Украина. Железнодорожная накладная. Правила оформления.

Украина. Железнодорожная накладная. Правила оформления.

Транспортная железнодорожная накладная

Транспортная железнодорожная накладная

Похожие публикации

При перевозке грузов с помощью железной дороги должен быть оформлен необходимый пакет документов, который сопровождает груз с момента отправления до получения его адресатом.

Для чего используется транспортная железнодорожная накладная

Транспортная железнодорожная накладная является документом, который идентифицирует груз и содержит следующие сведения:

  • Данные фирмы-отправителя;Данные о грузе;
  • Нюансы его перевозки;
  • Габариты груза;
  • Данные перевозчика;Данные получателя.

Составление накладной подразумевает заключение договора между отправителем и железнодорожной компанией-перевозчиком. Транспортная ж/д накладная должна быть составлена на все грузы, независимо от их размера и дальности перевозки. Данный порядок определяется локально-нормативными актами железнодорожного транспорта.

Оригинал транспортной железнодорожной накладной: унифицированная форма

Для составления накладной предусмотрены унифицированные формы, их использование обязательно для всех клиентов, которые пользуются услугами железной дороги для перевозки грузов. То есть отправитель не может составить накладную по своему образцу.

Накладная состоит из четырех частей:

  • оригинальный экземпляр накладной, который вручается грузополучателю;
  • дорожная ведомость, документ, который составляется не менее чем в 2 экземплярах и сопровождает груз на всех станциях;
  • корешок дорожной ведомости, документ, который после доставки груза остается у компании-перевозчика;
  • квитанция о приеме груза, то есть документ, который подтверждает, что перевозчик принял груз. Она остается у отправителя.

Форма накладной, которую оформляют при отправке, зависит от вида груза и способа его отправки (отдельный пакет, целый вагон и т.д.).

Основные формы это ГУ-27 и ГУ-29-О.

Оригинал транспортной железнодорожной накладной ГУ-27 и ГУ-29-О утвержден Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, которые утверждены Приказом МПС РФ № 39 от 18.06.2003 года.

Транспортная железнодорожная накладная: образец заполнения

При заполнении накладной необходимо придерживаться следующих правил:

  • отправитель заполняет свою часть от руки, печатными или письменными буквами, шариковой ручкой. Текст должен быть читаем и не содержать ошибок (фактических и орфографических);
  • при недостатке места для заполнения всех нужных данных они вносятся сразу на несколько листов, а на первой странице ставится отметка об этом.
  • все листы накладной должны быть между собой надежно скреплены. Порядок заполнения накладной отправителем:
  • полная информация об отправителе, полное наименование (ФИО), адрес, ставится личная подпись;
  • указывается станция отправления груза;
  • полная и достоверная информация о получателе: наименование организации (ФИО) получателя, его адрес и другие контактные данные;
  • станция, куда должен прибыть груз;
  • названия пограничных станций (при их наличии);
  • данные вагона перевозки: номер, принадлежность, грузоподъемность, количество осей, тип вагона;
  • подробное описание груза: наименование, упаковка, количество мест, опломбирование, данные о погрузке и массе, данные об оплате всех необходимых платежей и сопровождающие документы.

Все остальные графы заполняют перевозчиком в процессе транспортировки и передачи груза получателю.

Обратите внимание! За недостоверные сведения о грузе на отправителя накладывается штраф, равный пятикратному размеру реальной стоимости перевозки груза.

Транспортная железнодорожная накладная является обязательным документом при отправке груза с помощью железной дороги. Форма данного документа утверждена законодательно и обязательна для всех участников договора о перевозке.

Железнодорожная накладная – СМГС

СМГС – это аббревиатура, расшифровывается как – “Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении”. Соглашение СМГС является одним из основных международных документов, заключенных с целью организации международной перевозки груза. Девствует с 1 ноября 1951 года, постоянно изменяется и дополняется. Странами участниками соглашения СМГС являются: Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония.

Накладная СМГС – это накладная международного образца, используемая в международных грузовых перевозках, по сети железных дорог стран участниц «Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Несет в себе функции:

– основного перевозочного документа,

– документа подтверждающего заключения договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги.

– расписки, которая подтверждает принятие железной дорогой груза к перевозке.

Печатается на стандартных бланках. Оформляется на имя грузополучателя. Заполнением накладной СМГС занимается обычно грузоотправитель, или экспедитор на основе инструкции, предоставленной транспортно – экспедиционной компанией, ведущей перевозку. Заверяется перевозчиком, с простановкой штемпеля станции отправления. Следует с грузом, до станции назначения.

В комплекте с накладной СМГС, должны следовать все сопровождающие груз документы. ( сертификаты, спецификации, упаковочные листы и т.д.).

СМГС накладная состоит из пяти (5) листов:

Лист №1 – «Оригинал накладной». Выдается получателю на станции назначения вместе с грузом.

Лист №2 – «Дорожная ведомость». Сопровождает груз до конечной станции. Количество дорожных ведомостей, равняется количеству дорог участвующих в перевозке. Остается на дороге назначения.

Лист №3 – «Дубликат накладной». Остается у отправителя.

Лист №4 – «Лист передачи груза». Как и «дорожная ведомость» – сопровождает груз до конечной станции, и остается на дороге назначения.

Лист №5 – «Уведомление о прибытии груза». Выдается грузополучателю, вместе с листом №5 – оригиналом накладной, и грузом.

Перевозки в европейских странах не участвующих в соглашении СМГС, регулируются другим международным соглашением – “Конвенцией по международным грузовым перевозкам” сокращенно КОТИФ, где существует своя форма накладной. Поэтому международные перевозки направлением Европа – СНГ – Европа, проходят с соответствующим переоформлением на пограничных станциях, международных железнодорожных накладных. (Накладная КОТИФ – Накладная СМГС и наоборот).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10999 – | 7442 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

21. Залізнична накладна. Її зміст та призначення

На кожне відправлення вантажу, порожніх власних, орендованих вагонів та контейнерів відправник надає станції відправлення перевізний документ (накладну). Накладна згідно з Правилами перевезення вантажів може оформлятися і надаватися в електронному вигляді (із накладенням електронного цифрового підпису (ЕЦП)). Електронний перевізний документ та його паперова версія мають однакову юридичну силу.

Згідно п.6 Статуту, накладна є обов’язковою двосторонньою письмовою формою угоди на перевезення вантажу, яка укладається між відправником та залізницею на користь третьої сторони – одержувача. Накладна одночасно є договором застави вантажу для забезпечення гарантії внесення належної провізної плати та інших платежів за перевезення. Накладна супроводжує вантаж на всьому шляху перевезення до станції призначення, де видається одержувачу разом з вантажем.

Накладна заповнюється відправником із застосуванням автоматизованих систем залізничного транспорту України або програмних засобів, у разі її оформлення в паперовому вигляді роздруковується у трьох примірниках, один із яких видається відправникові вантажу та є квитанцією для приймання вантажу до перевезення, другий і третій передаються з вантажем на станцію призначення. Заповнення накладної здійснюється відправником, залізницею, одержувачем згідно з Правилами перевезення вантажів.

Відправник заповнює такі графи накладної:

В графі 1 відпавником заповнюються дані про відправника. Відправником може бути одна юридична або фізична особа. Назва підприємства, код за Єдиним державним реєстром підприємств та організацій України (ЄДРПОУ), поштова адреса. За можливості вказуються номер телефону, факсу, адреса електронної пошти. Країна вказується у випадку відправки за кордон (експорт)

Читать еще:  Полный перечень документов для получения паспорта РФ

В гр. 2 Код відправника 4 – значний

Гр.3 – Код платника 7 – значний

Гр. 4 – Дані про одержуача . Заповнюється у порядку, передбаченому для графи 1

Гр. 5- Код одержувача 4 – значний

Гр. 7 – «Заяви відправника». Провідник вантажу (прізвище, ім’я, по батькові, серія та номер паспорта), Швидкість доставки (вантажна, велика). Відмітки “Охорона МВС” та інш.

Гр.8 – Номер договору між відправником та одержувачем (за бажанням)

Гр.9 – Документи, що додані відправником .

Гр.10. – Документи, що додані відправником

Гр.11- Якщо станція призначення відкрита для виконання вантажних операцій згідно з Тарифним керівництвом N 4 залізниць України, то зазначається найменування під’їзної колії

Гр.12- Код залізниці – 2 знаки, код станції – 6 знаків згідно з Тарифним керівництвом N 4 залізниць України

Гр.13 – Платник Гр.14 – Код платника, присвоєний йому розрахунковим підрозділом залізниці

Гр.15 – Відмітки, не обов’язкові для залізниці(Відомості відправника – одержувачу, пов’язані з відправкою)

Гр.16 – Найменування станції та залізниці відправлення згідно з Тарифним керівництвом N 4 залізниць України

Гр.17 Код залізниці – 2 знаки, код станції – 6 знаків згідно з Тарифним керівництвом N 4 залізниць України

Гр.18 – Відмітки митниці. Крім відправника, заповнюється митницею

Гр.19 – Номер вагона

Гр.20 – Найменування вантажу відповідно до Алфавітного списку вантажів Єдиної тарифно-статистичної номенклатури вантажів та відмінні ознаки вантажу. Знаки, марки, нанесені на окремі вантажні місця. Рід пакування вантажу (наприклад: “ящ.”, “корз.”, “боч.”)

Кількість, знаки, тип та належність (відправник/залізниця) застосованих пломб чи ЗПП. Відмітка “Зональний габарит”.Відмітка “Пільговий габарит” Зазначається “Власний (орендований) вагон (локомотив)

Гр.21 – Проставляється позначка “х”, якщо вантаж негабаритний, швидкопсувний або перевозиться на особливих умовах тощо

Гр.22- Якщо вантаж небезпечний, проставляється позначка “х”, а також за необхідності “ВМ”.

Гр.23 – Код вантажу за ЄТСНВ або ГНВ

Гр.24 – Заповнюється, якщо маса вантажу визначена відправником

Також відправником заповнюються гр.26 «Спосіб визначення маси » (якщо масу визначав відправник, якщо залізниця – то залізницею.), гр.27 «Оголошена вартість вантажу », гр.28 «Ким завантажено вантаж у вагон (контейнер) » (заповнюється відправником або залізницею), гр.50 «Відмітки відправника », гр.55 – «Правильність внесених відомостей підтверджую », гр.58 «Вид небезпеки вантажу », гр.60 – Порядок прикриття вагона в поїзді у випадках, передбачених правилами перевезень, гр.61 – Відомості про обмеження за масою або габаритом навантаження, які встановлено на даному напрямку перевезення, гр. 62 – “Не спускати з гірки”.

Одержувач заповнює такі графи накладної:

Гр. 6 – Код платника (одержувача) 7 – значний

Гр. 53 –« Підтвердження одержання вантажу Вантаж одержав »

Інші графи заповнює залізниця:

Гр.25 – «Маса вантажу, визначена залізницею»

Гр. 29 – «Відправка». У. відповідному місці проставляється позначка “х”

Гр.30 – «Тарифні відмітки ». Заповнюються відповідно до Тарифного керівництва N 1; указуються номер групи, позиції, схеми, відстань перевезення. У разі застосування виняткового тарифу вказується його код

Гр.32, 40 – «Плата за проїзд провідника»

Гр. 33, 41 – «Плата за охорону вантажу залізницею»

Гр. 34 – «Усього сплачено відправником (прописом)»

Гр. 35, 36, 37, 43,44,45 – «Інші платежі на станції відправлення»

Гр 38 – «Підпис». Посада та підпис працівника залізниці на станції відправлення

Гр. 42 – «Усього сплачено одержувачем (прописом)»

Гр. 46 – Посада та підпис працівника залізниці на станції призначення

Гр.47, 48 визначають сплату на станції відправлення або призначення по квитанції різних зборів.

Гр.49 – «Відмітки залізниці» (складання актів, причини затримки вантажу)

Гр.51 – «Календарний штемпель прибуття вантажу »

Грю52 – «Календарний штемпель видачі вантажу »

Гр. 54 – «Ідентифікація відправки » Зазначається код залізниці та станції відправлення, номер накладної (відправки)

Гр.56 – «Календарний штемпель станції відправлення »

Гр.57 – «Увезення дозволено» Відмітки залізниці про одержання відправником згоди на ввезення вантажу та призначення дати навантаження

Гр. 59 – «Вид негабаритності»

Гр.63 – «Код типу маршруту, поїзда (прямий відправника, з розпиленням, ступінчатий, контейнерний поїзд тощо) »

Гр.64 – «Номер маршруту »

Гр.65 – «Код станції розпилення маршруту »

Гр.66 – «Кодування інформації, визначене Укрзалізницею »

Транспортная железнодорожная накладная: бланк и образец

Бланк формы транспортной железнодорожной накладной

К преимуществам перевозки грузов железнодорожным транспортом являются сохранность и возможность транспортировки грузов больших размеров. Транспортировка грузов, осуществляемая с помощью транспорта по железной дороге, сопровождается необходимой документацией, вследствие чего все чаще пользователи ищут в поисковых системах ответа на запрос «транспортная железнодорожная накладная бланк и образец».

Какие основные сведения содержит оригинал накладной

В таблице 1 представлена основная информация, которую заполняет отправитель груза в оригинале перевозочного документа на основании Правил, утв. Приказом МПС 18.06.2003 N 39.

Таблица 1. Информация, заполняемая в транспортной железнодорожной накладной отправителем груза

Наименование графы Заполняемая информация
Скорость Категория скорости, с которой должен перевозиться груз. Категория скорости определяется на основании критериев, которые устанавливает МПС.
Род вагона Род вагона, который был отмечен в заявке на перевозку данного груза.
№ вагона
Грузоподъемность вагона
Количество осей
Информация в данной графе заполняется на основании сведений, которые нанесены на железнодорожном вагоне.
Тип/объем цистерны Информация в данной графе заполняется на основании сведений, которые нанесены на железнодорожном вагоне. Показатель, характеризующий объем цистерны, проставляется лишь для цистерн типа «25».
Индекс негабаритности Cведения о степени негабаритности груза, которая обозначается индексом. Индекс состоит из пяти знаков:

  • 1-й знак – проставляется «Н» – буква;
  • последующие знаки отражают степень негабаритности (второй знак – показывает нижнюю негабаритность; третий знак – боковую; четвертый знак – верхнюю). Пятый знак указывает вертикальную среднегабаритность.

Если негабаритность груза отсутствует, данная графа не заполняется.

Перевозчик Сведения о перевозчике груза с указанием кода по ОКПО.
Станция отправления Сведения по данной графе содержат код станции, с которой происходит отправление груза, и ее наименование. Код станции проставляется на основании тарифного руководства. Информация по данной графе может быть проставлена с применением штемпеля станции, с которой груз отправляется.
Станция назначения Сведения по данной графе содержат код станции, до которой отправляется груз, и ее наименование. Код станции проставляется на основании тарифного руководства.
Грузоотправитель (Грузополучатель) Сведения об отправителе (получателе) груза с указанием его наименования и ОКПО, информация о коде, который был присвоен перевозчиком отправителю груза. В случае, если отправителем является физлицо, ОКПО не проставляется, указывается его ФИО, а код указывается «1000».
Почтовый адрес грузоотправителя
(грузополучателя)
Почтовый адрес и номер телефона, по которому можно связаться в случае возникновения каких-либо вопросов.
Плательщик Если плательщиком является юридическое лицо, то указывается его полное наименование. Если же плательщиком выступает физлицо, то записываются его ФИО (полностью). Здесь же указывается и код плательщика, который ему присваивается перевозчиком.
Станция передачи Коды станций, на которых осуществляется передача вагонов. Коды проставляются на основании тарифного руководства.
Погрузка на вагон средствами Предлагается два варианта погрузки на вагон (средствами перевозчика или отправителя груза). Ненужный вариант необходимо зачеркнуть.
Количество мест В зависимости от того, какой вид груза переводится, в данной графе указывается:

  • количество мест груза (для груза тарно-штучного);
  • «насыпью» (для груза, который перевозится насыпью»);
  • «навалом» (для груза, который перевозится навалом);
  • «наливом» (для груза, который перевозится наливом»;
  • указывается дробь, где в числителе — количество пакетов, а в знаменателе — количество мест в одном пакете (для груза, который переводится в пакетах).
Упаковка В случае, если транспортируется неупакованный груз, отражается «Н/ У», если упакованный груз – отражается наименование упаковки (в сокращенном виде).
Наименование груза Наименование транспортируемого груза и его код, проставляемый в соответствии с тарифным руководством.
Масса груза в кг Кем определена масса груза — дается три варианта (перевозчиком, отправителем груза или совместно), ненужные варианты необходимо зачеркнуть.
Итого масса нетто
Тара вагона
Масса брутто
Информация о полученных при взвешивании на вагонных весах показателях:

  • масса брутто – полученная на весах при взвешивании;
  • тара вагона;
  • масса нетто, определяемая как разница между массой брутто и тарой вагона.
Итого мест Информация об общем количестве мест груза (цифрами и прописью).
Итого масса Сведения об общей массе груза.
Способ определения массы Сведения о способах определения массы.
Сведения о ЗПУ Информация о запорно-пломбировочном устройстве (ЗПУ), его типе, контрольном знаке; отмечается, кем было произведено опломбирование.
Объявленная стоимость Заявленная отправителем ценность груза.
За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю Оформляет отправитель груза, с указанием должности и ФИО

По заявке № Соответствующая заявка на транспортировку груза
Погрузка назначена на Указывается дата в соответствии с датой в заявке, согласованной перевозчиком груза.

На оборотной стороне документа располагается информация:

  • об особых отметках отправителя груза;
  • о правильности размещения груза и т.д.

Скачать бланк формы транспортной железнодорожной накладной

Скачать образец заполнения формы транспортной железнодорожной накладной

ТТН-новшества: обновленная форма и возможность составлять в электронной форме

Что изменилось в оформлении ТТН?

Отметим, что изменения вступают в силу со дня официального опубликования приказа № 419 (опубликован 12.07.2019 г.). С этого же дня будет действовать и форма ТТН в новой редакции ( приложение 7 к Правилам № 363).

Важно! При этом напомним, что ТТН можно оформлять и без точного соблюдения формы, приведенной в приложении 7 ( п. 11.1 «обновленного» Порядка № 363 ). Главное — чтобы в ней были все обязательные реквизиты, которые названы в п. 11.1 Порядка № 363.

Итак, что изменилось?

Изменено само определение ТТН. Теперь акцент сделан на том, что ТТН — это прежде всего документ для перевозок — «единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения (!), расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы».

А вот для учета ТМЦ: их оприходования, списания, складского, оперативного и бухгалтерского учета ТТН может использоваться только в качестве одного из (!) документов.

Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Ведь старое определение ТТН в свое время было «находкой» для фискалов, чтобы не признавать факт приобретения ТМЦ при отсутствии ТТН (см., к примеру, письмо ГФСУ от 29.10.2015 г. № 22911/6/99-99-19-02-02-15). Хотя в последнее время (не без помощи судебной практики) их мнение в этом вопросе устоялось — фискалы все-таки стали говорить (см., к примеру, ИНК от 17.04.2019 г. № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК), что ТТН:

— подтверждает факт предоставления услуг по перевозке ТМЦ;

— является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке ТМЦ.

Иначе говоря, при отсутствии ТТН налоговики могут не признать только расходы по перевозке. При этом само по себе отсутствие ТТН не должно лишать предприятие права на расходы в сумме стоимости приобретенных ТМЦ.

Е-ТТН. Общую ТТН (т. е. не на специфические виды товаров, для которых предусмотрена своя типовая форма ТТН) можно теперь оформлять в электронном виде (е-ТТН). То есть можно оформлять как бумажные, так и электронные (без бумажного варианта) ТТН.

1. Е-ТТН должны подписываться электронной подписью ( 1) водителя (и/или экспедитора перевозчика), ( 2) ответственных лиц грузоотправителя и ( 3) ответственных лиц грузополучателя.

Для оформления е-ТТН у водителя должна быть электронная подпись.

Какая именно это должна быть электронная подпись? Квалифицированная, как и для подписания налоговой отчетности?

В ИНК ГФСУ от 21.06.2019 г. № 2841/6/99-99-15-02-02-15/ІПК фискалы ушли от прямого ответа на этот вопрос. Но вообще из контекста Закона № 2155 **, с соблюдением которого должны составляться е-ТТН, следует: обмен электронными документами между юридическими/физическими лицами, аналоги которых на бумажных носителях должны иметь собственноручную подпись, должен осуществляться с применением квалифицированных электронных доверительных услуг. То есть такие документы должны подписываться квалифицированной электронной подписью.

Если оформляется е-ТТН, то все сопроводительные документы также должны быть «электронными» — с наложением электронной подписи. Если оформляется бумажная ТТН, то все сопроводительные документы прилагаются в бумажной форме с подписью ответственных лиц.

Обратите внимание! Даже если оформляется е-ТТН, водителю все равно нужно оформить «печатный»экземпляр ТТН (т. е. распечатать ее копию на бумаге) в одном экземпляре для предъявления «на дороге». Ведь согласно ст. 48 Закона № 2344 *** ТТН относится к перечню документов, которые должны быть предъявлены по требованию лиц, уполномоченных осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения. То есть заказчик (грузоотправитель) распечатывает в одном экземпляре ТТН, подписывает ее и выдает водителю. Водитель (и/или экспедитор перевозчика), в свою очередь, ставит свою подпись на бумажной копии е-ТТН о принятии им груза для перевозки. Сопроводительные документы при этом печатать не нужно.

Отметим, что стороны самостоятельно могут выбрать себе программу для обмена электронными ТТН (как и для обмена электронными первичными документами).

И, кстати, ни в каком госреестре/электронных базах данных «обычные» ТТН регистрировать не нужно.

3 экземпляра ТТН. ТТН теперь можно оформлять в 3 экземплярах, а не в 4. Раньше было так. Заказчик (грузоотправитель) составлял ТТН. Подписывал все 4 экземпляра и передавал их водителю (и/или экспедитору перевозчика). Водитель тоже расписывался на всех 4 экземплярах ТТН. Далее — 1-й оставался у заказчика (грузоотправителя). Остальные три передавались водителю. 2-й, 3-й, 4-й экземпляры ТТН водитель передавал грузополучателю. Тот их подписывал. 2-й экземпляр грузополучатель оставлял у себя, а 3-й и 4-й — отдавал водителю. 3-й и 4-й экземпляры передавались перевозчику, 3-й из которых передавался заказчику для оплаты.

Теперь составляют 3 экземпляра ТТН. Опять же все их составляет заказчик (грузоотправитель). Он же подписывает эти экземпляры и передает водителю. Водитель подписывает тоже все 3 экземпляра ТТН (подтверждая прием товара).

Если ТТН оформляется в бумажном виде — 1-й экземпляр ТТН остается у заказчика (грузоотправителя). Два остальных передаются водителю (экспедитору). Водитель передает их грузополучателю и тот подписывает оба экземпляра. 2-й экземпляр остается у грузополучателя, а 3-й с подписью грузополучателя водитель передает перевозчику.

Понятно, что если участников перевозки больше (например, есть еще и экспедитор, который нанимает перевозчика), то можно увеличить количество экземпляров ТТН.

Реквизитов ТТН стало меньше. В заглавной части ТТН теперь нет полей:

— «Переадресування вантажу». Если это поле вам нужно, то Порядок № 363 ( абз. 6 п. 11.1) разрешает сторонам вносить в ТТН любую другую информацию, которую они считают необходимой;

— для указания реквизитов доверенности на получение груза « відпуск за довіреністю вантажооредржувача» — т. е. данные о доверенности теперь в ТТН можно не указывать;

— о соответствии/несоответствии груза правилам перевозки — «Вантаж наданий для перевезення у стані, що ________ правилам перевезень відповідних вантажів, номер пломби (за наявності)».

Также не нужна в заглавной части ТТН (1) подпись бухгалтера (ответственного лица грузоотправителя) и (2) лица, который разрешил отпуск груза.

Кроме того, нет теперь и поля «Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником» — т. е. не нужно указывать виды операций и услуг, которые перевозчик выполняет для заказчика.

Табличые части ТТН «Відомості про вантаж» та «Вантажно-розвантажувальні операції» остались без изменений. Только вот сократилось количество подписей после табличной части «Відомості про вантаж». Там теперь нет полей «Прийняв водій/експедитор» и «Здав водій/експедитор». Достаточно подписи водителя о принятии груза в заглавной части ТТН и подписи ответственного лица грузоотправителя о сдаче груза, а также ответственного лица грузополучателя о его приеме после табличной части «Відомості про вантаж».

Так что оформление ТТН несколько упростится.

В общем-то это и все новшества.

При этом учитывая, что тема ТТН «горячая», обратим внимание еще на несколько моментов.

Риски, связанные с ТТН

Как отмечают сами фискалы, бестоварные операции с нереальными перевозчиками — одна из самых распространенных схем уклонения от налогообложения. Поэтому ТТН, их оформление, перевозчики и заказчики являются объектом особого внимания контролирующих органов.

При этом фискалы сотрудничают с МВД. В частности, выясняют, кому принадлежат автомобили (кто собственник, сотрудничал ли он с перевозчиком), может ли таким автомобилем в принципе осуществляться перевозка соответствующего груза и т. п.

Поэтому фискалы рекомендуют проверять перевозчика, услугами которого вы планируете воспользоваться.

Ответы на популярные ТТН-вопросы

Далее приведем ответы на самые «хитовые» вопросы, связанные с применением ТТН.

Когда можно работать без ТТН?

Если производится перевозка «для себя»: своим транспортом и для собственных нужд. То есть когда грузоотправитель, грузополучатель, заказчик — одно лицо и при этом оно же и перевозчик, который осуществляет перевозку на собственном (или арендуемом) автомобиле. Пример — перевозка собственными силами своего товара с одного склада на другой. Тут достаточно просто накладной

Когда ТТН нужна обязательно?

Если перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом на договорных условиях (т. е. когда есть услуга перевозки груза).

ТТН (специальной типовой формы) обязательно нужна и в случае, если вы перевозите (неважно — по договору или для своей хоздеятельности) специфические товары: спирт, алкогольные напитки, высокооктановые кислородсодержащие добавки, нефтепродукты/нефть, молочное сырье, древесину, хлебобулочные изделия

Нужна ли ТТН, если мы доставляем товар покупателям на собственном транспорте?

Если стоимость доставки выделена отдельно в договоре, то, по сути, предоставляются услуги перевозки и ТТН нужна. Аналогичный вывод сделан и в письме Мининфраструктуры от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14. Если стоимость доставки в договоре не выделена (т. е. она включена в стоимость товара), то, в принципе, можно утверждать, что ТТН не нужна (здесь нет услуг перевозки груза).

Но, к примеру, Мининфраструктуры в том же письме № 5615/25/10-14 настаивает на том, что ТТН нужна и в этом случае (поскольку владелец товара изменяется, пусть и на конечном этапе).

Поэтому лучше ее оформлять. Если это мнение проигнорировать, можно нажить проблем с налоговиками. В частности, они могут признать куплю-продажу без ТТН фиктивной операцией

Нужна ли ТТН, если покупатель сам забирает товар?

Если это «самовывоз» (т. е. покупатель забирает товар собственным транспортом), то ТТН не нужна. Ведь он перевозит свой товар — тут не будет услуг перевозки. Естественно, в договоре этот момент (о том, что покупатель осуществляет «самовывоз» товара собственным транспортом) нужно оговорить. Единственное, что налоговики наверняка потребуют уже от покупателя, — доказать факт «самовывоза» товара (подтверждением может быть путевой лист автомобиля).

Хотя на практике даже в случае «самовывоза» товара собственным транспортом клиенты все равно просят оформить им ТТН. Тогда в поле «Замовник» ТТН можно поставить прочерк (или как вариант — указать здесь наименование предприятия-покупателя).

Если перевозка осуществляется с привлечением перевозчика(которого нанимает покупатель) — ТТН обязательна в любом случае

Нужна ли ТТН экспедитору, если он сам не осуществляет перевозку, а только привлекает перевозчика?

Да, экспедитору лучше иметь один экземпляр ТТН — как подтверждение предоставления экспедиторских услуг.

Практика проверок свидетельствует, что в случае отсутствия у экспедитора экземпляра товарно-транспортного документа фискалы могут поставить под сомнение реальность сделки в части предоставления экспедиторских услуг

Кто должен выписывать ТТН?

Заказчик транспортных услуг ( п. 11.3 Правил № 363). При этом чаще всего ТТН выписывает грузоотправитель, поскольку именно он владеет полной информацией о товаре

Достаточно ли одной ТТН, если одна машина развозит товар в несколько торговых точек (разные адреса в пределах города)?

Нет, для каждой торговой точки нужно выписать отдельную ТТН (по 3 экземпляра)

Должны ли совпадать даты в ТТН и расходной накладной?

Часто такой вопрос может возникнуть, если на поставщика возлагается обязанность по доставке товара и товар считается переданным покупателю, если он доставлен в распоряжение покупателя в определенном договором месте. В этом случае не совпадает дата отгрузки товара со склада поставщика с датой возникновения дохода от продажи товара покупателю. На практике, как правило, используют такой вариант. ТТН и расходную накладную составляют в день отгрузки. А в качестве доказательств возникновения дохода у продавца на дату его возникновения составляют дополнительный первичный документ, например, акт приема-передачи товаров

Нужна ли ТТН при доставке товара «Новой почтой»?

Для перевозки до склада «Новой почты» ТТН не нужна. Потому, что вы на своем транспорте везете свой собственный товар для собственных нужд (ведь на складе «Новой почты» право собственности на товар все еще принадлежит вам).

Что касается непосредственной перевозки товара «Новой почтой», то стоит учесть, что «Новая почта» является оператором почтовой связи. А Правила № 363 не регламентируют правила перевозки почты (о чем сказано в преамбуле этих Правил). Поэтому операторы почтовой связи вправе не оформлять ТТН. Расходы перевозки в данном случае отражаются на основании акта предоставленных услуг

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector