Представитель думы в конституционный суде

Приложение. Положение о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации

Положение
о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
(утв. постановлением Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 16 июля 1998 г. N 2834-II ГД)

1. Общие положения

1.1. Должность постоянного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – постоянный представитель) учреждается для представления правовой позиции Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации.

1.2. Постоянный представитель участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации без дополнительного решения Государственной Думы.

1.3. Постоянный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Положением об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Положением.

1.4. При рассмотрении конкретного дела Конституционным Судом Российской Федерации постоянный представитель (представители) представляют правовую позицию Государственной Думы, выраженную в принятом ею федеральном законе или в обращении Государственной Думы, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации, либо в постановлении Государственной Думы Российской Федерации (в решении Совета Государственной Думы), принимаемом по материалам предстоящего рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

1.5. Постоянный представитель назначается на должность и освобождается от должности постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Постоянный представитель является по должности заместителем начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы. С ним заключается срочный трудовой договор (контракт) на срок исполнения им функций постоянного представителя.

2. Функции постоянного представителя

Постоянный представитель от имени Государственной Думы:

ведет дела в Конституционном Суде Российской Федерации;

вместе с депутатами Государственной Думы, назначенными представителями палаты в Конституционном Суде Российской Федерации при рассмотрении конкретного дела, вырабатывает порядок представления правовой позиции Государственной Думы по данному делу;

координирует деятельность иных представителей Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации (не из числа депутатов Государственной Думы), назначенных Государственной Думой для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел;

обеспечивает взаимодействие структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и представителей Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации в процесс выработки правовой позиции Государственной Думы;

консультирует депутатов Государственной Думы и депутатские объединения в Государственной Думе при подготовке проектов обращений Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации и готовит заключения на данные проекты обращений;

вносит предложения по уточнению обращений, направленных Государственной Думой в Конституционный Суд Российской Федерации, внесению ходатайств об отзыве обращений до начала рассмотрения дела в Конституционном Суде Российской Федерации;

информирует Председателя Государственной Думы, заместителя Председателя Государственной Думы, осуществляющего взаимодействие Государственной Думы с Конституционным Судом Российской Федерации, а по мере необходимости Совет Государственной Думы о состоянии дел в обращениями, направленными Государственной Думой в Конституционный Суд Российской Федерации, а также о решениях, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации;

вносит предложения о мерах по исполнению решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.

3. Права постоянного представителя

Постоянный представитель при осуществлении возложенных на него функций вправе:

запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации заключения, материалы и информацию у структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и получать их не позднее десяти дней со дня внесения запроса;

взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

пользоваться информационной базой Аппарата Государственной Думы;

осуществлять подбор ученых и специалистов для консультаций, а при необходимости для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел.

4. Обеспечение деятельности постоянного представителя

4.1. Постоянный представитель как государственный служащий подчиняется начальнику Правового управления Аппарата Государственной Думы. Уровень документационного, информационного и материально-технического обеспечения деятельности постоянного представителя приравнивается к уровню обеспечения деятельности заместителя начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы.

4.2. Полномочия постоянного представителя не выходят за пределы полномочий, установленных настоящим Положением. За ненадлежащее их исполнение постоянный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Деятельность постоянного представителя обеспечивает рабочий аппарат.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Раздел VI. Порядок рассмотрения Государственной Думой вопросов взаимодействия Государственной Думы с Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации

(раздел VI в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД- Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

1. Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации:

а) с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

Читать еще:  Инвалиды по профзаболеваниям суду выплаты немедленны

б) с ходатайствами по спорам о компетенции, в которых одной из сторон является Государственная Дума.

2. Государственная Дума может также обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о даче толкования Конституции Российской Федерации в случае обнаружившейся неопределенности в понимании положений Конституции Российской Федерации.

3. Обращение Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом или с ходатайством осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и оформляется постановлением Государственной Думы. Решение Государственной Думы об обращении с запросом или с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации принимается по предложению фракции или комитета Государственной Думы, которые вносят в Государственную Думу соответствующий проект постановления.

4. Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации может быть также направлен группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы по вопросам, предусмотренным статьей 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации. В этом случае данная группа депутатов Государственной Думы на своем собрании принимает решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, избирает представителя (представителей) и направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. В запросе указываются домашний адрес и телефон представителя (представителей). Запрос подписывается всеми депутатами, принявшими решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, с указанием наименований фракций и (или) одномандатных избирательных округов.

(Статья 213 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

Решение Конституционного Суда Российской Федерации по запросу Государственной Думы или запросу группы депутатов Государственной Думы доводится до сведения депутатов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

1. Для представления правовой позиции Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации функции полномочного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее — полномочный представитель в Конституционном Суде Российской Федерации) возлагаются на депутата Государственной Думы, имеющего в соответствии с требованием статьи 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» ученую степень по юридической специальности.

2. Решение о возложении функций полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. Кандидатура полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации представляется Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству по согласованию с Председателем Государственной Думы. Полномочный представитель в Конституционном Суде Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом, а также Положением о полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, утвержденным постановлением Государственной Думы.

3. Решение о снятии функций полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации принимается Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, согласованному с Председателем Государственной Думы, и оформляется постановлением Государственной Думы.

(Статья 215 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст.7006).

1. Для осуществления оперативного взаимодействия Государственной Думы с Верховным Судом Российской Федерации, а также для представления правовой позиции Государственной Думы в Верховном Суде Российской Федерации функции полномочного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации (далее — полномочный представитель в Верховном Суде Российской Федерации) возлагаются на депутата Государственной Думы.

2. Решение о возложении функций полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. Кандидатура полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации представляется Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству по согласованию с Председателем Государственной Думы. Полномочный представитель в Верховном Суде Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом, а также Положением о полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации, утвержденным постановлением Государственной Думы.

3. Решение о снятии функций полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации принимается Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, согласованному с Председателем Государственной Думы, и оформляется постановлением Государственной Думы.

(Статья 216 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

3.2.3. Представительство в Конституционном Суде РФ

Представителями по должности в соответствии со статьей 53 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» могут быть руководитель органа, подписавший обращение в Конституционньш Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Также представителями сторон могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

По смыслу статьи 53 Закона «О Конституционном Суде РФ» никакое другое лицо не может быть представителем при рассмотрении дел в Конституционном Суде, в том числе не могут осуществлять свои функции законные представители, что вряд ли можно считать правильным.

Повышенные требования к лицам, имеющим право быть представителями, предъявляются с учетом специфики и особой сложности дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ, с учетом подведомственности. Требование высокой квалификации корреспондирует с ограничением на количество представителей. Имеющееся ограничение на количество представителей у каждой из сторон объясняется тем, что большое количество представителей приведет к затягиванию процесса. Поэтому стороны должны стремиться к тому, чтобы их представителями были как можно более квалифицированные представители.

Читать еще:  Могут ли гаи проверить наличие аптечки огнетушителя

Полномочия представителей по должности подтверждаются либо фактом

подписания обращения в Конституционный Суд, либо исполнением обязанностей руководителя органа, издавшего оспариваемый акт. Такой подход может завести в тупик, если с момента подписания обращения и до момента его рассмотрения или вынесения решения руководитель, подписавший обращение, сменился. Представляется целесообразным ввести универсальный порядок подтверждения полномочий руководителя для выступления им в процессе – для этого он должен представить суду документ, подтверждающий факт его избрания или назначения на соответствующую должность.

Подтверждение полномочий иных представителей производится «соответствующими документами». Какими же именно закон не устанавливает. Исходя из того, что процессуальное представительство является комплексным межотраслевым институтом, полномочия адвоката должны подтверждаться ордером юридической консультации или доверенностью, а иного лица, имеющего право быть представителем, – доверенностью.

Представительство в Конституционном Суде является частью комплексного общепроцессуального института представительства. Общие вопросы регулирования представительства в Конституционном Суде соответствуют регулированию представительства в процессуальных отраслях права, дается перечень лиц, имею-

щих право быть представителем, указывается на порядок подтверждения полномочий действовать от имени представляемого, по смыслу законодательства действия, совершенные представителем, обязательны для представляемого в той же мере, в какой для него обязательны его собственные действия. Как часть комплексного функционального института процессуальное представительство регулируется, например, нормами конституционного права в части наделения полномочиями представителей чпо должности и прекращения этих полномочий, судоустройства при установлении полномочий адвокатов, гражданского права в части порядка выдачи и прекращения доверенности для иных представителей, а также нормами законодательства о Конституционном Суде в части процессуальной деятельности представителя.

Биография полпреда президента России в Конституционном суде Александра Коновалова

Стороны непосредственно заинтересованы в конкретных результатах рассматриваемого дела.

Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  • * заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
  • * органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • * государственные органы, компетенция которых.

Согласно Федеральному конституционному закону от21 июля 1994 г. круг заявителей носит конкретный характер.

Они различаются в зависимости от видов производств. Таковыми могут выступать:

  • * по делам о толковании Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации;
  • * по делам о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в порядке ч. 2 ст. 125 Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • * по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления — Совет Федерации.
  • * по делу о проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума заявителями являются Верховный Суд РФ и Президент РФ (Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г.).
  • * др.

Все заявители связаны конституционно-правовым интересом.

Граждане и другие физические лица, объединения граждан, органы, издавшие нормативный акт или компетенция которых оспаривается, защищают в конституционном судопроизводстве свой конституционно-правовой интерес. От имени государства в защиту конституционно-правовых интересов, равно как и в интересах тех, кого они защищают, в Конституционный Суд РФ могут обращаться Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека и субъекты-заявители, названные в ч. 2 и 5 ст. 125 Конституции РФ, Президент РФ, когда он в порядке ч. 1 ст. 85 Конституции обращается в Суд для разрешения споров о компетенции между соответствующими органами государственной власти, а также в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Стороне-заявителю противостоит другая сторона, защищающая интерес, отличный от интереса заявителя.

Представители сторон. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. выделяет представителей сторон в качестве участников процесса (ст. 52, 53). Однако они не могут квалифицироваться как обязательные и обособленные субъекты конституционного судопроизводства, ибо стороны способны осуществлять свои права без представителя. В тех случаях, когда привлекается представитель, сторона координирует усилия представителя, не утрачивает возможности действовать вместе с ним либо отказаться от его услуг. Процессуальная самостоятельность представителей по поручению ограничена волей того, кому они оказывают юридическую помощь.

Процессуальное представительство предполагает выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица или органа. Необходимость в нем определяется стороной и может обусловливаться юридической сложностью рассматриваемого дела, обстоятельствами, затрудняющими ее непосредственное участие в процессе.

Закон устанавливает два вида судебного представительства: по должности (ex officio) и по поручению (ч. 2 ст. 53 названного Закона).

Представителями сторон по должности могут выступать:

  • * руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ;
  • * руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции;
  • * должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;
  • * любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Полномочия указанных лиц подтверждаются соответствующим документом об их должностном положении.

Представителями сторон по поручению могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, что должно быть подтверждено документально, а их правомочия по участию в деле от имени стороны оформляются доверенностью.

В одном деле могут одновременно участвовать представители по должности и по поручению. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Конституционный Суд РФ может обязать нескольких представителей стороны координировать свои действия; он исходит из того, что представитель не освобождается от соблюдения установленного порядка заседания и подчиняется законным распоряжениям председательствующего, который вправе применять к нему такие же меры, как и к другим участникам судопроизводства, включая удаление из зала.

Согласно ч. 4 ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Стороны обладают равными процессуальными правами.

Процессуальные права сторон определены в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. (ст. 5, 35, ч. 3 и 4 ст. 53, ч. 2 ст. 56, ч. 1 и 2 ст. 62). Стороны пользуются равными процессуальными правами по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда РФ. Стороны вправе:

  • * знакомиться с материалами дела;
  • * излагать свою позицию по делу;
  • * задавать вопросы другим участникам процесса;
  • * заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи;
  • * представлять на обращение заявителя письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела;
  • * знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны вместе со своими представителями являются активными участниками конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ выявляет мнение сторон или их представителей по любому ходатайству и процессуальному действию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector