не более 3 суток. После чего она должна быть зарегистрирована и направлена дальше на рассмотрение. Если же вопрос поднятый в жалобе не имеет отношения к генеральной прокуратуре то ее должны передать органам в чьей компетенции находится это дело.

Как написать жалобу в прокуратуру на полицию

Управление собственной безопасности Туда стоит жаловаться, когда полицейский совершает недопустимые действия: вымогает взятку, покрывает преступников, совершает иные уголовно наказуемые деяния. По заявлению также проводится проверка, по итогам которой в отношении полицейского могут даже возбудить уголовное дело. Как составлять Составить жалобу на действия сотрудника полиции несложно:

  • ФИО или наименование адресата и его адрес. К примеру, в прокуратуру Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга;
  • ФИО адресанта и контактные данные, включая почтовый адрес и телефон;
  • наименование документа и его суть.
    Например, заявление или жалоба на бездействие сотрудника полиции Кировского района г. Санкт-Петербурга;
  • основная часть, включающая в себя описание фактов и обстоятельств, при которых произошло нарушение прав заявителя;
  • ссылка на статьи закона (ст.

Как прокуратура проводит проверку по жалобе на бездействие полиции

Прежде всего, изучаются конкретные обстоятельства дела и опрашиваются лица, которым известны какие — либо сведения о произошедшем инциденте. На рассмотрение жалобы законом отводятся разные сроки, в зависимости от того, какой орган этим занимается.

Так, в суде это может занять более пяти суток. После того, как жалоба рассмотрена, заявителю объявляется результат. Как правило, это происходит в письменном виде. Ответ может быть двух видов:

  • отказать в жалобе;
  • направить дело по подведомственности;
  • принять по жалобе меры и привлечь виновных к ответственности.

Таким образом, жалоба на незаконные действия полицейского является эффективным способом защиты прав граждан в рамках возникших правоотношений.

Заявление можно направить как непосредственному руководителю этого лица, так и в органы прокуратуры и суда.

Пишется жалоба на действия сотрудников полиции от первого лица, события описываются в логическом порядке и без ненужной информации. Заканчивают претензию прошением о выполнении определенных действий, а именно – установлении вины и назначении наказания.

Куда писать жалобу на полицию Решение о том, куда именно обращаться, заявитель принимает самостоятельно, предусмотрена возможность даже одновременного обращения в несколько инстанций. Образцы жалоб в полицию на полицию и примеры заявлений в прокуратуру, суд, Уполномоченному по правам человека не сильно отличаются, но различия все-таки есть и их нужно знать, чтобы быть уверенными в получении ответа.

Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции

Дата публикации: 22.04.2018 2018-04-22

Статья просмотрена: 1345 раз

Библиографическое описание:

Ануфриева Ю. Б. Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 183-185. — URL https://moluch.ru/archive/202/49673/ (дата обращения: 10.02.2020).

Актуальность проблемы данного вопроса заключается в том, что за последние несколько лет нормативно-правовые акты, которые регламентируют как деятельность полиции, так и органы прокуратуры были пересмотрены законодательными органами, а также соответственно ведомственными структурами. Глобальные реформы, которые были проведены в сфере деятельности полиции, требуют организации и осуществления на высоком уровне эффективности прокурорского надзора, так как в основе укрепления обеспечения правопорядка (безопасности) лежит организация работы прокуратуры и полиции.

Ключевые слова: полиция, прокурорский надзор, Конституция, прокуратура, нарушение законности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации» (далее ФЗ от 17.01.1992 N 2202–1) [4].

Статьей 52 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон № 3-ФЗ от 07.02.2011), определено, что «надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законодательством» [5].

Прокурорский надзор определяется совокупностью связанных между собой положений носящий общетеоретический, правовой, методический характер, который раскрывается, прежде всего, в определении предмета, целей и задач прокурорского надзора, а также его функциональности и содержательности деятельности прокуратуры по обеспечению законности, правопорядка (безопасности).

По сути, прокуратура — это орган государства, который стоит на защите прав и свобод человека и гражданина (законных интересов страны).

Поэтому с точки зрения как научного, так и практического подхода, задачи прокурорского надзора должны рассматриваться путем условного разделения их на три вида: общие, специальные и частные.

Читать еще:  Пример протокол комиссии по списанию основных средств образец

Общие задачи, которые определяются Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398 [1], ФЗ от 17.01.1992 N 2202–1 [1], а также рядом отраслевых законодательств (уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/ «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, далее УПК РФ [2], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532, далее ГПК РФ [3] и т. д.) заключаются в укреплении законности и охране от различного рода посягательств. Специальные задачи, объем и содержание которых определяются направлениями прокурорского надзора, являются одновременно и общими задачами, так как они вносят конкретику в их решения (своевременное выявление всех незаконных актов, издаваемых субъектами, недопущение безнаказанности). Частные задачи более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные и различаются в зависимости от направления прокурорского надзора от вида применяемого средства, от конкретных условий, в которых осуществляется прокурорский надзор. Примером этому может служить своевременное получение информации о конкретном нарушении закона, истребования материалов для проверки, опротестование незаконных приговоров и решений суда и прочее. При этом целями решения частных задач служит результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, в частности ее важнейшая функция — прокурорский надзор.

Законодательными органами вопросы, связанные с деятельностью полиции были существенно пересмотрены. Прежде всего, эти вопросы, связанны с регулированием миграционной политики; отбывания административного ареста; осуществлением контроля за иностранными гражданами; оборота оружия; обеспечения экономической безопасности; пресечения коррупции; в области лицензионно-разрешительных работ; дорожной безопасности и выдачи (обучения) водительских удостоверений и другие.

С учетом, сложившихся изменений, органы прокуратуры также должны пересмотреть свои надзорно-контрольные функции по вышеуказанным направлениям. А причиной отдельного выделения вопросов осуществления прокурорского надзора над полицией, является то, что полиция Российского государства, в отличие от иных федеральных органов исполнительной власти, является основным субъектом обеспечения исполнения политики государства в сфере правопорядка и безопасности.

Поэтому прокурорский надзор за деятельностью полиции, являясь особым видом полномочий прокурора, в целях обеспечения верховенства законов, должен обеспечивать и контролировать соблюдение Конституции Российской Федерации и иных законов всеми сотрудниками органов внутренних дел МВД Российской Федерации.

Немаловажный аспект при осуществлении прокурорского надзора заключается в том, что органы прокуратуры «не подменяют иные государственные органы», иными словами, органы прокуратуры, осуществляя прокурорский надзор, не должны дублировать выполнение функций, которыми наделены органы полиции.

Осуществление прокурорского надзора выражается в применении актов прокурорского реагирования, вынесенных по результатам проведенных проверок на основании поступивших обращений, заявлений и жалоб граждан, юридических лиц на противоправные действия полиции.

В статье 53 Закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 закреплено, что «действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд» [5].

Таким образом, обжалование незаконных действий сотрудников полиции, является наиболее важным способом защиты своих прав и свобод граждан и иных субъектов и восстановления нарушенных интересов.

С другой стороны, это также является эффективным средством укрепления законности в деятельности полиции, борьбы с волокитой, должностными злоупотреблениями, бюрократизмом и прочее.

Предметом обжалования могут являться любые действия или бездействие сотрудников полиции, в результате которых нарушаются права и свободы субъектов; создаются препятствия для их осуществления, в случае если в отношении данного субъекта незаконно возложена какая-либо обязанность либо незаконно привлечен к ответственности.

Порядок приема и рассмотрения обращений граждан осуществляется в соответствии с положениями Приказа Генеральной прокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» [6].

В целях реализации своих основных полномочий по осуществлению прокурорского надзора, прокурор вправе беспрепятственно находится на территории и в помещения в органах полиции, истребовать материалы и документы, касающихся вопросов прокурорской проверки, требование объяснений от должностных лиц полиции и граждан по факту нарушения законности.

В случае установления фактов нарушения законности, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении с привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон, либо к иной установленной законом ответственности, выносит мотивированное постановление об освобождении лиц, которые были подвергнуты незаконному к административному задержанию несудебных органов; выносит протест на правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Рассмотрим более подробно акты прокурорского реагирования, наиболее часто применяемые в отношении сотрудников полиции:

Протест прокурора или его заместителя приносится на правовой акт, который противоречит закону в орган или должностному лицу, издавшие этот акт. Срок рассмотрения протеста осуществляется в течение 10 дней с момента его поступления. В случае, если обстоятельствами требуется немедленное устранение нарушения, прокурор вправе сократить срок рассмотрения протеста.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Срок устранения допущенных нарушений устанавливается в течение месяца. Уполномоченные органы обязаны в течение месяца со дня внесения представления предпринять меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Вынесение прокурором мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

Предостережение о недопустимости нарушения закона, выносится прокурором в целях предупреждения правонарушений со стороны должностных лиц полиции, а также, при получении сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Одной из составляющих функции прокуратуры является прокурорский надзор в уголовно применительной практике.

Статьей 37 УПК РФ [2] определены основные полномочия прокурора в ходе осуществления уголовного преследования.

Из анализа данной статьи следует, что в полномочия прокуратуры входит осуществление контроля при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В случае выявления фактов нарушений уголовного законодательства по материалам, находящихся в производстве прокуратуры, при наличии повода и оснований возбуждения уголовного дела, выносит постановление и направляет материалы в следственные органы или органы дознания.

На протяжении всего периода расследования, прокурор в пределах своих полномочий, дает письменные указания по устранению нарушений законодательства, которые были допущены в ходе дознания или предварительного следствия.

На прокурора возложена обязанность, связанная с вопросами избрания, отмены или изменения меры пресечения, а также иных процессуальных действий, проверяет законность и обоснованность решений должностных лиц об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела; рассматривает вопросы, в пределах полномочий по заключению соглашений о сотрудничестве, в порядке предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством; отменяет постановления нижестоящего прокурора, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя; в случае необходимости отстраняет дознавателя от дальнейшего производства расследования; в случае разрешения вопроса по подведомственности, на основании мотивированного решения, производит изъятие уголовного дела у органа дознания и передает его следователю; утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; возвращает уголовное дело дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования и прочее. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение или отказывается от осуществления уголовного преследования.

Из анализа, приведенных правовых актов мы видим, что прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законом осуществляемые прокурорами, наделены законодательством комплексом универсальных полномочий, которые предоставляют широкие возможности для предотвращения, выявления и пресечения нарушений законов должностными лицами органах полиции.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/ «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) /«Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472
  5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» /«Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900
  6. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»// Первоначальный текст документа опубликован в издании «Законность», N 4, 2013.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector