Как подать в суд на дорожников

Блог Артема Краснова

Об автомобилях и не только

Инструкция: как засудить дорожников за гололёд

More in Полезное:

  • Какой знак главнее? 05.02.2020
  • Влияет ли быстрый разгон на расход топлива? 04.02.2020
  • «Власти роют себе яму»: эксперты — о новом КоАП 04.02.2020

В часы пик карта пробок Челябинска напоминает кровеносную сеть с тромбами многочисленных аварий. И многие из них, вероятно, провоцированы состоянием дорог: накатом, колеями, рыхлыми обочинами и брустверами. Практикующие юристы рассказали нам, как добиться компенсации от дорожников, когда снега по колено.

Фото Олега Каргаполова

Что такое нечищеная дорога де-юре

Гололёд в России, как и дыры на асфальте, стандартизирован — за это отвечает ГОСТ Р 50597–2017. И не каждая снежинка на дороге наказуема.

Например, допускается не прочищать некоторые дороги до земной тверди, а формировать уплотнённый снежный покров — мечту дрифтеров.

Уплотнённый снежный покров должен быть относительно ровным (например, с колеями не глубже 3 см), и лишь на дорогах с низкой интенсивностью — до 1500 автомобилей в час

Нагруженные дороги чистить нужно на совесть, не оставляя на них рыхлого снега, слякоти и так называемой зимней скользкости — гололёда, наката и тому подобного.

Челябинские дороги в основном посыпают поваренной солью, что делает их грязными, зато позволяет избежать снежного наката, за который дорожников могут привлечь к суду

На уборку дорог даётся время, допустим, городские улицы с высокой интенсивностью нужно чистить в течение трёх часов после окончания снегопада, малонагруженные — до 12 часов. Не допускается нарастание снежного покрова выше 1–5 см (в зависимости от категории дороги). Нормативы оговаривает высоту и расположение снежных брустверов.

Учить все эти параметры наизусть не нужно. Главное, если у вас есть ощущение, что авария случилась из-за плохо убранной дороги, вызывайте на место сотрудников ГИБДД и составляйте один важный акт.

В акте выявленных недостатков содержания дорог отражаются выявленные проблемы, в данном случае, выбоина, но может быть и снежный накат или глубокая колея

Акт выявленных недостатков в содержании дорог оформляют сотрудники ГИБДД, и это очень важный документ.

— Ждать инициативы от инспекторов, как правило, бесполезно: для них это просто лишняя работа, — поясняет юрист компании «Эксперт 174» Евгений Жарнаков. — Иногда нужно просто настоять на оформлении акта.

Что если водитель растерялся и акт не был составлен на месте?

— В дальнейшем это осложнит ход дела, но возможны и другие зацепки, например, если водитель в явном виде отразил состояние дорожного полотна и его связь с аварией в объяснительной.

Скажем, можно указать, что покрытие улицы Ленина представляло собой продольные полосы снежного наката и обледенелого асфальта с низким сцеплением, что не позволило избежать столкновения при соблюдении пункта 10.1 ПДД.

Пригодятся и фотографии места аварии, где хорошо различимо состояние дороги.

6 февраля Daewoo Nexia сбила пожилого мужчину на пешеходном переходе: хотя дороги были не идеальны, совсем не факт, что водителю удастся избежать ответственности — он должен был выбирать скорость исходя из дорожных условий (фото Ильи Бархатова)

Скользкий пункт ПДД

Пункт 10.1 ПДД невредно вызубрить наизусть, потому что водителей «судят» по нему частенько. Если вкратце, он требует выбирать скорость сообразно условиям, а в случае чего — отважно и быстро тормозить.

Любая авария на скользком покрытии двояка, ведь может быть виновен и сам водитель — допустим, все ехали 40 км/час, он же лавировал на 80 км/час.

— В суде обе стороны выдвинут аргументы, например, дорожники могут сослаться, что уложились в нормативы по времени, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Но даже если не уложились и покрытие было «ненормативным», это не гарантирует победы водителя. Суд может назначить автотехническую экспертизу, которая отвечает на вопрос: находилось ли авария в причинно-следственной связи с состояние полотна? Если нет, то вину, скорее всего, возложат на водителя.

Дорожников могут даже оштрафовать по статье 12.34 КоАП за неисполнение обязанностей, но при этом отказать водителю в компенсации ущерба.

Езда по таким колеям может дестабилизировать автомобиль, но это не означает автоматической вины дорожников: водитель должен ещё подтвердить, что причиной аварии стало качество покрытия (фото Александра Файрузова)

Нарушение пункт 10.1 ПДД часто используют против водителя, Volkswagen челябинца Александра напоролся на отогнутый фурами и неосвещённый рельс безопасности, но выиграть суд счёл, что его скорость не соответствовала условиям.

— Оспорить нарушение по пункту 10.1 ПДД можно в административном суде, что повысит затем шансы в суде гражданском, который и принимает решение о том, кто должен компенсировать ущерб, — добавляет Лев Воропаев. — Но в любом случае гражданский суд будет исходить из того, что являлось причиной аварии: действия водителя или состояние дорог.

На кого подавать в суд

Ответчиком в делах о нечищеных дорогах является организация, которая занимается их содержанием: это может быть сторонняя фирма или, например, администрация населённого пункта.

За очистку улиц в Челябинске и Магнитогорске, а также автодороги Челябинск-Екатеринбург (трасса М-5) отвечает АО «Южуралмост». Остальные дороги области с начала 2019 года содержит новая для региона компания — ЗАО «Ойкумена», выигравшая контракт на 15 млрд рублей.

— Если сразу установить ответственную организацию не удается, мы оформляем запрос, например, в управление дорожного хозяйства Челябинска, — поясняет Евгений Жарнаков. — Хотя они могут отвечать долго, до месяца, это позволяет точно установить ответчика.

Есть сюрпризы и другого рода, например, с августа прошлого года счета АО «Южуралмост» арестованы, и люди, выигравшие суды против компании, не могут получить компенсации.

— В конце января 2019 года арест счетов был в очередной раз продлён, — подтвердила нам пресс-секретарь компании «Южуралмост» Анна Колонтаева.

Впрочем, выигранное дело позволяет взыскать с компании деньги после снятия ареста.

Снегоуборочные машины наметают по краям улицы брустверы, и их размеры и расположение также регламентированы (фото Дениса Юсупова)

Как работают суды

У крупных компаний есть штат юристов, которые попытаются доказать непричастность подрядчика к инциденту и возложить вину на водителя.

— Задача водителя — собрать как можно больше документов в свою пользу, — считает Лев Воропаев. — Помимо акта выявленных недостатков помогает административный штраф для дорожников по статье 12.34 КоАП — такое решение административного суда станет одним из аргументов для суда гражданского. Думаю, в интересах водителя собрать максимум доказательств своей правоты, чтобы не доводить до автотехнической экспертизы.

Гражданский суд может распределить ответственность в пропорции, например, 30:70 или 50:50. Иногда споры вызывает размер ущерба.

— Бывают ситуации, когда часть повреждений не связана с первопричиной инцидента и ответчик постарается снизить требования на эту сумму, — объясняет Евгений Жарнаков. — Для этого порой назначают трасологическую экспертизу.

Массовая авария в Магнитогорске: вдобавок к неважному покрытию — густой туман (фото «На дорогах Магнитки»/Vk.com)

Каковы шансы выиграть суд?

— Шансы достаточно высокие, если водитель изначально повёл себя грамотно и добился оформления необходимых документов, — считает Евгений Жарнаков.

Чуть более скептически настроен Лев Воропаев:

— В таких делах определяющим являются даже не сами обстоятельства случившегося — толщина снежного покрова или скорости водителя. Самый важный вопрос — что стало причиной аварии, — объясняет он. — При наезде на открытый колодезный люк выводы автотехнической экспертизы с большой вероятностью будут в пользу водителя, но при некачественной уборке улиц — не факт. После снегопадов состояние дороги «очевидно» для участников движения, и, подозреваю, эксперт просто укажет, что водитель мог избежать аварии, двигаясь с меньшей скоростью.

Так что в снегопады нужно прежде всего не переоценивать свои возможности. Но если состояние дороги из рук вон плохое — грамотно оформляйте инцидент и добивайтесь компенсации в суде.

Как подать в суд на дорожников?

​Подать в суд на дорожников при ДТП решаются не все водители, столкнувшиеся с неприятным происшествием на дороге: попаданием автомобиля в яму или открытый люк. Большинство предпочитает ремонтировать авто за свой счет, хотя всем известно, что ответственность за состояние дороги несет дорожная служба.

Водители отказываются обращаться в суд, так как уверены, что дело будет проиграно. Этот подход в корне неверен: судебная система существует не один десяток лет, с ее помощью можно добиваться положительных результатов.

Применяя законодательные рычаги, можно добиться выплаты компенсации ущерба от дорожников, а не осуществлять ремонт, оплачивая его из собственного кармана.

Изначально определите, полагается ли компенсация при нанесенном во время ДТП ущербе. Согласно ГОСТу 50597-93 максимально допустимый размер ям на дорогах не должен быть более 15 см длиной, 60 см шириной и 5 см глубиной. Если вы попали в яму, параметры которой больше указанных, то вы можете рассчитывать на компенсацию.

Также по ГОСТу допускается смещение крышки люка не более 2 см, а пребывание крышки в открытом состоянии недопустимо. Если по каким-либо причинам дорога не соответствует ГОСТу, то на участке должны быть установлены предупреждающие знаки и заграждения.

Если нормативы были нарушены, то можно подать в суд на дорожную службу, несущую ответственность за состояние участка дороги, по которому вы проезжали.

При этом наиболее важным для вас будет правильно оформить ДТП, так как только правильное оформление позволит доказать невиновность и станет основанием для подачи иска в судебную инстанцию.

Что делать, если попал в яму и пробил колесо?

Какие же действия следует предпринимать, если вы по неосторожности заехали в яму и повредили автомобиль? Для начала необходимо совершить остановку и вызов сотрудников ГИБДД. То есть, действия, аналогичные совершаемым во время стандартной процедуры при попадании автомобиля в обычное ДТП.

Внимательно отнеситесь к составлению протокола. Важно, чтобы каждая деталь произошедшего была занесена в него. Схема ДТП должна содержать информацию о габаритах ямы, наличии или отсутствии на участке предупреждающих о неисправностях дороги знаков и ограждений.

Также следует сделать фотографии участка дороги, на котором вы попали в ДТП, и повреждений, полученных на этом месте вашим автомобилем. Фотографии могут быть сделаны фотокамерой обычного сотового телефона.

При составлении протокола о ДТП должны быть проставлены подписи двух свидетелей. В качестве свидетелей не обязательно приглашать посторонних людей – прохожих, ставших свидетелями аварии. Это могут быть родственники или знакомые, находившиеся на момент происшествия в салоне автомобиля.

После того как будут оформлены и подписаны все необходимые документы, вы должны потребовать у сотрудников ГИБДД привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении правил содержания дороги. В данном случае это будут сотрудники дорожной службы.

Читать еще:  Что такое единый налог на вмененный доход для ИП

В обязанность полицейских входит выявление организации, отвечающей за своевременный ремонт участка. Вы же после этого можете подать исковое заявление в суд по месту регистрации, чтобы привлечь виновных к ответственности.

Вот документы, которые потребуется предъявить для возмещения причиненного ущерба:

  1. Справки ГИБДД о произошедшем.
  2. Копии протокола, постановления о привлечении к ответственности виновного лица.

Собрав все документы, вы должны будете обратиться к судебному эксперту, который произведет оценку причиненного ущерба. Также вы должны сообщить виновной организации о времени и месте проведения экспертизы. Экспертизу проведут вне зависимости от того, прибудут ли ее представители.

В результате произведенных действий вы должны будете узнать сумму, в которую обойдется ремонт. Далее следует выслать виновным официальный документ, содержащий требование о добровольном возмещении ущерба, копии собранных документов (протокола, справок, данных экспертизы и пр.). Если ответ не будет получен в течение месяца, то следует обратиться в суд.

В том случае, если вы не дождались проведения экспертизы и решили произвести ремонт своего автомобиля самостоятельно, вам понадобятся фотографии, сделанные на месте происшествия, чеки, которые вам выдаст сервис по ремонту автомобилей. Лучше, если вы сохраните запчасти, которые были заменены на новые. В этом случае вы можете рассчитывать, что оценщик сможет установить факт происшествия и виновности дорожников.

Обратитесь в прокуратуру

Если дело затянется надолго, то перед подачей заявления в суд обратитесь в прокуратуру. Сотрудники прокуратуры обязаны рассмотреть заявление в течение 20 дней, ими должно быть принято решение о виновности или невиновности дорожной службы.

Если сумма нанесенного ущерба будет более 500 МРОТ или в ДТП имеются пострадавшие, то прокурор направляет дело в суд. В этом случае по истечении 20 дней вас должны будут уведомить о результатах рассмотрения заявления.

Не следует отказываться отстаивать свои права. Это можно сделать, прибегнув к помощи автоюриста. В разъяснении ситуации помогут фотографии с места происшествия и правильно составленный протокол ДТП. Также могут помочь данные видеорегистратора, который есть у многих водителей.

teemofeyeff › Блог › Внимание, ямы! Как «засудить» дорожников и получить деньги?

Внимание, ямы! Как «засудить» дорожников и получить деньги?

Любому гражданину нашей страны известна русская пословица о дорогах. Любому автомобилисту известно, что из-за плохого состояния наших дорог приходится регулярно тратить круглую сумму на ремонт колес и подвески, а скорость и комфорт передвижения на личном авто при этом часто отходят на второй план перед желанием «не разбить подвеску».

Реальный случай из судебной практики

Водитель ехал зимой на машине по одной из федеральных трасс. Внезапно его машину резко дернуло и вынесло на встречную полосу в лобовое столкновение с другим автомобилем. Удара избежать не удалось, Сергей чудом остался жив, но его здоровью был нанесен тяжкий вред.

Экспертизой по уголовному делу было установлено, что при движении по трассе колесо машины внезапно попало в яму и лопнуло, в результате чего машину вынесло на встречную полосу и произошло ДТП. Ни Сергей, ни другой водитель предотвратить ДТП возможности не имели.

Всего одна яма, а какой результат – тяжкий вред здоровью и ущерба в совокупности более, чем на полмиллиона рублей.

Как получить возмещение с тех, кто виновен в ненадлежащем содержании дорог? Ниже приведем четкий алгоритм действий.

Важно помнить, что обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые вы ссылаетесь в суде, лежит целиком на вас, а обстоятельства, которые могут быть установлены только определенными средствами доказывания, не могут быть доказаны ничем иным (например, размер ущерба или вина дорожных служб).

Самым сложным порой становится сбор доказательств, если упущен момент их фиксации по горячим следам. В случае с выбоиной на дороге – если вы не зафиксировали доказательства непосредственно после происшествия, на 99% вы не сможете доказать вину дорожников впоследствии.

При рассмотрении подобного дела в суде будут устанавливаться следующие факты:

— факт причинения вреда (может быть подтвержден фотографиями, свидетельскими показаниями, справками ГИБДД);

— лицо, причинившее вред (необходимо установить организацию, ответственную за содержание участка дороги, на котором произошло происшествие – в этом вам поможет адвокат);

— виновность лица в причинении вреда (виновность дорожной службы в ненадлежащем содержании участка дороги);

— причинно-следственная связь между ненадлежащем содержании дороги и наступившими последствиями (может быть подтверждена фотографиями, свидетельскими показаниями, заключениями экспертизы, справками ГИБДД);

— размер причиненного вреда (может быть подтвержден квитанциями об оплате заказ-нарядов на ремонт автомобиля или отчетом об оценке стоимости восстановительного ремонта, если ремонт экономически целесообразен).

Что делать сразу после ДТП?

Если ваше колесо было пробито в результате попадания в яму, необходимо немедленно остановиться и действовать согласно п.2.5 ПДД РФ («Обязанности водителя, ставшего участником ДТП») – прежде всего, незамедлительно остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГИБДД. Пока вы ждете прибытия сотрудников дорожной полиции, необходимо найти именно ту яму, которая пробила вам колесо.

Если непосредственно эту яму найти сложно, нужно найти самую близкую к вам и самую глубокую (глубиной не менее 5 см., длинной не менее 15 см.) яму и сказать сотрудникам, что вы попали именно в нее.

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия?

Ваша первоочередная задача – чтобы сотрудники ГИБДД оформили ваше происшествие как ДТП. Для этого в большинстве случаев Вам нужно будет проявить настойчивость и сослаться на определение ДТП, приведенное в ПДД РФ и в Законе об ОСАГО («событие, произошедшее в результате движения автомобиля по дороге и с его участием, в результате которого повреждено имущество и т.д.»)

Ваша вторая задача, чтобы в справку о ДТП (ф.748) сотрудники ГИБДД внесли все повреждения вашего автомобиля, полученные в результате наезда на яму (пробитые покрышки, колесные диски). Так как часто в подобных случаях повреждаются элементы подвески, а данные повреждения сотрудниками ГИБДД на месте оформления ДТП выявлены быть не могут, в справке о ДТП ОБЯЗАТЕЛЬНО должны внести фразу «возможны скрытые повреждения». В данном случае при осмотре автомобиля оценщиком на подъемнике в какой-нибудь СТО в акт осмотра будут включены также повреждения элементов подвески, расходы на ремонт которых также можно будет включить в иск.

Как сделать так, чтобы сотрудники ГИБДД не признали виновным в наезде на яму вас самого?

При осмотре места ДТП обращайте внимание инспектора ГИБДД и на дефекты дорожного покрытия, и на отсутствие знаков, предупреждающих об опасности (они подтверждают отсутствие вашей вины).

При составлении схемы ДТП требуйте от инспектора отразить на схеме точное местоположение ямы и ее характеристики, если инспектор отказывается указать, что на месте аварии наличествуют дефекты дорожного покрытия, то, подписывая схему, отметьте в ней или в своих объяснениях факт отказа инспектора выполнить ваше требование. Параллельно с осмотром места ДТП фотографируйте или снимайте на видео место ДТП, в т.ч. саму яму.

Согласно п.10.1 Правил дорожного движения РФ скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Первым, что вы можете услышать из уст сотрудников ГИБДД – «вы выбрали небезопасную скорость или вовсе ее превысили, что не позволило вам вовремя увидеть яму и объехать ее», так как яма для вас в данном случае являлась препятствием, «поэтому вы сами нарушили ПДД РФ (п.10.1) и вам никто ничего не заплатит».

Если ваш диалог с инспекторами складывается по данному сценарию и вину за случившееся пытаются возложить на вас, то инспектор должен будет вынести Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, так как за нарушение п.10.1 ПДД РФ никакая административная ответственность не установлена. В любом случае он обязан выдать вам бланк для дачи письменных объяснений.

В объяснениях пишите: «ПДД не нарушал. Состояние дороги не соответствует ГОСТу. Знаков ограничения максимальной скорости и минимальной дистанции, а также знаков «скользкая…» или «неровная дорога» не установлено. Прошу составить Акт обследования дорожных условий». Далее получайте определение и в течение 10 дней с момента получения подавайте жалобу в федеральный суд по месту нахождения органа ГИБДД, вынесшего определение. Мотивировка жалобы – нарушение ст.26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, в связи с чем Определение необходимо изменить, исключив из него упоминание о нарушении вами п.10.1 ПДД РФ.

Как доказать вину дорожной службы в ненадлежащем содержании дорог?

Согласно пунктам 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине & 5 см.

Если ДТП произошло «по вине» более крупной ямы необходимо указать сотрудникам ГИБДД на это, в таком случае они обязаны будут составить протокол об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ “Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений” в отношении организации, осуществляющей обслуживание автодороги.

В соответствии с п.1.3 Правил учета и анализа ДТП на дорогах РФ (утв. Федеральной дорожной службой РФ в 1998 г.) в случае совершения ДТП по причине ненадлежащего состоянии дороги необходимо составление Акта обследования дорожных условий. Данный акт составляется сотрудником ГИБДД при участии представителя организации, осуществляющей содержание и текущий ремонт дороги сразу после ДТП или в течение суток с момента ДТП.

Главной сложностью может стать нежелание сотрудников ГИБДД проводить лишнюю работу, извещая представителей данной организации и повторно приезжая на место ДТП, тем более, что данное действие для него может быть незнакомым, а поэтому нежеланным.

Вы должны быть готовы применить настойчивость с тем, чтобы данный акт все-таки был составлен, так как данный акт является, пожалуй, лучшим доказательством причинно-следственной связи между ненадлежащим содержанием дорог и ДТП (т.е. вины дорожной службы). При рассмотрении подобных дел в суде представители дорожных служб всегда ссылаются на отсутствие подобного акта как на основание для отказа в иске.

В случае, если вам не удалось убедить инспектора ГИБДД выполнить его работу, вы можете составить подобный акт самостоятельно при участии двух посторонних лиц. Желательно снять замер вами ямы рулеткой или линейкой на видео, о чем сделать отметку в самом акте.

Как подать иск на максимально большую сумму?

Читать еще:  Доля в квартире по наследству после смерти порядок владения

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, вы можете претендовать на возмещение стоимости ремонта поврежденного колеса, а также деталей подвески, расходов на эвакуатор (в случае необходимости), расходов по оценке ущерба, государственной пошлины, расходов по оплате услуг адвоката и возмещения упущенной выгоды в случае, если сможете доказать ее размер.

Как правильно подать иск на дорожную службу

ГОСТ и качество дороги

Огромное количество российских дорог не соответствует ГОСТу Р-50597-93, который регулирует качество автомобильных дорог и улиц. Среди его требований:

  • Максимальный размер дорожных ям не может превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. Ямы большего размера в большинстве случаев нанесут легковому транспорту вред, если оно не сможет объехать препятствие;
  • Дороги не должны иметь просадок, выбоин и других дефектов, которые не позволяют ездить по ним с максимально разрешенной скоростью;
  • Зимнюю наледь на дорогах необходимо устранять в течение 4-6 часов (зависит от категории дороги).

Что делать при попадании в аварию по вине дорожников?

Если водитель понимает, что причиной его аварии стал гололед или ямы на дороге, то можно смело винить в этом дорожную службу. Несмотря на всеобщее заблуждение о том, что в подаче иска на дорожников нет смысла, на практике все происходит иначе, так как рычаги законодательства одинаково применяются для всех. Проблема состоит лишь в том, чтобы правильно оформить ДТП.

Чаще всего сотрудники ГИБДД не придерживаются ничьей стороны, но бывает, что в качестве причины транспортного происшествия они указывают несоблюдение скоростного режима или проезд на красный цвет. Причина в том, что такой протокол оформить легче, чем то, где нужно фотографировать ямы и замерять их. В таком случае доказать свою правоту будет нелегко.

Если же автомобиль врезался в другое транспортное средство при гололеде, не стоит спешить делать выводы о виновности одного из водителей. Снежный накат или гололед на дороге возникает по причине несвоевременной уборки осадков, в чем виновата дорожная служба.

ВАЖНО . Подать на дорожников в суд можно, если автомобиль наехал на яму и пробил колесо. Если учесть все нюансы, то получить моральный ущерб реально. По ГОСТу яма на дороге не может превышать 60 см в ширину, 15 в длину, и быть глубже 5 см. Если яма меньше, ситуация неоднозначна. Но если она превышает данные параметры, стоит подавать иск в суд не раздумывая.

Не менее распространенной ситуацией является открытый люк. Если на дороге проводятся ремонтные работы, данный участок дороги должен быть окружен специальными знаками. То же касается и открытого по какой-то причине люка. Считается недопустимым полностью открытый люк без расположенных около него предупредительных знаков и ограждений. Если говорить о ГОСТе, то крышка может быть смещена на 2 см. Если больше, это считается нарушением со стороны дорожников.

После оформления ДТП необходимо собрать документы, подтверждающие факт нанесенного ущерба.

Если водитель попал в аварию и уверен, что причиной этого стало ненадлежащее качество дороги и другие обстоятельства, за которые ответственна дорожная служба, он должен учесть ряд важных моментов:

  1. При беседе с инспектором ГИБДД необходимо обратить его внимание на плохое качество дороги и на то, что авария случилась именно по этой причине. В результате беседы в протоколе ДТП должна быть отражена полная характеристика дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков и заградительных приспособлений. Подписывать протокол следует только в том случае, если в нем правильно изложены все обстоятельства аварии, которые в будущем позволят подать иск;
  2. После аварии нельзя ничего трогать и переставлять . Если ДТП случилось из-за попадания авто в яму, необходимо сразу же ее измерить и записать результат. Яму и другие дефекты проезжей части, отсутствие знаков и заграждений лучше зафиксировать на фото или видеокамеру. На фото должно быть указано число и время. Нелишне собрать показания свидетелей и записать их, скрепив подписями очевидцев;
  3. Если до составления протокола к месту аварии приехали дорожные службы, не допускайте, чтобы они засыпали дорожные ямы щебенкой , устанавливали ранее отсутствующие дорожные знаки или посыпали дорогу песком. В случае если учинить препятствия дорожникам не получилось, стоит зафиксировать их действия на камеру и привлечь свидетелей для дачи показаний о поведении дорожных рабочих;
  4. У свидетелей ДТП следует взять подробные контактные данные и попросить их записать свои показания в протокол. Свидетели необходимы и при составлении инспектором ГИБДД схемы аварии (не менее двух человек). На руки желательно получить ксерокопии составленного протокола и схемы ДТП;
  5. У инспектора Госавтоинспекции следует попросить пригласить на место аварии сотрудников дорожно-эксплуатационной компании для дачи показаний. Узнать, кто ответственен за состояние данного участка дороги можно также у сотрудника ГИБДД или по личному запросу в правоохранительные органы.

Как правильно оформить ДТП

После того, как произошло происшествие, необходимо обязательно вызвать ГИБДД. Независимо от того, что конкретно случилось, сотрудники обязаны освидетельствовать аварию. Если водитель въехал на своем автомобиле в дорожную яму и повредил колесо, процедура оформления будет похожа на обычное ДТП. Сотрудники будут заполнять множество бумаг и описывать событие.

ВАЖНО . Необходимо внимательно отнестись к тому, что именно будут записывать работники ГИБДД. Каждая деталь события должна быть занесена в протокол. Если «виновницей» события стала яма на дороге, то она должна быть описана, и записаны ее размеры. Если это открытый люк, то в документе сотрудники обязаны записать, что не было предупредительного знака, или не работал светофор. Каждая деталь является важной при оформлении ДТП.

Кроме описи, стоит сделать фотографии участка дороги с ямой, без знаков или с выключенным светофором, в зависимости от сложившейся ситуации. Для этого можно использовать обычный телефон. Любые видео или фото фиксации немаловажны, если речь идет об аварии.

Когда протокол будет полностью составлен, понадобиться подпись двух свидетелей. Это могу быть как пассажиры того же автомобиля или прохожие мимо люди. После этого можно узнать у сотрудников информацию об организации, которая занималась данным участком дороги. Дорожную службу можно привлечь к ответственности, если протокол был правильно заполнен.

После получения информации относительно стороны виновника, пострадавший может подать иск в суд для получения материальной компенсации.

Составление искового заявления

Для подачи жалобы на дорожников в суд по ДТП необходимо составить иск, в котором кратко и понятно будут изложены все свои требования истца и обстоятельства аварии. Образцы таких исков из судебной практики, которые повсеместно встречаются в интернете, далеко не универсальны и могут не подходить к каждой конкретной ситуации.

Иски составляются при помощи компьютера или в рукописном виде. В одном заявлении может содержаться сразу несколько требований (к примеру, возмещение материального вреда и ущерба здоровью).

В исковом заявлении всегда указывается:

  1. наименование судебного органа, куда подается иск;
  2. личные данные истца (ФИО, адрес проживания, телефон) и наименование организации ответчика, ее юридический адрес и иные реквизиты;
  3. подробное описание обстоятельств ДТП (когда и где произошло, что стало причиной аварии, кто в ней участвовал, каков размер ущерба, причиненного истцу);
  4. привидение доказательств своей позиции (справки, документы, расчет суммы восстановительно-ремонтных работ);
  5. требования, выдвигаемые к ответчику (дорожным службам);
  6. цена искового заявления (сумма возмещаемого ущерба).

Основные документы для передачи в суд

Иск к дорожникам по ДТП передается в суд лично истцом или по почте с уведомлением о вручении и описью вложения. Вместе с иском отдаются и копии ряда документов, подтверждающих позицию истца:

  1. Справка из ГИБДД о случившейся аварии;
  2. Копия протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИБДД по установленной форме. В случае аварии по вине дорожной компании протокол составляется на ее имя в соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ ;
  3. Копия постановления об административном правонарушении, выписанного на дорожную организацию или ее начальника. Постановление составляют начальники отделов ГИБДД и их заместители, а также инспекторы дорожного надзора. Копия этого документа выдается потерпевшему (истцу) и является доказательством вины дорожников в ДТП;
  4. Копия акта обследования дорожных условий с места аварии, составленного инспектором ГИБДД вместе с представителем дорожной службы. Цель акта – дать характеристику условий аварии и состояния дорожного полотна. Он является основным доказательством вины дорожников в ДТП. Если сразу после аварии представитель дорожной службы не смог приехать на место ДТП, то акт должен быть составлен не позднее, чем через 24 часа после аварии, совместно с инспектором ГИБДД;
  5. Протокол осмотра места ДТП, составленный инспектором при двух понятых и участниках аварии. В нем отображаются необходимые замеры и результаты осмотра места происшествия. К протоколу осмотра прикладываются фотографии и видеозаписи, а также прочие доказательства аварии;
  6. Схема места аварии, составленная инспектором на специальном бланке. На ней в графическом виде отображается план местности и обстановка вокруг ДТП, положение транспортных средств после аварии и иные следы и предметы, связанные с ней. Схема ДТП – это приложение к протоколу осмотра места происшествия;
  7. Объяснения свидетелей, участников аварии и представителей дорожно-эксплуатационной компании. Они пишутся отдельно или принимаются лицом, ответственным за ведение дела об административном правонарушении;
  8. Заключение экспертизы о размере причиненного автомобилю ущерба по вине дорожных служб;
  9. Копия досудебной претензии (если была направлена дорожникам до составления иска);
  10. Квитанция об оплате государственной пошлины за подачу иска.

В какой суд обращаться?

По нормам Гражданского процессуального кодекса РФ иск к любой юридической организации подается по месту ее фактического нахождения. Если речь идет о филиале или представительстве организации, то исковое заявление передается по адресу этого филиала. Любой иск к дорожникам направляется либо напрямую в Росавтодор (Федеральное дорожное агентство) города Москвы, либо по месту расположения его филиалов в субъектах РФ.

Истцу необходимо разобраться с вопросами подсудности, то есть куда (территориальная подсудность) и в какой суд (видовая подсудность) подавать иск к дорожной службе.

По общему правилу, установленному статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), иск к любой организации, в том числе и дорожно-эксплуатационной, предъявляется по месту ее нахождения.

Вместе с тем, процессуальный закон позволяет истцу предъявит иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства по месту их нахождения.

Например, если авария произошла на федеральной трассе в Краснодарском крае, то иск может быть направлен в г. Москву по месту нахождения Росавтодора или в г. Краснодар по месту дислокации филиала Росавтодора по Краснодарскому краю.

Читать еще:  Льготы инвалидам 2 группы в 2020 году

В основу определения судебной юрисдикции рассмотрения дел, вытекающих из имущественных споров, положен критерий размера цены иска.

При цене иска не превышающей 50000 рублей дела рассматриваются мировыми судьями территориальных судебных участков.

Если цена иска превышает 50000 рублей, то иск подсуден городскому (районному) суду.

Советы водителю. Как взыскать ущерб от ДТП с «дорожников»?

Краткое содержание:

Нередко автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда машина попала в дорожно-транспортное происшествие из-за некачественного дорожного покрытия или отсутствия дорожного знака. В таком случае возникает вопрос, с кого и как взыскивать причиненные убытки. Иными словами, как подать в суд на дорожников.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, права которого нарушены, может потребовать полного возмещения убытков с виноватой стороны. Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим этот вред.

Как подать в суд на дорожников?

Если вы попали в ДТП из-за дорожного покрытия, то можете подать в суд на дорожников. Для этого вам необходимо подать иск и доказать:

  • противоправность поведения ответчика,
  • наличие вреда, причиненного вашему автомобилю,
  • причинную связь между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

Ваши права защищены указанными выше статьями ГК РФ и п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Со своей стороны, Ответчик может доказать отсутствие своей вины (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Обратимся к закону

Чтобы правильно определить Ответчика по делу, сначала необходимо выяснить, какой орган или организация отвечает за содержание дорог в том месте, где произошло ДТП.

Например, если автомобиль пострадал в городе, то, согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», претензии нужно предъявлять органам местного самоуправления городского поселения, поскольку именно в их полномочия входит обеспечение безопасности дорожного движения на трассах местного значения, находящихся в границах населенных пунктов.

Если же автомобиль пострадал вследствие ДТП, произошедшего на федеральной трассе, то ответчиком является Главное управление автомобильных дорог Федерального дорожного агентства в соответствующем субъекте РФ, а также эксплуатационная организация, которая заключила государственный контракт на обслуживание указанной дороги.

Чтобы доказать противоправность действия (бездействия) ответчика, придется проанализировать нормативные документы, требования которых были нарушены при содержании дороги.

Ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ определяет, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации необходимо осуществлять для того, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность поддерживать состояние дорог в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами полностью возлагается на лиц, осуществляющих содержание трассы.

Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221 был утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, движущихся с разрешенной ПДД скоростью. Предельные размеры отдельных просадок или выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см, это предусмотрено п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.

Проанализировав судебную практику судов общей юрисдикции и Верховного суда РФ, можно сделать вывод о том, какими доказательствами истец может обосновать свою позицию. В данной статье приведены примеры из решений Кропоткинского городского суда Краснодарского края.

На примере Краснодарского края

Решениями Кропоткинского городского суда Краснодарского края по делу № 2-237/2017 от 23 июня 2017 года и делу № 2-240/2017 от 16 марта 2017 года были удовлетворены иски к Администрации Кропоткинского городского поселения о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП. Основанием для принятия решения стало состояние дороги – выбоина, из-за которой произошло ДТП, превышала установленные ГОСТом ограничения.

Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 6 июня 2017 года по делу № 2-302/2017 также удовлетворен иск гражданина, автомобиль которого был поврежден в результате ДТП, произошедшего из-за отсутствия дорожного знака 2.1 «Главная дорога».

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» элементами благоустройства автомобильных трасс, предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе, его безопасности, являются дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства, предназначенные для регулирования дорожного движения. В п. 4.1 ГОСТа Р 50597-93 указано: автомобильные дороги и улицы должны быть оборудованы дорожными знаками.

ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» указывает, что знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка пути с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге.

В указанном деле вина истца была установлена Постановлением о привлечении к административной ответственности. Но при этом суд посчитал, что Постановление о привлечении к административной ответственности истца преюдициального значения не имеет.

Отказали местные суды? Обращаемся в верховный!

Интересно одно из последних Определений Верховного суда № 9-КГ 18-3 от 11 мая 2018 года.

Двигаясь в гололед с разрешенной скоростью, автомобиль наехал на выбоину и опрокинулся в кювет. Истец обратился в суд с иском к дорожным службам, ответственным за содержание трассы.

Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска, сославшись на на пункт 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090. Согласно названному пункту, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, перевозимого груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Выбранная скорость должна позволять водителю контролировать движение транспортного средства. При возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить сам, он должен принять все меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки транспортного средства.

Верховный суд не согласился с данной ссылкой.

Нижестоящие суды решили, что причиной опрокидывания транспортного средства является не выбоина на дороге, а ошибка водителя, который в условиях гололеда неверно выбрал скорость для автомобиля.

В определении Верховного суда содержится важный вывод: состояние проезжей части должно отвечать требованиям ГОСТа Р 50597-93 и обеспечивать безопасность участников дорожного движения вне зависимости от скоростного режима транспортного средства (при условии, если разрешенная скорость не превышена). Это значит, что в данном случает произошло ДТП из-за плохого состояния проезжей части, а не из-за невнимательности водителя.

Несколько советов по обращению в суд на дорожников

Правильно оформленные материалы ГИБДД по факту случившегося ДТП помогут доказать противоправность поведения органов и лиц, отвечающих за содержание дорог, а также факт причинения вреда транспортному средству. Это:

  • Постановление о привлечении к административной ответственности либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
  • схема ДТП,
  • акт выявленных недостатков в содержании дорог,
  • предписание об устранении недостатков,
  • объяснения сотрудников ГИБДД и свидетелей ДТП.

Задача водителя – вызвать сотрудников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия, проследить, чтобы указанные документы были составлены, и получить их заверенные копии.

Чтобы доказать причинно-следственную связь между возникновением убытков и противоправными действиями (бездействием) ответчика, недостаточно установить, что дорожное покрытие не соответствовало требованиям ГОСТа Р 50597-93 или отсутствовали дорожные знаки.

Например, в Определении № 9-КГ 18-3 от 11 мая 2018 года Верховный суд РФ подчеркнул, что необходимо доказать, имел ли водитель возможность обнаружить недостаток на проезжей части (выбоину), следуя с разрешенной скоростью по участку дороги, где произошло ДТП; в случае обнаружения недостатка дорожного покрытия, имел ли водитель техническую возможность избежать наезда на него и опрокидывания автомобиля.

В ранее указанном деле № 2-237/2017 автомобиль попал в скрытую от обзора выбоину, что объяснялось погодными условиями, отсутствием предупреждающих знаков и дополнительного освещения. Вследствие этого автомобиль получил механические повреждения. В деле № 2-240/2017 наезд на дорожную выбоину произошел в темное время суток.

Таким образом, при установлении причинно-следственной связи необходимо доказать, что водитель, проявляя разумную и достаточную степень осмотрительности, не мог заменить и/или предотвратить наезд на имеющийся в дорожном покрытии дефект. Чтобы это выяснить, может быть назначена судебная экспертиза.

Даже привлечение водителя к административной ответственности не всегда освобождает ответчика от обязанности возместить вред, как в деле № 2-302/2017, поскольку ДТП произошло из-за отсутствия дорожного знака 2.1 «Главная дорога».

Кроме всего вышеперечисленного истец должен доказать размер причиненного ущерба. Часто суд принимает в качестве доказательств досудебную экспертизу или же назначают судебную.

П. 13 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предполагает в случае, если при устранении повреждений имущества истца использовались или будут использоваться новые материалы, то расходы на ремонт включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению со стоимостью его повреждений.

Во всех приведенных в этой статье примерах суд взыскал с ответчиков убытки в размере стоимости восстановительного ремонта с учетом износа деталей автомобиля.

В делах же о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП по вине водителя другого автомобиля, убытки взыскиваются двумя способами:

  • в полном размере стоимости восстановительного ремонта без учета износа деталей (например, решение Кропоткинского суда Краснодарского края от 25 октбяря 2016 года по делу № 2-1592/2016)
  • в размере стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа деталей (например, решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 28 июня 2017 года по делу № 2-582/20170.

Выводы

Если произошло ДТП из-за дорожного покрытия из асфальта или бетона с явными повреждениями, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия, которые выдадут все необходимые документы, в том числе акт выявленных недостатков в содержании дорог и предписание об устранении нарушений в содержании дорог.

Второе условие: если доказательства причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и произошедшим ДТП будут достаточными, то у истца имеется большая возможность взыскать убытки с органов и организаций, ответственных за содержание дорог.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector