Отличие договора фрахтования от договора аренды

Отличие договора фрахтования от договора аренды

Энциклопедия решений. Существенные условия договора фрахтования и его отличие от схожих договоров

Существенные условия договора фрахтования и его отличие от схожих договоров

Существенные условия договора фрахтования различаются в зависимости от вида фрахтуемого транспортного средства. Так, согласно ч. 2 ст. 18 УАТ договор фрахтования при перевозке груза должен включать:

– сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

– тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);

– маршрут и место подачи транспортного средства;

– сроки выполнения перевозки;

– размер платы за пользование транспортным средством.

В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ РФ). В бербоут-чартере указываются наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера (ст. 213 КТМ РФ).

Несмотря на использование единого термина “фрахтование” и общее определение этого вида договора, содержащееся в ст. 787 ГК РФ, договоры фрахтования отдельных видов транспортных средств и в зависимости от объекта перевозки имеют некоторые отличия, и вместе с тем обладают общими признаками с рядом других договоров. Так, договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки груза имеет некоторые общие признаки с договором перевозки грузов. Сходство между ними заключается, в частности, в том, что по договору фрахтования перевозка груза выполняется силами фрахтовщика по оговоренному сторонами маршруту. Различие состоит в том, что договор фрахтования не предусматривает обязанность фрахтовщика принять от отправителя груз и по завершении перевозки выдать его получателю. Заключение договора фрахтования подтверждается не транспортной накладной, а составлением заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза (притом стороны своим соглашением могут предусмотреть иной способ заключения договора фрахтования) (ч. 4 ст. 18 УАТ).

В некоторых случаях правоприменительная практика рассматривает договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки груза как разновидность договора перевозки (постановление Четырнадцатого ААС от 13.04.2012 N 14АП-9324/11). На наш взгляд, он все же является самостоятельным видом договора, хотя и обладает определенными чертами сходства с договором перевозки.

С другой стороны, договор фрахтования автомобильного транспорта имеет некоторые общие черты с договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, а именно: в обоих видах договоров предметом обязательства одной из сторон выступает предоставление на определенный период времени транспортного средства. Однако различия более существенные: договор фрахтования не требует индивидуализации транспортного средства, в отличие от договора аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ); он не предполагает перехода к фрахтователю прав владения и (или) пользования транспортным средством; наконец, использования транспортного средства по договору фрахтования имеет целевой характер: оно предоставляется в целях перевозки груза по определенному маршруту (постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2012 N Ф10-4304/11).

Что же касается тайм-чартера и бербоут-чартера, то по своим существенным условиям эти договоры фактически являются разновидностью соответственно договора аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). В качестве таковых они рассматриваются и судами (постановления Восьмого ААС от 11.02.2009 N 08АП-748/2009, Тринадцатого ААС от 13.06.2006 N 13АП-3664/06).

Относительно договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров следует подчеркнуть его основные отличия от договора перевозки пассажира: он не является публичным; маршрут перевозки может отклоняться от регулярных маршрутов; пассажир может не выступать в качестве фрахтователя и, соответственно, не являться стороной такого договора. Как и договор фрахтования для перевозки груза, договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров является самостоятельным видом договора, регулирующим отношения в области перевозок (ст.ст. 27 – 30 УАТ, ст. 104 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ), либо, применительно к тайм-чартеру и бербоут-чартеру, разновидностью договора аренды транспортного средства с экипажем (без экипажа).

Закон не устанавливает единый перечень существенных условий для договоров фрахтования транспортных средств в целях перевозки пассажиров. Они могут различаться в зависимости от вида транспорта. Так, ч. 2 ст. 27 УАТ предусмотрены обязательные условия, подлежащие включению в договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу:

– сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

– тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);

– маршрут и место подачи транспортного средства;

– определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

– сроки выполнения перевозки;

– размер платы за пользование транспортным средством;

– порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

При отсутствии согласованных сторонами существенных условий договор может быть признан незаключенным (постановления Пятнадцатого ААС от 28.04.2012 N 15АП-2852/12, Шестнадцатого ААС от 21.03.2012 N 16АП-223/12).

В отличие от перевозок транспортом общего пользования, плата по договору фрахтования транспортного средства определяется не на основании утвержденных тарифов, а исключительно соглашением сторон (п. 6 ч. 2 ст. 27 УАТ, п. 6 ст. 64 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ).

Отличие договора фрахтования от договора аренды

В юридической литературе возник вопрос о соотношение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договора фрахтования См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 507 (автор главы – В.В. Витрянский).. Определение последнего закреплено в абз. 1 ст. 787 ГК РФ. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В обоих случаях законодатель использует одинаковые термины.

В соответствии с ГК РФ синонимом понятия «аренда транспортных средств с экипажем» является понятие «фрахтование на время». Наименования «тайм-чартер», «димайз-чартер», «бербоут-чартер» и другие не используются. Синонимом «фрахтования» выступает «чартер». Последний обозначает один из видов перевозки либо иной гражданско-правовой институт, отличный от перевозки и аренды, при этом содержащий в себе признаки как аренды, так и перевозки.

Данные договоры помимо ГК РФ также регулируются еще транспортными уставами и кодексами. Данные правовые акты нередко смешивают обязательства из договоров аренды транспортных средств и фрахтования, а также выходят за рамки правового регулирования, обозначенные в ГК РФ. КТМ РФ разграничивает чартер как договор морской перевозки с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных помещений (п. 2 ст. КТМ РФ) и договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) с экипажем или без экипажа (ст. 198, 211 КТМ РФ). Однако в ст. 104 ВК РФ говорится о договоре фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Согласно данному договору одна стороны (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Таким образом, ВК РФ смешивает два вида договоров.

Однако между договором аренды транспортных средств и договором фрахтования существуют различия.

1. Это самостоятельные гражданско-правовые договоры с различными предметами сделок. Предметом договора аренды транспортного средства является предоставление определенного имущества (транспортного средства) во временное владение и пользование арендатора. В свою очередь предметом договора фрахтования является доставка пассажиров, грузов, почты и багажа в пункт назначения.

2. В отличие от договора фрахтования на время по договору чартера транспортное средство не предоставляется, а предоставляется вместимость либо ее часть транспортного средства См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 508 (автор главы – В.В. Витрянский)..

Читать еще:  Незаконная предпринимательская деятельность карается по закону

3. При договоре фрахтования передачи вместимости в пользование фрахтователя не происходит. В данном случае фрахтователю место на борту судна предоставляется на один или несколько рейсов только для перевозки грузов, пассажиров или багажа См.: Там же. С. 508. .

4. Фрахтовщик по договору фрахтования в отличие от договора аренды транспортных средств не оказывает фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Данные действия составляют обязанность перевозчика.

Договор фрахтования на время необходимо отличать от простого договора аренды и от договора проката. Такие транспортные средства, как воздушные суда, суда, используемые во внутренних водах, морские суда и т.д., относятся к предмету договора аренды только при условии, что их использование может иметь место лишь при квалифицированном руководстве и эксплуатации силами специально подготовленного экипажа, имеющего соответствующие допуски к работе на данных объектах. Исходя из этого, утверждение о том, что такое управление и техническое обслуживание может осуществляться самим арендатором (напр., при аренде автомобиля) является спорным. В последнем случае транспортные средства будут либо предметом обычной аренды либо договора проката, если арендодателем выступает специализированная прокатная организация (напр., при аренде автомобиля) См.: Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 3. С. 469 – 470 (автор главы – В.С. Ем)..

Аренда трубопроводного транспорта, предназначенного для перемещения грузов в пространстве, считается арендой сооружений, так как трубопроводный транспорт выполняет свои функции без перемещения в пространстве См.: Там же. С. 470..

Если обратиться к токовому словарю, то транспорт – это «отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств; движущиеся перевозочные средства специального назначения» Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений. М., 2007. С. 790. . Поэтому, вообще сомнительно отнесение к транспорту трубопроводного транспорта. Данное «транспортное средство» стоит на месте, а передвигается только то, что находится в нем. Поэтому в данном случае речь идет именно об аренде сооружений, а не транспортных средств.

При сопоставлении норм ст. 640 и ст. 648 ГК РФ, закрепляющих ответственность за вред, причиненный транспортным средством, взятым в аренду, можно заметить, что принципы, заложенные в эти нормы совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, предусмотренными ст. 1079 ГК РФ. Таким образом, аренда конной повозки должна относиться к обычной аренде движимой вещи, а не к аренде транспортных средств. Нельзя признать предметом договора фрахтования на время и велосипед См.: Там же. С. 470..

Абзац 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ закрепляет, что члены экипажа подчиняются распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Это отличает договор фрахтования транспортного средства на время, являющийся договором аренды, от договора фрахтования как договора перевозки.

Что касается аренды автомобилей, то широкого распространения она не получила. До недавнего времени была распространена передача владения и пользования транспортным средством «по доверенности». По мнению А.А. Иванова «такая форма искажает суть складывающихся отношений», так как «лицо, управляющее транспортным средством делает это не от имени и в интересах своего доверителя, а самостоятельно (в своих собственных интереса и от своего имени)» Гражданское право: учебник: в 3 т. / Отв.ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Т. 2. С. 206 (автор главы – А.А. Иванов).. Исходя из содержания п. 1 ст. 182 ГК РФ лицо на основании доверенности непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Законодатель внес изменения в Правила дорожного движения Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1156 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, согласно которому из п. 2.1.1. Правил дорожного движения был исключен абз. 4, предусматривающий, что водитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа – и на прицеп – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца. Данный документ называется доверенностью на право управления транспортным средством.

Поэтому соглашаясь с А.А. Ивановым, предпочтительнее в данном случае заключать договор аренды или договор безвозмездного пользования.

Договор фрахтования для перевозки пассажиров

С недавних пор все организации, частные предприниматели и физ.лица, осуществляющие различные перевозки общественного характера, несут повышенную ответственность за свою деятельность. Теперь граждане-пассажиры могут не переживать за сохранность собственной жизни и багажа и уверенно пользоваться предоставленной услугой. Но знать базовые положения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров важно всем участникам сделки.

Фрахтование транспортного средства – что это?

Договор фрахтования является арендой различных видов транспорта и защитой прав сторон сделки. Говоря о самих транспортных средствах, можно описать их разнообразие. Оно включает:

  • Морские корабли и другие судна.
  • Воздушный транспорт.
  • Автотранспорт.
  • Железнодорожные средства передвижения.

Первые три варианта с успехом пользуются, да и должны, данного рода защитой. Однако касаемо железнодорожных средств передвижения такое нововведение не слишком затронуло этот вид ТС по ряду причин.

По договору фрахтования фрахтовщик (арендодатель) обязуется предоставлять фрахтователю ( арендатору) различного рода транспорт или долю его емкости. Категории или какой-либо иной список транспортных средств не установлен законодательной базой.

Соглашение о фрахтовании подразумевает наем ТС за определенную плату (фрахт). Составляется оно между двумя сторонами, которые проставляют подписи и печати. Стороны соглашения состоят из:

  1. Фрахтовщика – собственника транспорта. Он обязуется предоставлять вместимость или ее некоторую часть в согласии с техническими требованиями и нормами безопасности. Количество маршрутов, сроков, сумм оплаты, наименование груза, отправную и конечную точки доставки физлиц, багажа или груза, а также другие моменты прописываются индивидуально в бланке договоренности.
  2. Фрахтователя – физического либо юридического лицо, которое нанимает автомобильный транспорт (воздушный, морской) с целью осуществления своей деятельности как перевозчика.

Одно из законодательных требований состоит в том, чтобы бланк соглашения заполнялся исключительно письменно, без ошибок и исправлений.

Пассажирский договор и любой другой начинает действовать с момента его подписания обеими сторонами. Заканчивается его действие по исполнению всех прописанных условностей и истечению срока действия.

Основания для заключения и условия сделки

Нормативные документы, на основании которых происходит сделка сторон, состоят из нескольких правоустанавливающих форм. Однако наиболее исчерпывающая информация содержится в двух нормативно-правовых источниках:

  • Ст. 787 ГК РФ.
  • ФЗ № 259 от 2007 г. «Устав автомобильного транспорта».

Первостепенную важность при заключении договора фрахтования имеют:

  • Присутствие лицензионного права деятельности перевозчика и других необходимых документов в целях легальной работы.
  • Реквизиты и наименование организаций, участвующих в сделке, Ф. И. О. представителей юр.лиц или Ф. И. О. физических лиц.
  • Описание предоставляемой услуги и объект защиты (грузы, физ.лица и др.).
  • Указание типа транспорта (авто, морской, речной или воздушный).
  • Период использования ТС.
  • Оформление заказов конкретного характера, если составлен договор на долгосрочный период.
  • Описание маршрута.

Отсутствие вышеприведенных необходимых пунктов договора или одного из них, а также добавление к ним иных условий запрещено. Это приведет к отступлению от Российского законодательства. Сделка может уже не иметь той юридической силы, на которую рассчитывают стороны.

Виды договоренностей

Особенности составления разных видов соглашений не слишком разнообразны. На данный момент насчитывается только два главных отличия:

  • Без состава экипажа.
  • С включением экипажа.

К первому пункту следует относить фрахтовщика как ответственное лицо, предоставившее судно, авиалайнер или грузовик для перевозок. Он не предоставляет соответствующий экипаж, поскольку данный вариант, именуемый бербоут-чартер, подразумевает только транспортировку. Оснащенность, готовность к эксплуатации, а также основной ремонт проводится арендодателем. Заправка топливом, техническое обслуживание и мелкий ремонт проводятся фрахтователем.

Читать еще:  Как выписать бывшую жену из квартиры после развода

Второй вариант подразумевает предоставление ТС вместе с составом экипажа. Такая договоренность оформляется на определенное время и называется тайм-чартер. По-другому этот вариант называется «аренда транспорта с экипажем». Здесь арендодатель проводит ремонт транспорта как капитальный, так и текущий. Техобслуживание, заправка горючим, оснащение экипажем и обеспечение обслуживающим персоналом входит также в его обязанности.

Члены экипажа являются работниками фрахтовщика. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Небольшое различие в договоренностях по перевозке багажа или грузов заключается во внесении изменений. В случае оформления тайм — чартерного типа, в котором определены начальная и конечная точки, вносить поправки в одностороннем порядке запрещено. Необходимо согласие другой стороны. В противовес этому типу фрахтования линейный тип сделки регулирует назначение графика и маршрута непосредственно нанимателем.

Принадлежность сделок и их отличия

Составление разных видов соглашений несет индивидуальную смысловую нагрузку. Это зависит в первую очередь от характеристики самого груза, перевозок пассажиров по возрастным группам, типа транспортного средства и других отличий. Поскольку автомобильное фрахтование наземного автотранспорта преобладает в России, то немного упомянем о его особенностях.

Перевозка детей

Сначала рассмотрим, чем отличается транспортировка детей посредством автобусного рейса. Договор фрахтования автобуса для перевозки детей оформляется как на постоянной основе, так и временно. Имеются в виду маршрутные рейсы до детских учреждений и обратно либо отдельные туристические поездки.

Условия сотрудничества базируются на Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. за № 112 раздел о «Подготовке перечня документов» для организации групповых поездок детей на автобусах. Соглашение может иметь долгосрочные обязательства. Однако на каждую поездку может оформляться заказ-наряд, образец которого предлагается для скачивания.

Каждый договор сохраняется у обеих сторон сроком на три года вместе с отдельными заявками. Копия соглашения или отдельный заказ передается водителю, осуществляющему извоз, за два дня до поездки.

Перевозка пассажиров

Договор фрахтования автобуса или другого типа автотранспорта для извоза физических лиц и определенного багажа немного отличается от детского. Он регулируется статьей 27 ФЗ Устава автомобильного и наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года.

Одним из пунктов соглашения является указание круга лиц либо он не определен. Согласно этому пункту выясняется приблизительный возраст пассажиров (до 14 лет или после). Заказ-наряд оформляется в случае единичной перевозки. Постоянная езда регулируется одним соглашением на продолжительный срок.

Важно! Правилами безопасности запрещается передвижение пассажиров по салону. Посадка проводится строго по списку с предоставлением удостоверения личности гражданина, если он приложен. Все пассажиры должны пристегиваться ремнями безопасности. При несоблюдении пассажирами правил безопасной езды, с перевозчика снимается ответственность за жизнь и здоровье перевозимых граждан.

Как отличить фрахтование от обычной арены

Во-первых, фрахтование включает в себя как само транспортное средство, так и долю его вместимости. Это создает удобство при перемещении как больших грузов или объема группы лиц, так и небольших транспортируемых объектов. При аренде предоставляется транспорт целиком как с составом экипажа, так и без него.

Во-вторых, при чартерных рейсах учитывается начальная и конечная точки маршрута, описывается характеристика груза или пассажирский (обслуживающий) состав и другие аспекты. Сдача ТС в аренду не привязывает перевозку к месту доставки и иным составляющим. Оговаривается только время пользования ТС. Техническое обслуживание и управление возлагается на плечи арендодателя.

Поскольку фрахтование транспортных средств является обязательным в нашей стране, отсутствие такого соглашения или нарушений его условий штрафуется.

Штраф за отсутствие договора или за отказ водителя предоставить его госслужащим равен 5 тыс. рублям.

Иные нарушения, связанные с его оформлением и соблюдением всех пунктов, регулируются статьей 11.14.2 КоАП РФ, введена 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года. Образец договора фрахта и заявки на транспортное средство прилагаются. Успешных вам поездок!

Договор фрахтования или договор аренды транспортного средства

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

  1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
  2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
  3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».
Читать еще:  Образец служебной записки на поощрение наладчика

При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

  1. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?

Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц – перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.

Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.

Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» – «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.

Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.

Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.

В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector