Как должен сотрудник полиции обращаться к гражданам

Как должен сотрудник полиции обращаться к гражданам

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5 Закона о Полиции

1. В главе 2, которая начинается с настоящей статьи, изложены принципы деятельности полиции. Термин “принцип” означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие “принцип” можно определять через слова “основное начало”, “требование”, “обязанность”, “идея” и т.п. По латыни принцип – это первоначало, основа.

2. Принципы деятельности полиции – это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе “О полиции”.

3. Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).

4. Критерии принципов деятельности полиции следующие:

– положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;

– принцип – это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;

– несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;

– принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

5. Комментируемая статья посвящена первому из основных принципов деятельности полиции – принципу уважения прав и свобод человека и гражданина.

6. Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

7. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.

8. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

9. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

10. Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).

11. Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

12. В части 3 комментируемой статьи закреплен прямой запрет осуществления сотрудниками полиции пыток, насилия, другого жестокого и (или) унижающего человеческое достоинство обращения в отношении кого-либо из вовлеченных в сферу их деятельности лиц. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Данное правовое положение касается деятельности любого и каждого сотрудника полиции, вне зависимости от того, какой именно вид правоприменения им реализуется. Независимо от того, осуществляется ли полицией производство по делам об административных правонарушениях, проверка заявления (сообщения) о преступлении, предварительное расследование или иного рода деятельность, никто из сотрудников полиции не вправе производить действия и (или) принимать решения, попирающие честь свидетеля (очевидца), потерпевшего (пострадавшего), обвиняемого (правонарушителя) и любого иного лица, а также унижать его человеческое достоинство либо создавать опасность для его жизни или здоровья.

13. Положения, закрепленные в ч. 3 комментируемой статьи, детализируются ст. 9, ч. 4 ст. 164, ч. 2 ст. 202 УПК РФ, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст. 3.1, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, а равно некоторыми другими нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 13 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 года N 438, сотрудники полиции, исполняющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

14. Определимся теперь с понятиями “насилие”, “пытки” и “обращение, унижающее человеческое достоинство”, использованными законодателем в комментируемой статье.

15. “Насилие” есть “принудительное воздействие на кого-нибудь, что-нибудь”. Что же, сотрудники полиции не вправе осуществлять вообще никакого принудительного воздействия? Конечно же нет. Все те меры принудительного воздействия, право реализации которых сотрудниками полиции закреплено в нормативных правовых актах и прежде всего в комментируемом Федеральном законе, при наличии к тому фактических оснований и соблюдении предусмотренных законом условий, процедуры и т.п. полиция применять не только вправе, но в ряде случаев и обязана. Не разрешается сотрудникам полиции не вообще осуществление принуждения, а реализация такого насилия, которое не предусмотрено либо выходит за пределы их правового статуса.

16. А вот пытки сотрудники полиции не вправе применять и тогда, когда они действуют во исполнение поставленных перед ними задач. Под пыткой обычно понимается “физическое насилие, истязание при допросе”. Никакие общественно полезные цели не могут служить оправданием применения к допрашиваемому или иному лицу пытки, не предусмотренного законодательством физического насилия. Чтобы исключить возможность завуалированного насилия, законодатель запрещает проводить допрос непрерывно более четырех часов. Если четыре часа допроса прошли, а стоящие перед дознавателем задачи не разрешены, должен быть сделан перерыв не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, а потом можно будет допрос продолжить. Однако общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса на основании заключения врача может быть сокращена.

17. Сложнее характеристика понятия “унижение достоинства”. По мнению А.М. Эрделевского, “достоинство” – это “сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании”. Но в литературе встречаются и иные определения данного понятия. Так, под достоинством личности В.П. Кошепов подразумевает “осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.)”. С общим подходом к определению основных понятиеобразующих признаков достоинства человека можно согласиться. Однако хотелось бы заметить, что достоинство – это не деятельность (“осознание”), а результат такового. Так же как и “честь”, это элемент внутреннего нравственного состояния человека, определяемый его собственным восприятием, а также восприятием окружающих лиц его положительной репутации в обществе (благоразумия, нравственных данных, уровня знаний, обладания социально полезными навыками, достойного образа жизни и т.п.).

18. Соответственно, унижением достоинства следует считать попрание соответствующих элементов внутреннего нравственного состояния человека. Такое изменение этого состояния, которое характеризуется умалением его доблести, принуждением к нечестным и (или) неблагородным поступкам (поведению), вхождением в конфликт со своей совестью, моралью, нравственными представлениями и т.п.

19. Дополнительной гарантией соблюдения полицией законных интересов личности, вовлеченной в сферу осуществляемого ею (полицией) правоприменения, являются положения, закрепленные в ч. 4 комментируемой статьи. Сотрудник полиции во всех случаях применения к гражданину мер, связанных с ограничением прав последнего и (или) свобод, обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, правовое (процессуальное) положение гражданина (если таковое в связи с ограничением прав и (или) свобод у гражданина изменилось), а также весь комплекс появившихся в связи с этим ограничением у гражданина прав и обязанностей.

20. Иногда в отдельных специальных статьях закона, к примеру в ст. ст. 46, 47 и др. УПК РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, дается неисчерпывающий перечень прав и обязанностей, которые возникают у лица после ограничения его прав и (или) свобод. Данное обстоятельство не снимает с сотрудника возложенной на него ч. 4 комментируемой статьи обязанности разъяснить гражданину весь комплекс его прав и обязанностей, который у последнего появился после ограничения полицией его прав и (или) свобод, а не ограничиваться всего-навсего оглашением перечисленных в специальных статьях законов прав и обязанностей гражданина.

21. Имело место или нет “ограничение гражданина в его правах и (или) свободах”, иногда установить труда не составляет. Однако на практике вполне могут сложиться ситуации, когда полиция будет полагать, что осуществляемое сотрудником действие (принимаемое решение) не сопровождается “ограничением прав и (или) свобод” лица, а сам гражданин придерживается совершенно противоположного мнения. При таких обстоятельствах, а также во всех других случаях, когда у кого-либо может возникнуть мнение, что действия (решения) полиции сопряжены с ограничением граждан в их правах и (или) свободах, данные действия (решения) должны производиться (приниматься) только лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом, после чего гражданину должны быть разъяснены причины и основания ограничения его прав и (или) свобод, а также права и обязанности, которые у него возникли.

22. Причем сотрудники полиции в случае ограничения прав и свобод гражданина обязаны руководствоваться не только буквой, но и духом закона. В ряде случаев для них определяющую роль должны играть этические соображения, а не одна лишь словесная конструкция правового предписания (требования).

Читать еще:  Дополнительное соглашение к договору муниципального служащего

23. В соответствии с требованиями ч. 5 комментируемой статьи настоящего Федерального закона сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан “внимательно выслушать” последнего. Между тем внимательное выслушивание не обязательно должно быть продолжительным, осуществляться длительный промежуток времени. Когда необходимо моментальное реагирование на обращение гражданина, выслушивание его заявления может быть сокращено до границ, позволяющих правильно его оценить и принять по заявлению (сообщению) неотложные меры, предусмотренные законом.

24. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина после того, как он представился и выслушал гражданина, прежде всего обязан в пределах своих полномочий принять необходимые меры. Только тогда, когда он не имеет права принять таковые, он должен разъяснить гражданину, в чью компетенцию входит решение поставленного перед ним вопроса.

25. Так, по общему правилу сообщения о происшествиях принимают сотрудники дежурных частей органов внутренних дел. Однако, согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел. Поэтому, если находящийся вне помещения органа внутренних дел сотрудник полиции отказывается принять от гражданина заявление о происшествии, не фиксирует сведения о заявителе и т.п., а “рекомендует” ему обратиться в дежурную часть органа внутренних дел, сотрудник полиции тем самым нарушает требования ч. 5 комментируемой статьи настоящего Федерального закона.

26. См. также комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Согласно Федеральному закону “О полиции” действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан; при обращении к гражданину, в том числе проводящему одиночное пикетирование, сотрудник полиции обязан: назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (части 4 и 5 статьи 5, часть 2 статьи 9).

М.М. и К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Административного регламента и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676 (далее – Приказ N 676) в той мере, в какой они не предусматривают разъяснение сотрудниками органов внутренних дел лицу, отстраняемому от управления транспортным средством, а также в отношении которого проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а в отношении понятых, участвующих в административном производстве, прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.7 КоАП РФ, противоречащими статье 3, части 2 статьи 4, статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” (далее – Закон о полиции), нарушающими их права, свободы и законные интересы при управлении транспортными средствами и привлечении к административной ответственности.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Согласно Федеральному закону “О полиции” действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан; при обращении к гражданину, в том числе проводящему одиночное пикетирование, сотрудник полиции обязан: назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (части 4 и 5 статьи 5, часть 2 статьи 9).

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, статьи 5 и 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, статьи 7 и 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

” Статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, статьи 5 и 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, статьи 7 и 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.”.

Статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, статьи 5 и 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, статьи 7 и 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

” Статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, статьи 5 и 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, статьи 7 и 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.”.

” Статья 5 Федерального закона “О полиции”.”.

20.2. В абзаце шестом слова “12 – 15 Закона Российской Федерации “О милиции” заменить словами “18 – 24 Федерального закона “О полиции”.

Статья 5 Федерального закона “О полиции”.

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

Федеральный закон “О полиции” содержит обращенное к сотрудникам органов внутренних дел требование как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5); не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6); воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7); стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9).

Таким образом, по смыслу названных законоположений, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимо разъяснять имеющиеся у него процессуальные права, причем непосредственно в момент фактического возбуждения дела, в том числе при применении к нему меры государственного принуждения в порядке, предусмотренном главой 27 КоАП Российской Федерации. Этому корреспондирует и норма части 4 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции”, согласно которой при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Читать еще:  Какие документы необходимы для создания комиссии по трудовым спорам

Что нужно знать гражданину при общении с полицейским?

Полицейские — неотъемлемая часть гарантии безопасности в наше время! И днем, и ночью органы правопорядка охраняют нас от возможных преступных посягательств: обмана, насилия, нарушение общественного порядка.

Нынешняя правоохранительная система перешла от доминантных отношений между полицейским и гражданином — к партнерским. Между тем, каждый из нас в своей жизни может столкнуться с сотрудниками полиции. Существуют некоторые правила, которые необходимо знать каждому гражданину и которым стоит следовать при общении с полицией.

Основания для обращения сотрудника полиции к гражданину могут быть разными: от плановой проверки паспортного режима до подозрения вас в совершении какого-либо преступления либо административного правонарушения. Прежде всего, помните о ст. 51 Конституции Р Ф, в соответствии с которой «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…». Это является гарантом вашей правовой безопасности.

Вы идете по улице, не совершаете никаких противоправных действий, к вам обращается сотрудник полиции. При обращении к вам он обязан назвать свои должность, звание, фамилию; по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение; назвать причину обращения.

Вы имеете полное право записать данные и номер жетона сотрудника полиции для указания их в возможной жалобе. В случае нарушения порядка обращения полицейского к гражданину, установленного Уставом патрульно-постовой службы полиции, ссылайтесь на незаконность действий полицейского.

При применении мер, ограничивающих ваши права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности. В разговоре сотрудник полиции обязан проявлять спокойствие, не должен терять самообладание, не должен отвечать грубостью на грубость.

Если у вас не оказалось паспорта, это не является основанием для задержания или для какого-либо наказания. Однако желательно все-таки иметь ксерокопию паспорта или другой документ, удостоверяющий вашу личность.

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, использованы наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Сотрудник должен сообщить лицу, в отношении которого такое применение планируется, что он (полицейский) намерен применить силу или спецсредства, и дать время этому лицу выполнить законные требования полицейского (п. 1 ст. 19 ФЗ-3). Но это правило не действует, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий.

При их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19).

Если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.

О причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч. 5 ст. 19).

Физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3).

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан” (п. 2 ст. 5 ФЗ-3).

В любом случае при обращении к вам сотрудника полиции сохраняйте спокойствие и самообладание. Если полицейский нарушает законодательство, вы всегда можете обжаловать его действия в прокуратуре либо у руководства МВД, и в случае обоснованности жалобы сотрудника постигнет наказание.

Не грубите полицейскому, незамедлительно выполняйте его законные требования. И помните о ваших правах!

Обязанности сотрудника полиции, которые зачастую не соблюдаются

Все указанные ниже пункты статей взяты исключительно из Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

При обращении к гражданину

П. 4 ст. 5 гласит, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Нередко сотрудники полиции при обращении к гражданину не представляются, и выдвигают требования к гражданину, не объяснив причину и цель обращения. И практически никогда не объясняются причины и основания применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, а также возникающие права и обязанности граждан, связанные с данным действием сотрудника полиции.

П. 5 ст. 5 также часто нарушается. В соответствии с данным пунктом, сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Однако очень часто бывает так, что сотрудник полиции не представляется, ссылаясь на то, что это не он обратился к гражданину, а гражданин обратился к нему и, соответственно, он имеет право не представляться.

Ограничение прав граждан

На основании п. 2 ст. 6 всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что сотрудник полиции при проведении каких-либо процедур, ограничивающих права граждан, обязан действовать в строгом соответствии с законом, беспричинное проведение различных процедур (например, досмотра, наружного осмотра, проверки документов) является незаконной деятельностью и может стать поводом обращения с жалобой на действия данного сотрудника.

Помимо этого, п. 4 ст. 6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

П. 1 ст. 13 обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Однако сотрудники полиции зачастую предпочитают отправлять граждан в дежурную часть, вместо того, чтобы принять заявление на месте.

П. 2 ст. 13 обязывает сотрудников полиции прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия. Пожалуй, первый пункт, который выполняется чаще всего и в котором сложно обвинить самих сотрудников полиции, чаще всего они просто завалены другими вызовами и не имеют физической возможности незамедлительно прибыть на место преступления.

П. 4 ст. 13 обязывает сотрудников полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению. Однако порой сотрудники полиции предпочитают не устранять причину, по которой в том или ином месте совершается большое количество правонарушений, а фиксировать факт правонарушения с целью последующего составления административного материала для улучшения показателей своей работы.

Разумеется, это не полный перечень обязанностей сотрудников полиции, которые зачастую не исполняются, однако это основные, с которыми встречаются почти все граждане. Разумеется, есть сотрудники полиции (чисто статистически), которые исполняют все требования буквы закона, однако подавляющее большинство все же либо не знают закона, либо сознательно его нарушают. В любом случае, подобные действия должны пресекаться гражданами (граждане вправе сделать замечание сотруднику полиции о нарушении им закона или обратиться в соответствующие органы с жалобой на действия конкретного сотрудника полиции).

Ваши права при встрече с полицией

Если вас остановили на улице и чего-то требуют

К любому человеку на улице может подойти полицейский. Иногда это просьба стать понятым, показать документы или обращение за помощью, если ищут преступника или свидетелей нарушения. Но бывают причины посерьезнее: личный досмотр, требование покинуть какое-то место и даже задержание.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

При любой встрече с полицейским не помешает знать свои права и грамотно ими пользоваться. Желаем вам, чтобы эта статья никогда не пригодилась, но если вдруг к вам на улице подошел полицейский, вот самая простая инструкция на такой случай.

Закон суров, но это Россия, детка

Мы любим российские законы, но не все сотрудники правоохранительных органов с нами солидарны. В этом документе — ваши права по закону, а вот какой будет встреча с полицейским в реальности, мы не можем предсказать. Храни вас бог.

Сохраните эти карточки на телефон и поделитесь с друзьями.

Право узнать должность, звание и фамилию полицейского, посмотреть служебное удостоверение

Как это работает. Если полицейский находится при исполнении и подходит к любому человеку по любой причине, первое, что он должен сделать, — представиться. По закону положено сообщать должность, фамилию и звание. Можно попросить у полицейского служебное удостоверение, он обязан показать его по требованию.

Если вы сами подходите к полицейскому, он тоже обязан представиться. Данные сотрудника можно записать.

Право не носить с собой паспорт и другие документы

Как это работает. Ни в одном законе нет требования, чтобы обычный человек, который идет в магазин, на работу или гуляет с ребенком, имел при себе паспорт. То есть полицейский может попросить документы для проверки, но если у вас их нет, вы ничего не нарушаете. Это не повод задерживать вас или штрафовать, Можете просто сказать, что паспорта с собой нет, он дома или в машине.

Но и тут тонкая грань: если есть основания для проверки документов или нужно выяснить личность, полицейский может доставить в отделение, чтобы там установить личность. Для этого тоже нужны конкретные причины, но всегда проще показать хоть что-то : военный билет, права. Забирать паспорт не имеют права.

Право на вежливое обращение

Как это работает. Полицейский обязан — именно обязан по федеральному закону — общаться с любым человеком вежливо, уважительно, на «вы», без грубости. Даже если вы что-то нарушили, вам не могут сказать: «Слышь, ты, иди сюда, да ты знаешь, что тебе за такое будет?» Не должно быть мата, дискриминации по национальному признаку, неуважения к культурным традициям и религии. Личный досмотр могут проводить только лица того же пола.

Если полицейский грубо обращается, угрожает, забирает документы и применяет силу без повода, все это можно зафиксировать и потом использовать против него. Но это так по закону и инструкциям. Если не брать в расчет спорные ситуации с нарушениями и задержаниями во время беспорядков, никогда не помешает сделать полицейскому замечание, напомнив о его обязанности по закону. Это как минимум поможет одернуть зарвавшегося сотрудника, который решил, что может общаться на «ты», угрожать и требовать документы без оснований.

Читать еще:  Договор передачи во временное пользование квартирой

Право знать причину обращения и проверки документов

Как это работает. Полицейский не может просто так попросить вас пройти в отделение или предъявить паспорт для подтверждения личности. У любого обращения должна быть причина. Даже для проверки документов есть четкий список оснований, и просто любопытство полицейского там не упоминается. Второе действие любого полицейского, который что-то от вас хочет, — объяснить, почему он остановил вас и зачем ему ваши документы.

Вот все причины для проверки документов:

  1. Есть подозрения, что человек преступник или в розыске. Например, у полиции ориентировка на убийцу, насильника или сбежавшего из тюрьмы, а прохожий очень похож на него.
  2. Есть повод возбудить дело из-за административного нарушения. Например, пешеход перешел дорогу в неположенном месте или курит на детской площадке.
  3. Есть основания для задержания по закону. Например, если какой-то гражданин зашел на охраняемую территорию.

Если полицейский просто подходит и говорит: « Я такой-то , предъявите документы», — это незаконное требование. И вы не обязаны ничего предъявлять. Но это так по закону. На деле, если нечего скрывать, всегда проще показать какой-то документ. Чаще всего полиция найдет повод для проверки документов, а спорить — себе дороже. Тем более что в законе нет требования обязательно показывать ориентировку. Но всегда лучше поинтересоваться, что за причина для проверки. И если ничего конкретного не говорят, можно отказаться от проверки и пойти по своим делам.

Грань между невыполнением законных требований полицейского и защитой своих прав очень тонкая. В случае чего суды встают на сторону полиции: мол, нет оснований не доверять сотрудникам, вы что-то нарушили или похожи на преступника, поэтому у вас попросили документы. Так что решайте сами, показывать паспорт или нет. Но помните, что по закону для проверки должны быть конкретные причины и вам должны их заранее назвать.

Право на извинения

Как это работает. Если полицейский нарушил ваши права — грубо обращался, применил силу, раскрыл тайну частной жизни, задержал без оснований, — то по федеральному закону он обязан принести официальные извинения. Причем это делают публично и письменно — ну или как пожелает обиженный гражданин. Могут отправить письмо ему на работу или в институт.

У МВД даже есть специальный приказ о том, как нужно извиняться. И это реально работает. Если написать жалобу или суд установит, что полицейский нарушил права, он обязан извиниться максимум в течение месяца. Есть случаи, когда полицейский выругался матом, а потом извинялся за это. А еще ему объявили выговор. Извинения пригодятся, если на работе узнали, что вы якобы что-то нарушили, вас задерживали или в чем-то подозревали, а потом выяснилось, что все беспочвенно.

Право объяснить свои действия или ничего не говорить

Как это работает. Полицейский обязан выслушать пояснения: почему человек попал на охраняемую территорию, подрался или не платит алименты. Это не значит, что объяснения помогут избежать штрафа или задержания, но они помогут смягчить наказание. Но бывают случаи, когда говорить ничего не хочется. На это есть полное право по Конституции.

Нельзя путать отказ от показаний против себя и близких с неявкой в суд в качестве свидетеля, если речь не о родственнике. За такое уже могут наказать по уголовному кодексу.

Право сохранять в тайне сведения о частной жизни

Как это работает. Когда полицейские что-то проверяют, возбуждают дело о нарушении или расследуют преступление, они могут узнать чьи-то секреты. Например, машина может быть и правда похожа на ту, что в розыске, и остановили ее законно. Но человек едет там не с женой, а с подругой, отношения с которой не хотел бы предавать огласке. При проверке выяснилось, что с машиной все в порядке, но полицейский не может пойти и написать в соцсетях, кого он сегодня остановил и что интересного увидел в машине при досмотре.

Сведения о частной жизни, которые нельзя разглашать, — это информация, которая относится к конкретному человеку, касается именно его, не контролируется обществом и государством и в которой нет нарушения закона. Если кто-то не платит налоги или избил посетителя кафе — это не частная жизнь. Но если тот же человек завел любовницу или у него трое внебрачных детей — это уже частная жизнь.

Полицейский может узнать эту информацию, но не может ее разглашать без согласия человека. За такое можно требовать извинений, компенсации, и вообще это уголовная статья. Хотя, как обычно, есть тонкая грань между тем, что можно делать, и тем, за что наказывают.

Право на отказ быть понятым

Как это работает. Любого человека могут попросить стать понятым. Просто подойти на улице и сказать: «Нам нужен понятой, уделите пару минут — тут досмотр автомобиля с изъятием». Но быть понятым — это право, а не обязанность. Если полицейский обратился с такой просьбой, можно отказаться. За это не накажут, и вас не могут заставить.

Право на составление протокола при задержании, изъятии и досмотре

Как это работает. Допустим, у полицейского нашлись основания вас задержать или провести личный досмотр. Причины для этого найти несложно. Но каждое такое действие должно сопровождаться составлением протокола — до, а не после. В протоколе должны быть указаны все обстоятельства, потом это пригодится. Например, там должно быть указано время задержания, потому что есть лимит: на сколько можно задержать человека и с какого времени считать этот срок.

Без протокола не могут досмотреть машину, забрать какие-то бумаги, мигалку или выписать штраф. В протоколе отмечают данные понятых, свидетелей и обстоятельства дела. Всегда требуйте протокол и внимательно его читайте. Нет протокола — ваши права нарушены, это повод отменить наказание.

Право изучить протокол и оставить замечания

Как это работает. Протокол обязательно дают подписать тому, в отношении кого он оформлен. Можно изучать его как угодно долго и оставлять там любые замечания. Можно и не подписывать, но лучше так не делать.

Если не подписать протокол, об этом просто сделают отметку: «От подписи отказался». Но это не сделает протокол недействительным и не помешает наказанию. Иногда полицейские этим пользуются: ставят неправильное время, указывают понятых, хотя их не было. В принципе, полицейский вообще может составить протокол втихую и указать, что его не захотели подписывать. Оспорить будет сложно: где доказательства, что вы не видели, а не отказались? Пока эта проблема не урегулирована. Лучше все читать, оставлять замечания, ставить прочерки и подпись. И обязательно требуйте копию для себя.

Право получать информацию и изучать документы

Как это работает. Полицейский должен не только изложить причину обращения или задержания, но и объяснить, какие права у вас есть в конкретной ситуации. Например, что вы можете не свидетельствовать против себя, что вас могут задержать максимум на три часа. Или что у вас есть право на адвоката и звонок. Вы можете узнавать, что с вашим заявлением, читать протокол и знакомиться с результатами экспертизы.

Право на адвоката

Как это работает. С первой минуты общения с полицейским у вас есть право пользоваться услугами адвоката. Можно ничего не говорить и ничего не показывать, пока не приедет адвокат. Всегда лучше иметь под рукой телефон адвоката, которому доверяете или которого вам рекомендовали. И в любой непонятной ситуации звонить ему. Иногда на полицейских это действует магически: они начинают по-другому разговаривать, а претензии отпадают сами собой.

Право на звонок близким

Как это работает. Если к вам просто подошел полицейский на улице, он вас еще не задерживает и ничего не предъявляет. Вы можете звонить, кому захотите. Если же вас задержали, права и свободы ограничены. Но право на один телефонный звонок все равно есть: можно сделать его в течение трех часов после задержания или попросить полицейского сообщить родным, что с вами и где вы находитесь.

Право на предупреждение о применении силы или спецсредств

Как это работает. Полиция может применить физическую силу, дубинку и даже оружие. Но не когда захочет, а если это допускается по закону и инструкциям.

Например, если человек требует пригласить понятых при досмотре или снимает полицейского на камеру, это не повод силой вытаскивать его из машины и бить дубинкой. Применять силу можно, только если нужно предотвратить преступление, доставить нарушителя в отделение или он противодействует законным требованиям полицейского. При этом сначала сотрудник обязан предупредить о намерении применить силу, дать время на исполнение требований — и только потом что-то делать.

Отдельные требования есть для спецсредств: электрошокеров, слезоточивого газа, водометов, служебных собак. Еще строже с оружием. Нельзя применять силу к беременным, детям и инвалидам. Нельзя разгонять мирную демонстрацию или законный митинг, где никто ничего не нарушает.

Право участвовать в митингах и демонстрациях, если они согласованы

Как это работает. По закону полиция может попросить участников незаконного митинга разойтись. Например, если это мешает дорожному движению или есть опасность для других людей. Но если митинг согласован, власти дали разрешение провести его в это время и в этом месте, никто не нарушает закон — люди мирно идут с плакатами, устраивают акции, не вредят чужому имуществу и ни на кого не нападают, — требование покинуть место демонстрации незаконное. Митинги и шествия не запрещены — в них можно участвовать, но нужно правильно организовать.

Право снимать полицейского на камеру

Как это работает. Просто берете и снимаете. Никто не может вам запретить съемку, если это не спецмероприятие и не гостайна. Все, что делает полицейский при досмотре, задержании и проверке документов, можно записывать на камеру или диктофон. Запрет — незаконный. Это касается и полицейских, и инспекторов ГИБДД.

Вас тоже могут снимать, но обязаны об этом предупредить.

Право жаловаться

Как это работает. На действия и бездействие полицейского можно пожаловаться его начальству, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Если ваши права нарушены, вы не обязаны с этим мириться. Досмотр без протокола, нецензурные слова при общении, физическая сила без предупреждения, задержание без основания, требование взятки — все это повод для жалобы.

В жалобе начальству можно попросить разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к виновному сотруднику. А в суде можно требовать признать действия и бездействие незаконными — это повод для компенсации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector