Сколько лет хранится инфа в базе данных о судимости?

Сколько лет хранится инфа в базе данных о судимости?

Как убрать сведения о судимости из базы МВД, если она погашена? ИЦ / ГИАЦ МВД

Людей, которые в прошлом имели судимость, а в настоящем испытывают проблемы с поиском хорошей работы волнует злободневный вопрос — как убрать сведения о судимости из базы МВД, если она погашена? На юридических форумах, в социальных сетях и в различных блогах сломано много копий на эту тему. В интернете полно сомнительных предложений удалить сведения о судимости из базы данных МВД за ту или иную денежную сумму. Одни юристы заявляют, что способны законно убрать сведения о человеке из картотеки судимости, другие заявляют, что могут убрать даже непогашенную судимость из ГИАЦ МВД по суду. Сейчас мы вместе разберемся где истина и существует ли реальная возможность стереть сведения о привлечении к уголовной ответственности из оперативно-справочного учета информационных центров и Главного информационно-аналитический центра МВД России.

Первое, что вы должны знать — никто не может гарантированно убрать сведения о судимости из базы МВД, даже если она погашена, информация о привлечении к уголовной ответственности человека будет храниться до его 80-летия! Данный норматив установлен п. 15.2 Приказа МВД России от 09.07.2007 г. N 612ДСП, согласно которому в пофамильных картотеках учетные карточки хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Судебная практика по искам об удалении данных о судимости из ИЦ / ГИАЦ

Вот несколько цитат из судебной практики последних лет в отношении жалоб на хранение и обработку персональных данных и требований истцов удалить из информационных массивов МВД России информацию о наличии судимости и фактов уголовного преследования:

Определение № 33А-1145/2016 от 11 февраля 2016 г. по делу № 33А-1145/2016

Пункт 15 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергнутых уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, предусматривает хранение информации на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-ти летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости. Учитывая, что административный истец не достиг 80-ти летнего возраста, у Управления отсутствуют правовые основания для уничтожения из банка данных Информационного центра сведений о судимости.

М-1318/2017 М-1318/2017 от 11 мая 2017 г. по делу № 2-1619/2017

Ответом ГУ МВД России от 27.03.2017г. № ФИО13 разъяснено, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами МВД России, информация на лиц, уголовные дела, в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям, подлежат хранению в оперативно-справочных учетах до достижения лицом 80-летнего возраста.

М-359/2017 М-359/2017 от 4 июля 2017 г. по делу № 2А-271/2017

В соответствии с Наставлением по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №дсп/ 19дсп/ 73дсп/ 1адсп/ 113дсп/ 108дсп/ 75дсп/ 93дсп/ 19дсп/ 324дсп/ 133дсп/ 63дсп/ 14/95дсп (согласован с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации) установлены сроки хранения учетных документов. Сведения на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Что в итоге, о чем говорят эти судебные решения и определения?

  1. Данные о судимости хранятся до достижения осужденным 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
  2. Данные о судимости в ГИАЦ через суд убрать невозможно, даже если судимость погашена или снята.

Вы конечно можете найти адвоката, который пообещает вам удалить данные о вашей судимости из ИЦ и ГИАЦ МВД, и возьмет с вас за эти услуги определенную сумму денежных средств, но вы практически гарантированно потеряете время и деньги, а информация о судимости из базы не исчезнет пока вам не исполнится 80 лет.

Через сколько после судимости можно убрать сведения из ИЦ / ГИАЦ МВД?

Ответ на этот вопрос зависит исключительно от арифметики, берёте возраст в 80 лет, возраст, в котором судимость была снята, либо погашена и вычитаете из 80 лет, это и будет тот срок, через который сведения о судимости можно будет убрать из ИЦ / ГИАЦ МВД на законных основаниях.

Законные способы удаления информации о судимости из базы данных МВД

Единственные варианты когда возможно удаление сведений о судимости из базы данных ИЦ / ГИАЦ МВД России по действующему законодательству:

  • Ошибочно были занесены данные о судимости в ИЦ / ГИАЦ МВД — удаляется через суд.
  • Дело было прекращено мировым соглашением — информация удаляется через суд.
  • Человеку исполнилось 80 лет (если к этому моменту судимость снята или погашена).

Таким образом вы не можете получить справку об отсутствии судимости! Вам никто не выдаст такую справку до тех пор, пока сведения о вашей судимости находятся в базе данных МВД. При обращении за таким документом вам будет выдана справка установленной формы «о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», в которой будут отражены сведения о всех ваших судимостях (снятых и погашенных).

Обратите внимание, что когда вы устраиваетесь на работу согласно ст. 65 ТК РФ, работодатель при заключении с вами трудового договора может потребовать от вас справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, или иным федеральным «законом» не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Прокурор разъясняет

В связи с возросшим в 2018 году количеством обращений, поступающих в прокуратуру области, по вопросу обоснованности хранения в информационном центре ГУ МВД России по Челябинской области, Главном информационно-аналитическом центре МВД России сведений о привлечении лиц к уголовной ответственности имеется необходимость разъяснить порядок хранения информации о привлечении к уголовной ответственности и сроках ее удаления из базы данных Информационного центра для ряда категорий граждан.

Статьей 17 Федерального Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» органам полиции дано право обрабатывать необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей данные о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, осужденных за совершение преступления, с последующим внесением полученной информации в соответствующие базы данных о гражданах.

Читать еще:  Кто ответственный по закону родители или педагоги

Совместным приказом Генерального прокурора Российской Федерации, МВД Российской Федерации, МЧС Российской Федерации, Минюста Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее – Положение), определяющее единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Пунктами 40, 41 Положения установлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, либо в случае если уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями учета лиц, совершивших преступления, являются: обвинительное заключение (акт), постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), вступивший в законную силу обвинительный приговор по делу частного обвинения, постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Согласно п. 43 Положения, снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора на основании пп. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 20, п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 27, пп. 1 – 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России (далее – ИЦ), утвержденного Приказом МВД России от 28.03.2002 №288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. В своей деятельности ИЦ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе Типовым положением.

К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

В пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся: а) на приговоренных к пожизненному заключению; на приговоренных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; на осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры отменены и уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, – постоянно; б) на осужденных, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы; лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; на лиц, в отношении которых уголовные дела (уголовное преследование) прекращены по не реабилитирующим основаниям (за исключением уголовных дел частного обвинения, прекращенным в связи с примирением) – до достижения ими 80-летнего возраста; в) на несовершеннолетних лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых и освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, – 15 лет со дня назначения данной меры.

Из оперативно-справочных картотек ГИАЦ МВД России и ИЦ изымаются учетные алфавитные карточки на лиц, задержанных в качестве подозреваемых, в отношении которых не подтвердилось подозрение в совершении преступления; на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены на стадии предварительного расследования по реабилитирующим основаниям, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда.

Факты погашения, снятия судимости не являются основанием для её удаления из базы данных информационных центров МВД России.

При несогласии с действиями должностных лиц территориальных подразделений МВД России (в том числе информационных центров) заявитель вправе обжаловать их в вышестоящую инстанцию, соответствующему территориальному прокурору, либо в суд.

Управление правовой статистики прокуратуры Челябинской области

Верховный суд разрешил хранить информацию о гражданах, которые имели проблемы с законом

Если запросить в МВД справку о наличии либо отсутствии судимости, то в ней может быть указано о привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого, о прекращенных уголовных делах на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью, истечением сроков давности, примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также об осуждении за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, – до достижения заявителем 80 лет (п. 15.1 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию).

ИСТЦЫ: Н. Шашко, Д. Комаров, В. Митронов, И. Шаповалов, А. Пуляев, Г. Белая, А. Фокин.

ОТВЕТЧИКИ: МВД, Минюст, МЧС, Минфин, Минобороны, ФСБ, ФСО, СВР, ФТС, ГФС, СК, Генпрокуратура .

СУД: Верховный суд РФ.

ДЕТАЛИ ДЕЛА: О признании частично недействующим пункта правил, по которым выдаются справки о наличии либо отсутствии судимости.

РЕШЕНИЕ: В иске отказать.

Получив справки с такой информацией, группа граждан решила обжаловать ее указание, для чего обратилась в Верховный суд. На суде представитель заявителей пояснил: хранение сведений о лицах в зависимости от их возраста и независимо от погашения и снятия судимости противоречит действующему законодательству. Кроме того, некоторые категории информации – о прекращенных на стадии предварительного следствия уголовных делах, декриминализированных преступлениях, погашенных судимостях – не предусмотрены законом. Между тем эти данные можно было бы перевести в архив.

Представители МВД, Минюста, ФСБ, Генпрокуратуры и других ведомств настаивали, что оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Ознакомившись с материалами, ВС напомнил: полиция имеет право обрабатывать сведения о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных. Полиция также может использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное (п. 33 ч. 1 ст. 13 закона о полиции). ВС решил: хранение учетных документов независимо от снятия и погашения судимости не может рассматриваться как юридическое последствие судимости и ограничение прав лиц, ранее имевших судимость. Такое хранение осуществляется на законной основе и не противоречит нормам права. Поэтому ВС отказал в удовлетворении административных исковых заявлений. Это решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию ВС (№ АКПИ17-1073).

“Позиция ВС представляется верной. МВД хранит информацию о лицах, уголовное производство в отношении которых было прекращено не из-за отсутствия события преступления, а по причине невозможности привлечения лица к ответственности. Амнистирование либо декриминализация преступления не отменяет того факта, что на момент совершения указанного деяния оно считалось преступлением. Справка с информацией о возбуждении уголовного дела не может нарушать права заявителей, поскольку предполагает простое констатирование имевшего место юридического факта”.

Читать еще:  Когда можно подать на банкротство юридического лица

Партнер практики “Судебные споры и банкротство” ALTHAUS Legal Андрей Бежан

У управляющего партнера ЮК V&P LEGAL Юрия Воловикова другое мнение. “Этим решением ВС закрепил сложившуюся практику хранения и обработки информации о гражданах, которые по тем или иным основаниям подвергались уголовному и административному преследованию. Указанная информация хранится и обрабатывается вне зависимости от того, было ли лицо в конечном итоге признано виновным в совершении правонарушения или нет. На практике это может повлечь ограничение прав невиновного лица в той или иной мере. К примеру, распространены случаи, когда работодатель требует от кандидата на работу справку об отсутствии судимости. Наличие сведений об уголовном преследовании в большинстве случаев влечет отказ в приеме на работу. Работодателю проще отказаться от сомнительного кандидата, нежели разбираться в тонкостях его дела. В этом контексте решение суда можно расценивать как прецедент, имеющий негативные последствия для многих граждан, попадавших в поле зрения правоохранительных органов”, – заявил Воловиков. А советник АБ “Казаков и партнеры” Василий Фотинский рассказал, что ВС и раньше рассматривал аналогичные дела (например, № АПЛ 14-583). “Формирование и ведение банков данных о гражданах предполагает в том числе и обработку информации вопреки воле заявителя, по запросам государственных и муниципальных органов. Информация о погашенной, снятой судимости или о привлечении к уголовной ответственности предоставляется для применения запретов и ограничений на определенные сферы деятельности. Таким образом, нарушается конституционный принцип справедливости и недопустимости ответственности дважды за одно и тоже деяние”, – уверен Фотинский.

Когда снимается судимость по уголовному делу?

Наличие судимости усложняет судьбу человека.

С такой меткой сложно устроиться на достойную работу; при криминальных событиях на бывшего заключённого в первую очередь падают подозрения и т.д.

Через сколько лет снимается судимость в России?

Понятие судимости

Нормы, регулирующие данный вопрос, обозначены в ст. 86 УК РФ, в ст. 400 УПК РФ, а также в ряде других актов.

Судимость – это правовое состояние, обусловленное осуждением за совершение деяния, характеризующегося ограничением прав и свобод виновного в течение установленного законом и судом срока.

Ст. 86 УК содержит некоторые аспекты, касающиеся судимости, а именно:

  • За осуждённым после отбытия наказания в течение срока судимости устанавливается надзор или профилактическое наблюдение.
  • Совершение преступного деяния в продолжение срока судимости отягощает ответственность, усиливает строгость наказания, берётся во внимание при квалификации преступлений и исключает возможность применения ряда видов освобождения от уголовной ответственности.

Как прекращается судимость?

Существует 3 способа прекращения судимости:

  • погашение;
  • снятие в судебном порядке;
  • амнистия или помилование.

Главное отличие между данными способами заключается в сроках и процедуре прекращения. Погашение судимости наступает автоматически по завершении установленного УК временем.

Процедура снятия судимости всегда осуществляется раньше назначенного срока, т. е. досрочно, на основании:

  • судебного решения;
  • закона об амнистии;
  • акта главы государства о помиловании.

Когда гасится судимость в России?

Сведения о том, через какое время гасится судимость, представлены в действующем Уголовном Кодексе (ст. 86). Сроки погашения зависят от тяжести совершённого преступления.

Автоматически судимость гасится по истечении:

  • 1 года — для лиц, понёсших наказание без лишения свободы;
  • 3 лет — для лиц, приговоренных к лишению свободы на срок до 3 лет;
  • 8 лет — при лишении свободы осуждённого на срок до 10 лет (за умышленные тяжкие преступления);
  • 10 лет – в случае осуждения лица на срок свыше 10 лет, а также при более строгих мерах наказания;
  • испытательного срока, если была применена условная мера наказания.
  • Подсчёт срока начинается с конечной даты отбытия или завершения выполнения осуждённым назначенной меры наказания.

    Когда снимается условная судимость?

    В статье 86 УК обозначено, что снятие условной судимости возможно по истечении половины испытательного срока. При этом испытательный срок может длиться от полугода до 5 лет.

    За этот период виновный должен доказать своё исправление, например:

    • вылечиться от венерических заболеваний;
    • устроиться работу;
    • находиться на учёте;
    • уведомлять о смене места учёбы и пр.

    Требования для снятия условной судимости:

  • безупречное поведение осуждённого (что должно быть подтверждено документами, справками и свидетельствами);
  • отсутствие административных или дисциплинарных правонарушений;
  • возмещение ущерба, нанесённому потерпевшему, оплата штрафов;
  • признание вины осуждённым и исполнение всех обязательств, наложенных на него судом.
  • Снятие судимости полностью нивелирует последствия осуждения. По закону будет считаться, что гражданин не привлекался к ответственности вообще и не отбывал наказание.

    Через сколько снимается судимость в базе данных?

    Все сведения об осуждённых содержатся в единой базе РФ. Центральным источником данных является информационный центр ГУМВД. Такие центры имеются в каждом российском регионе.

    ГИАЦ МВД РФ – это центральный источник информации о тех, кто имеет судимость. Даже если стороны примирились, то сведения всё равно остаются на хранение в базе.

    При этом будет считаться, что человек привлекался к уголовной ответственности, хотя и не имеет судимости. Даже обычная драка с соседями, зафиксированная правоохранительными органами и переданная в суд, будет занесена в базу.

    «Чёрную метку» о судимости удалить практически невозможно. Убежать в другой город от неё тоже нельзя.

    Очень мало шансов аннулировать судимость даже через суд, тем более снять её онлайн. Существует приказ МВД № 612 от 2007 г., согласно которому отводится 25 лет для хранения уголовных дел.

    Работают с базой только сотрудники МВД, поэтому самостоятельно удалить «метку» о судимости из базы данных не получится.

    Возможны 2 случая, когда из базы можно удалить информацию о судимости ранее указанного срока:

    1. Сведения были занесены уполномоченными органами ошибочно.
    2. Наличие оправдательного приговора.

    В этих случаях гражданин может смело обращаться в суд и прокуратуру с письменной просьбой удалить недостоверную информацию о судимости.

    Снятие судимости через суд

    В ряде случаев снять судимость можно досрочно, до окончания срока её погашения, установленного УК РФ. Данная процедура производится в судебном порядке согласно ст. 400 УПК РФ.

    Для удовлетворения ходатайства по снятию судимости необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:

    • предоставление осуждённым документальных подтверждений своего безупречного поведения после отбывания наказания;
    • полное возмещение ущерба пострадавшим.

    В качестве доказательств к ходатайству могут быть приложены:

    • Характеристики от соседей и с места работы, содержащие информацию о безупречном образе жизни и поведении лица в период наличия у него судимости.
    • Справка из полиции об отсутствии фактов привлечения к административной ответственности.
    • Иные официальные бумаги, подтверждающие примерный образ жизни осуждённого.

    Законодательство не даёт комментарии к вопросу о сроках, которые должны пройти после отбытия наказания. Судья принимает решение на основании доказательств исправления заявителя, поэтому необходимо собрать и предоставить как можно больше документов для подтверждения своего полного исправления и раскаяния.

    Читать еще:  Заполнение журнала учета огнетушителей образец заполнения

    Обратиться в суд повторно о снятии судимости можно будет только через год. Ходатайство направляется по подсудности, исходя из места жительства осуждённого.

    Положительное решение о досрочном снятии судимости выносится соответствующим постановлением. Чтобы убедиться в отсутствии судимости, следует обратиться с паспортом в информационный центр МВД по адресу проживания. Здесь нужно заказать соответствующую справку, которая выдаётся бесплатно.

    Заказать данный документ можно также через сайт Госуслуг и в МФЦ. В течение месяца справка, в которой указывается информация об отсутствии судимости, будет готова, и её выдадут на руки заявителю.

    Снятие судимости на основании акта помилования или амнистии

    Нормативно-правовой акт амнистии принимается Государственной думой РФ. Основной целью амнистии является частичное или полное освобождение определённой категории лиц от отбытия или исполнения наказания, а также преждевременное снятие судимости с осуждённых граждан, которые исполнили меру наказания, установленную судом. Помимо того, строгое наказание может быть заменено актом амнистии на более мягкое.

    Под действие акта попадают не конкретные люди, а определённая категория лиц. Лица, попавшие под амнистию, извещаются о снятии с них судимости в письменном виде. Сроки, в рамках которых осуждённый может попасть под амнистию, законом не обозначены.

    Помилование, в отличие от амнистии, – это индивидуальный акт главы государства. Целью помилования является смягчение или освобождение судимых лиц от оставшейся части наказания, а также досрочное снятие судимости с конкретного лица.

    Осуждённый может просить о помиловании в любое время после вступления в силу приговора суда.

    Итак, существует 3 способа снятия судимости: судебный порядок, помилование и амнистия. Снятие и погашение судимости – это не аналогичные процедуры, и они осуществляются на разных основаниях.

    Снятие судимости возможно только по окончании установленных законом сроков и при соответствии осуждённого определённым требованиям.

    Верховный суд РФ разъяснил порядок исключения из базы МВД РФ сведений о прекращении уголовного дела.

    В жизни гражданина возникают возможности устроится на новую работу в крупной корпорации или в соответствующий орган в качестве государственного или муниципального служащего. Служба безопасности проверяет сведения о гражданине, которые хранятся в соответствующих информационных базах правоохранительных органов. И если выясняется, что в отношении гражданина выносилось постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении гражданина в качестве обвиняемого, а в последствии постановление о прекращении уголовного дела, то часто работодатель отказывает в принятии на новую перспективную должность. В связи с этим возникает вопрос о законных способах оспаривать данные сведения. Верховный Суд РФ в своем Определении от 17 февраля 2015 г. N 81-КГ14-20 изложил следующие позиции по одному из указанных споров.

    1. Разрешая дело по существу и удовлетворяя заявленные гражданином требования об исключении из информационной базы сведений о нём о прекращении в отношении уголовного дела суд первой инстанции, посчитал установленным, что ответчиками не доказано событие преступления, основания возбуждения уголовного дела в отношении гражданина не имеется доказательств того, какие нарушения были им допущены, истребовались ли от заявителя какие-либо объяснения, было ли предъявлено ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, разъяснялось ли данному гражданину его право возражать против прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, вручена ли заявителю копия постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела и разъяснено ли ему право его обжалования, отсутствуют какие-либо доказательства его вины. Факт возбуждения уголовного дела и его прекращения не свидетельствует о том, что при возбуждении и прекращений уголовного дела были соблюдены права и законные интересы заявителя истец надлежащим образом был уведомлен о возбуждении в отношении него уголовного дела и прекращении уголовного дела.
    2. Суд апелляционной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции.
    3. Верховный Суд РФ не согласился в с постановленными решениями суда, указав следующее:
      • Согласно пунктам 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
      • В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления.

    Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.

    • В соответствии с пунктами 40, 41 Приказа Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
    • Основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
    1. Согласно приведенным нормам учетная запись в базу информационного центра Главного управления МВД России по субъекту федерации о прекращении уголовного дела в отношении заявителя должна была быть внесена на основании постановления следователя.
    2. Данных о том, что гражданин обжаловал постановление следователя о возбуждении в отношении него уголовного дела, как и постановление о прекращении данного уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в порядке, предусмотренном статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в материалах дела не содержится.
    3. При указанных обстоятельствах, имеющим значение для удовлетворения требований гражданина об исключении записи о прекращении уголовного дела из базы данных информационного центра обстоятельством, подлежащим установлению судом для правильного разрешения данного дела, являлось не выяснение вопроса правомерности возбуждения в отношении гражданина уголовного дела и его прекращения по нереабилитирующим основаниям, а правомерность внесения информационных сведений в базу данных информационного центра Главного управления МВД России по субъекту федерации, т.е. наличие или отсутствие постановлений следователя, как оснований для внесения такой записи, что судом, в нарушение требований статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сделано не было.
    4. Гражданин, выражая свое несогласие с действиями должностных лиц по возбуждению и прекращению в отношении него уголовного дела, вправе обратиться в суд в ином порядке, а не в порядке гражданского судопроизводства.

    Таким образом Верховный Суд РФ определил порядок и основания оспаривания сведений о гражданине, содержащихся в информационной базе МВД РФ.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector