В каком случае вносятся сведения в военкомат

В каком случае вносятся сведения в военкомат

Отчеты в военкомат в 2020 году

Воинский учет — обязанность работодателя. Учет военнообязанных лиц и сдача отчетов в военкомат — требования, нарушение которых грозит штрафами. Рассмотрим, кто должен вести воинский учет, какую отчетность и когда сдавать в военкомат, какова ответственность за отсутствие воинского учета.

Кто обязан вести воинский учет

Обязанность вести воинский учет установлена Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». От сдачи отчетов в военкомат освобождены только ИП. Даже если у ИП есть наемные работники с военной обязанностью.

Юридические лица-работодатели, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны вести воинский учет и сдавать по нему отчетность.

Кто отвечает за воинский учет в организации

Работника (или работников) для ведения учета военнообязанных сотрудников назначает руководитель организации отдельным приказом.

Количество уполномоченных работников, занятых воинским учетом, зависит от численности военнообязанных в организации:

  • до 500 лиц с военной обязанностью — один уполномоченный работник (разрешено исполнение обязанностей по совместительству);
  • от 501 до 2000 военнообязанных — один уполномоченный сотрудник без совместительства;
  • от 2001 до 4000 военнообязанных — два уполномоченных сотрудника.

Традиционно уполномоченные работники выбираются из числа кадровиков и специалистов в трудовых отношениях.

За ведение воинского учета, за полноту и правильность отчетов отвечает руководитель организации.

Какие отчеты сдаются в военкомат

Набор отчетности в конкретном периоде (году) зависит от того, какую именно информацию нужно подать в военкомат. Кроме закона «Об обороне» отчетность работодателей, подаваемую в военные комиссариаты, регулирует Положением о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Есть обязательные отчеты, которые сдаются не реже одного раза в год:

  • по Форме 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе»;
  • по Форме 18 «Карточка учета организации».

Необходимость сдать Форму 18 может возникнуть и в течение года: например, в случае существенных изменений у работодателя: реорганизации, изменении адресов, перепрофилировании деятельности. Сдача дополнительной Формы 18 в течение года не освобождает от обязанности отчитаться за год.

Есть отчеты, которые сдаются по ситуации:

  • списки работников мужского пола в возрастных категориях 15-16 лет и 17 лет (есть такие сотрудники — отчет сдается, нет — не сдается);
  • сведения о перемене семейного положения, персональных данных (ФИО), смене места жительства, существенного изменения здоровья учитываемых лиц (сдается при наличии данных для заполнения);
  • список «уклонистов» — тех, кто должен встать на учет в военкомате, но не делает этого (сдается при наличии таких несознательных работников);
  • сведения о трудоустройстве в организацию и / или увольнении из нее военнообязанных лиц (сдается, если произошло трудоустройство или увольнение);
  • прочие сведения (военные комиссариаты на местах наделены правом запрашивать дополнительные сведения «внеурочно»: например, потребовать от работодателя предоставить справку не только при изменении данных военнообязанных работников, но и в случае изменений у самого работодателя: смене руководителя, назначении нового уполномоченного по ведению воинского учета и т. п.)

Сроки сдачи отчетов по воинскому учету: таблица

Сроки сдачи «военной» отчетности зависят от того, какой сдается отчет:

Отчет Срок сдачи Примечание
Ежегодные отчеты
Форма 6 по состоянию на 1 января будущего года До 31 декабря текущего года (отчет на 01.01.2020 нужно сдать до 31.12.2019) Если в организации нет работников, пребывающих в запасе и не ведется работа по бронированию, допускается нулевую Форму 6 не сдавать
Форма 18 по состоянию на 1 января будущего года До 31 декабря текущего года Форма 18 представляет собой карточку работодателя. Потому сдача является обязательной для тех, кто обязан вести воинский учет
Дополнительные отчеты
Списки работников мужского пола 15-ти и 16-ти лет (ежегодные) До 15 сентября текущего года Составляются в алфавитном порядке.

Форма списка представлена в Приложении № 11 к Методическим рекомендациям Генштаба Списки работников мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный военный учет в следующем отчетном году До 1 ноября текущего года Составляются по форме и правилам, аналогичным списку 15-ти и 16-тилетних Сведения об изменении данных учтенных работников Не позднее 2 недель с даты, в которую произошли изменения — Список «уклонистов» Не позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником законодательства о воинском учете — Сведения о трудоустройстве /увольнении подлежащих учету работников Не позднее 2 недель с даты события — Прочие отчеты по запросу военкомата В сроки, которые устанавливает военкомат —

Ответственность за непредоставление сведений в военкомат

За игнорирование обязанностей по взаимодействию с военкоматом предусмотрены штрафы:

Нарушение Размер штрафа (руб.) Основание Кого штрафуют
Военкомату не предоставлены сведения о работниках, которые должны быть поставлены на первоначальный учет 300-1000 ст. 21.1 КоАП РФ Руководителя организации-работодателя
Работник не оповещен о вызове в военкомат 500-1000 ст. 21.2 КоАП РФ
Работнику не дана возможность своевременно явиться в военкомат по вызову 500-1000 ст. 21.2 КоАП РФ
Военкомату не предоставлены сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете 300-1000 ст. 21.3 КоАП РФ
Военкомату не сообщили о приеме на работу и / или увольнении работников, обязанных состоять на воинском учете 300-1000 ст. 21.4 КоАП РФ
Работник самовольно не явился по вызову в военкомат без уважительных причин 100-500 ст. 21.5 КоАП РФ Работника
Работник не уведомил об изменении места жительства, семейного положения, образования, должности, места работы 100-500 ст. 21.5 КоАП РФ

Обратите внимание: штрафуют всегда виновное в нарушении физическое лицо. Само предприятие не штрафуют.

Подводим итоги

  • Воинский учет — это обязанность всех работодателей-юрлиц. В рамках ее выполнения в военкомат сдается большое количество отчетов и справок. Часть из них — обязательные ежегодные (Форма 18 и Форма 6), а часть — сдается по ситуации (при появлении у работодателя данных для заполнения).
  • За игнорирование требований воинского учета предусмотрены несколько административных штрафов. Они налагаются на ответственное за ведение воинского учета лицо — руководителя организации-работодателя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Военный учет граждан, организация и отчетность в военкомат

ВОИНСКИЙ УЧЕТ в организации, отчетность в военкомат, воинская обязанность, законодательство о военной службе, воинском учете

На каждом предприятии есть военнообязанные. Статья поможет правильно организовать воинский учет. Читайте предложенный материал, который поможет работодателю наладить военно-учетную работу.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8) все организации, не зависимо от форм собственности, должны вести воинский учет. Процесс воинского учета регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Отчитываться о ведении воинского учета надо перед военкоматами по местонахождению организации. Такой порядок следует из пунктов 27, 30 и 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

ПРИКАЗ об организации воинского учета и бронирования граждан 2019 – 2020

Кто из сотрудников должен вести воинский учет в организации

За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Он может назначить сотрудника, ответственного за военно-учетную работу. Для этого издается приказ. В приказе нужно также указать сотрудника, который будет заменять ответственного за воинский учет во время его отсутствия (например, отпуска или командировки). В случае временного отсутствия ответственный за воинский учет сотрудник должен по акту передать второму сотруднику документы для ведения учета. Об этом сказано в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Можно ли возложить обязанность по ведению воинского учета на бухгалтера

Да, можно. Для этого обязанность по ведению учета военных должна быть предусмотрена в трудовом договоре или должностной инструкции бухгалтера (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Если обязанности сотрудника не предусматривают ведение воинского учета, то такую работу можно возложить на бухгалтера, оформив внутреннее совмещение или совместительство.

Кто подлежит воинскому учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, согласно пункта 14 Постановления № 719 относятся:

  • призывники;
  • военнообязанные.

Как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету

Отношение к воинской обязанности можно определить по паспорту гражданина Российской Федерации (п. 49 постановления № 719). При приеме на работу нового сотрудника нужно проверить его паспорт. Если гражданин подлежит воинскому учету, то на 13-й странице паспорта будет стоять штамп «Военнообязанный» (п. 11 Описания бланка паспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828).

Какие сотрудники не подлежат воинскому учету

Согласно пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 воинскому учету не подлежат сотрудники:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами России;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Законодательство о воинском учете на предприятии

  1. Трудовой Кодекс РФ (ст. 65 ТК РФ).
  2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ “Об обороне” (пп. 6 п. 1 ст. 8).
  3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 “Об утверждении Положения о воинском учете”.
  4. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ
  5. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.
  6. “Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 (п. 19).
  7. Кодекс административных правонарушений РФ (ст.: 21.1; 21.2; 21.3; 21.4; 21.5).

Документы воинского учета

Воинский учет ведите на основании документов воинского учета. Их должны предъявлять граждане при приеме на работу. Если такие документы не предъявлены, организация обязана сама запросить сведения о статусе человека (п. 28 положения, утв. постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719, ч. 1 ст. 65 ТК, решение Верховного суда от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

К документам воинского учета относятся:

  • для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • для военнообязанных мужчин – военный билет, военный билет офицера запаса, временное удостоверение или временное удостоверение офицера запаса.

Формы документов воинского учета приведены в приложении 9 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны от 18.07.2014 № 495 .

Принадлежность женщин к категории военнообязанных граждан подтверждает штамп в паспорте. Это следует из пунктов 28 и 49 положения, утвержденного постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Можно ли отказать в приеме на работу лицу, не предъявившему документы воинского учета

Нет, нельзя. Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу. Если документов нет, организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника для целей воинского учета (ч. 1 ст. 65 ТК, решение Верховного суда от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В Трудовом кодексе нет положений о запрете принимать на работу граждан без документов воинского учета. Если откажете в приеме на работу такому соискателю, нарушите его трудовые права (ст. 3 и 64 ТК).

О приеме на работу сотрудника, который не предъявил документы воинского учета, сообщите в военкомат. Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к административной ответственности (подп. «а» п. 32 положения, утв. постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719, ч. 3 ст. 21.4 КоАП).

Уведомление военкомата, организация и ведение воинского учета?

Как сообщить в военкомат об уклонистах

С 17 февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 06.02.19 № 8-ФЗ, который внес изменения в закон о воинской обязанности и военной службе. Теперь руководители (другие ответственные лица) организаций должны сообщать в военные комиссариаты о работниках, уклоняющихся от постановки на воинский учет, а также вручать «уклонистам» направления в военкоматы. По какой форме необходимо составлять такие направления? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минобороны России от 01.03.19 № 315/4/1023.

По новым правилам работодатели обязаны:

  • направлять в двухнедельный срок сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на таком учете;
  • вручать этим гражданам направления в военкоматы для постановки на воинский учет.

Форма направления в военный комиссариат для постановки на воинский учет утверждена совместным приказом Минобороны, МВД и ФМС от 10.09.07 № 366/789/197 (.rtf 287 Кб) . Там же приведена форма, в которой указываются сведения о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете .

Уведомление военкомата

Какой отчет по воинскому учету нужно сдать до 25.08.2020. О приеме и увольнении сотрудника, который подлежит воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Направить сведения можно по форме, приведенной в приложении 9 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минобороны России 11 июля 2017.

Если не представить такие сведения, будет наложен административный штраф (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Организация и ведение воинского учета

Очень подробно всё расписано в указанных ниже источниках

  • Источник 1
  • . ссылка

Военкомат может провести проверку правильности организации воинского учета

Военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях. Такие проверки проводят с периодичностью раз в год для организаций с численностью сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года – для работодателей с меньшей численностью сотрудников.

При проведении проверки военные комиссариаты устанавливают:

  • полноту охвата граждан воинским учетом;
  • качество осуществления воинского учета;
  • полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках людей, подлежащих воинскому учету;
  • организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в журналах проверок осуществления воинского учета, которые ведут в военных комиссариатах (органах местного самоуправления) и в организациях. Форма журнала утверждена приказом Минобороны России от 18 июля 2014 г. № 495.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 21.1–21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Такие правила установлены подпунктом 8 пункта 17 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609, пунктами 3–9 приложения 2 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны России от 18 июля 2014 г. № 495, и пунктом 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Нужно ли вести воинский учет сотрудников предпринимателю ?

Вместе с тем, он, как и другие работодатели, должен запрашивать документы воинского учета у лиц, поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Однако ответственность за несообщение о приеме сотрудников без воинских документов предусмотрена только для организаций (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Поэтому предприниматель может вести документы воинского учета (например, заносить сведения о воинском учете в личную карточку сотрудника), но представлять информацию о сотрудниках в военкомат не обязан. Кроме того, предприниматель не вправе отказывать соискателю, не представившему необходимые документы о воинском учете, в приеме на работу.

ШТРАФ за нарушение порядка ведения воинского учета

За непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).

За неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, карается штрафом в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

За несообщение сведений о принятых/уволенных сотрудниках, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организации придется заплатить от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).

К ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники. Например, неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ). Такое же наказание грозит тем, кто не сообщил в установленный срок в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы, должности.

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Постановка на воинский учет в РФ: когда необходима, порядок постановки

Все военнообязанные мужчины подлежат постановке на воинский учет. В ряде случаев они могут быть освобождены от него по состоянию здоровья или иным основаниям, предусмотренным законодательством. В остальных ситуациях даже отслужившие граждане остаются в запасе до определенного возраста.

Порядок первоначальной постановки на воинский учет имеет регламентированную процедуру. Последующее внесение данных также производится в контексте обязанностей и прав граждан, закрепленных в Федеральном законе 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

На основе данных аспектов актуальным становится вопрос о процедуре постановки и нюансах, связанных с воинским учетом. Для этого необходимо определить, что это такое и порядок его прохождения и какие последствия несвоевременного выполнения обязательств.

Что такое воинский учет

Воинский учет — это часть обязательств гражданина, связанная со срочной службой и подразумевающая его приписку к определенному военкомату. Ведется комиссариатом по постоянному месту жительства или временной регистрации. На основе соответствующих данных формируются списки для призыва, военных сборов и военнослужащих, числящихся в запасе.

Статья 8 ФЗ-53 предписывает всем гражданам состоять на воинском учете. Среди исключений выделяют:

  • освобожденных от срочной военной службы в соответствии с нормами законодательства;
  • женщин без военно-учетной специальности;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • постоянно проживающих за границей РФ.

Отсутствие постоянной или временной регистрации не считается основанием для освобождения от обязательств. В этом случае обращаться в военный комиссариат следует по месту пребывания.

Первоначальная постановка на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет регламентируется статьей 9 ФЗ-53. По ней все военнообязанные мужчины в возрасте 17 лет проходят первое медицинское освидетельствование. В расчет берется год исполнения, поэтому на медкомиссию направляются и шестнадцатилетние. На основе ее результатов гражданину присваивается предварительная категория годности.

Соответствующие процедуры и прохождение призывной комиссии организовываются военными комиссариатами. Они связываются с образовательными учреждениями и работодателями, которые организовывают явку допризывников. Если таковые не работают и не учатся, повестка им приходит лично.

После медицинского освидетельствования в военном комиссариате составляется личное дело призывника. В него вносят все данные, касающиеся его состояния здоровья, проживания, семейного положения, работы и иных аспектов. Самому гражданину оформляется приписное свидетельство — временный документ, подтверждающий постановку на воинский учет и содержащий основные данные о результатах медкомиссии.

Возраст постановки на воинский учет

Первичную медкомиссию граждане проходят в 16-17 лет. Если по определенным причинам она не была пройдена и приписное свидетельство не оформлено — обращаются в военный комиссариат по месту жительства. В этом случае гражданину будет назначено время для постановки на первичный воинский учет. Подать документы в такой ситуации можно и после исполнения 18 лет.

Сроки постановки на воинский учет

Постановка на первичный воинский учет в соответствии с законодательством осуществляется с 1 января по 31 марта. В этот период учащиеся направляются в военкоматы для прохождения медицинской комиссии.

Для всех остальных призывников, постановка производится в любое время года. К таковым относятся лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, женщины, получившие военно-учетную специальность, а также только прибывшие и получившие гражданство Российской Федерации.

Постановка на учет: когда необходима

Помимо первичной постановки обращают внимание и на последующее внесение информации в личное дело призывника. Любое изменение работы, семейного положения или места жительства требует посещения военкомата. Законодательство предоставляет на это двухнедельный срок.

При смене места жительства

Если гражданин меняет проживание на срок, превышающий три месяца, он обязан сообщить об этом в военный комиссариат по месту прибытия. При отсутствии адреса временной или постоянной прописки, указывают место текущего пребывания, обычно учебы или работы.

Для этого за две недели до отъезда обращаются в военкомат по месту текущей приписки с заявлением. После переезда также в течение 14 дней прибывают в местный комиссариат по новому месту жительства и становятся на воинский учет.

При получении гражданства РФ

Получение гражданства РФ связано и с обретением обязательств по воинскому учету. Военнообязанный гражданин обращается по месту регистрации в военный комиссариат. Сделать это можно в любое время года.

Порядок постановки на воинский учет

Порядок постановки на воинский учет не имеет существенных отличий при обращении в 17 лет или после исполнения 18. Процедура подразумевает прохождение медицинской комиссии, создание личного дела и вынесение решения.

При смене места жительства гражданин обращается сперва в военкомат своего прежнего места проживания. После переезда на новый адрес он в ближайшем комиссариате становится на учет. Сделать это нужно в течение двух недель.

Какие документы нужны?

Для первоначальной постановки на воинский учет требуются следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении с копиями;
  • справка о составе семьи;
  • справка с места работы или учебы;
  • шесть фотографий 3х4;
  • документы об образовании при наличии, их копии;
  • медицинские документы о состоянии здоровья.

При наличии предоставляются удостоверения о спортивном разряде и достижениях, а также о подготовке в военно-патриотических организациях. Если есть водительские права — подаются и они. Все документы предоставляются лично.

При смене места жительства подают следующие документы для постановки на воинский учет:

  • заявление, заполняется в военкомате;
  • военный билет или приписное свидетельство;
  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву;
  • водительское удостоверение;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность.

Оформить приписку можно личным визитом. Допускается обращение в многофункциональный центр (МФЦ) или на сайт Госуслуг.

Через Госуслуги

Портал Госуслуг позволяет сняться и встать на воинский учет без личного посещения военкомата. Для этого посещают сайт, заполняют форму заявки, предоставляют электронные версии документов. Услуга предоставляется бесплатно, срок оказания — 1 день.

Через МФЦ

Многофункциональный центр осуществляет снятие и постановку на воинский учет по тем же принципам, что и сам военкомат. Документы подают лично, обращаться следует также по месту прописки. В ином случае изменение сведений может занять дополнительное время за счет пересылки документов.

Куда обращаться

Все вопросы по военным обязанностям гражданина решаются через военкомат. Первичная постановка на воинский учет организовывается обычно учебным заведением, в иных случаях гражданину приходит повестка с указанием адреса, куда следует обращаться.

При смене регистрации обращаться в комиссариат придется дважды. В первом случае — снять приписку по месту прежнего жительства, во втором — получить приписку по новому адресу. Получение гражданства РФ также требует обращения в военкомат по месту постоянной или временной регистрации. Если таковой нет — обращаются по месту фактического пребывания.

В каких случаях снимают с учета

Снять гражданина с воинского учета могут в одном из следующих случаев:

  • смена места проживания на срок более трех месяцев — в этом случае нужно обратиться в военкомат по новому адресу;
  • выезд за пределы России на срок более полугода;
  • достижение предельного возраста пребывания в запасе для соответствующего звания и разряда.

Последний аспект регламентируется статьей 53 ФЗ-53. Также допускается снятие воинской обязанности вследствие ухудшения состояния здоровья и потери трудоспособности. Для этого необходимо представить соответствующие медицинские свидетельства.

Если несвоевременно встал на учет

Несвоевременную постановку на воинский учет связывают с двумя ситуациями — уклонением от повестки или несообщением сведений о смене места жительства. В обоих случаях игнорировании обязательств гражданина РФ подразумевает штраф до 500 рублей.

Уклонение от трех и более повесток может повлечь за собой уголовное наказание вплоть до лишения свободы. При этом в законодательство предполагается ввести ряд поправок, увеличивающих штрафы как за уклонение от повестки, так и за несвоевременную подачу любой информации, включая смену места жительства.

Что будет, если не вставать на учет

Постановка на воинский учет — необходимое действие для каждого военнообязанного гражданина России. Ее организацией занимается военный комиссариат. Предполагается, что с рядом поправок граждане сами должны будут обращаться в военкоматы, не дожидаясь получения повестки.

На текущем этапе военнообязанным гражданам вменяется:

  • числиться на воинском учете по месту проживания;
  • являться по повестке в указанные сроки;
  • в течение двух недель с момента изменения указывать информацию о семейном положении, образовании, месте работы, проживании;
  • бережно хранить документы, полученные в военном комиссариате.

Избегать постановки на воинский учет сложно, однако многие стараются. Если до 27 лет гражданин так и не был призван — ему выдают справку уклониста вместо военного билета. В этом возрасте его уже не призовут в армию, однако еще могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от службы. Срок давности — 3 года, поэтому появляться в военкомате придется не раньше 30 лет.

Следует учитывать, что при отсутствии приписного свидетельства или военного билета устроиться на работу или поступить на учебу довольно сложно. Это обусловлено обязанностью работодателей и учебных заведений взаимодействовать с военкоматами и сообщать информацию о принятых военнообязанных работниках.

В итоге постановка на воинский учет — важный шаг, оформление которого нужно не только государству, но и самому гражданину. Избегать призыва не следует, особенно если есть законные основания для получения отсрочки или освобождения. Следует учитывать и важность своевременного обновления данных о себе.

Воинский учет в организации

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Количество работников, состоящих на воинском учете Необходимое для ведения воинского учета количество работников
до 499 граждан (включительно) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
от 500 до 1999 граждан (включительно) 1 освобожденный работник
от 2000 до 3999 граждан (включительно) 2 освобожденных работника
на каждые последующие полные 3000 граждан 1 освобожденный работник

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2020 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Лица, подлежащие воинскому учету Необходимые документы воинского учета
Призывники Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу
Военнообязанные Военный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета)

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недель ный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недель ный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-лет него возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недель ный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

С 17 февраля у работодателей появятся новые обязанности в сфере воинского учета

goceristeski / Depositphotos.com

Внесены изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон № 53-ФЗ). Помимо прочего, редакции подверглась ч. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, устанавливающая обязанности руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций. Теперь законом на работодателей возложено две новые обязанности.

Во-первых, лица, ответственные за воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете. Отметим, что похожее требование было предусмотрено и ранее. Так, ч. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ и п. 32 Положения о воинском учете (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719) устанавливали необходимость направления в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма для подачи соответствующих сведений приведена в приложении № 10 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях). Однако, как видно, в данных нормах речь шла только об ответах на запросы компетентных органов, теперь же закон предполагает подачу работодателем указанных сведений по факту их выявления. Впрочем, это не значит, что раньше работодатель мог не информировать военкоматы об уклоняющихся от постановки на воинский учет гражданах. Так, согласно п. 30 Положения о воинском учете организации должны информировать военкоматы в том числе о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (к которым можно отнести и сам факт отсутствия постановки гражданина на воинский учет в нарушение закона). Однако для исполнения этой обязанности не было предусмотрено конкретного срока (Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”).

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Во-вторых, в законе теперь прописана обязанность лиц, ответственных за воинский учет в организациях, вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее работодатели были обязаны лишь вручать работникам повестки, полученные от военкомата (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, подп. “ж” п. 32 Положения о воинском учете, п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе). Теперь же, как видно, при выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, работодатели должны сами письменно напомнить им о необходимости явиться в военкомат. Отметим, однако, что ответственности за неисполнение данной обязанности пока не предусмотрено. Так, в силу ст. 21.2 КоАП состав административного правонарушение образует неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Читать еще:  Как открыть хостел с нуляя в Москве
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector