Как принять на работу белоруса без регистрации в рф

Работники-белорусы: памятка для работодателей

Читатели давно просят нас опубликовать отдельный материал по найму работников, имеющих белорусское гражданство. Что неудивительно, ведь по самым скромным оценкам в нашей стране работает более полумиллиона граждан Белоруссии, причем большинство из них — на квалифицированных должностях. Этому очень способствует «привилегированный» (по сравнению с другими мигрантами) статус белорусов, да и работодатели практически не обременены различными «миграционными» обязанностями. Судите сами:

  • чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, фирме или предпринимателю не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужн
  • работодатели не должны уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Белоруссии, а также о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 месяца в течение год
  • на белорусов не распространяются ограничения на наем временно пребывающих иностранцев для работ в сфере розничной торговли (например, алкоголем либо фармацевтическими товарам

Из-за этих привилегий многие вообще считают, что привлечь белоруса на работу по трудовому договору — то же самое, что нанять гражданина РФ. Но это не совсем так, определенные нюансы все же имеются.

Заключение трудового договора с белорусом

В части оформления трудовых отношений с белорусами порядок абсолютно такой же, что и для россия Однако учтите такой момент.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Работодатель всегда является принимающей стороной для иностранного работника, а значит, обязан поставить его на миграционный учет. Даже если такой работник уже стоит на учете по месту пребывани

Если белорус при устройстве на работу представит вам трудовую книжку советского образц то вы можете смело вносить в нее записи о работе, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории

Если же это будет трудовая книжка образца, утвержденного Республикой Беларусь, то имейте в виду: она считается иностранной трудовой книжкой и не признается на территории РФ. В таком случае работнику нужно завести российскую трудовую книжку. При этом записи из белорусской трудовой книжки в российскую переносить не нужн

Миграционный учет белорусов

В части миграционного учета для белорусских граждан поблажек нет. При приеме на работу их, как любых других иностранцев, надо ставить на учет. Единственное отличие — если белорус прибыл в Россию для работы по трудовому договору, на учет его нужно поставить в течение 30 суток со дня въезда в Росси

Дабы не нарваться на драконовский штраф, работодателям белорусов нужно вовремя озаботиться их миграционным учетом

Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.

Конечно, по сравнению с нанимателями мигрантов из других стран ближнего зарубежья работодателей белорусов не так часто привлекают к ответственности за нарушение правил миграционного учета. Но тем не менее это случаетс

Поэтому работодателю не стоит пренебрегать обязанностью по постановке на учет белорусского гражданина. Даже в том случае, когда у него уже есть корешок уведомления о прибыти подтверждающий, что он поставлен на учет. Подумайте, что лучше: отправить в орган ФМС одну бумажку и спать спокойно или дрожать от страха перед огромным штрафом (для фирмы (ИП) — 500 000 руб., а для директора —

Поставить белорусского работника на учет можно любым из трех способо

  • отправить уведомление с ближайшего отделения почты;
  • подать уведомление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если таковой есть в вашем регион
  • прийти с уведомлением в отделение ФМС, которому подведомственен адрес местонахождения вашей компании.

Для заполнения бланка уведомления понадобится паспорт белорус По окончании процедуры у него на руках останется отрывная часть уведомления с отметкой почты или ФМС. Снимите с нее копию и подшейте в личное дело иностранца.

Тут все просто. Если с белорусом заключен бессрочный трудовой договор или договор на срок более полугода, то к доходам работника изначально применяется ставка НДФЛ Также он вправе рассчитывать на все налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ.

Но если на конец календарного года белорус пробудет в РФ менее 183 дней, НДФЛ с доходов за этот год подлежит пересчету по ставке причем вычеты уже не предоставляются.

Исчисление страховых взносов

Сразу скажем, что льготный порядок привлечения к труду белорусских граждан никак не влияет на исчисление обязательных страховых взносов с выплат в их пользу. Все зависит от статуса мигранта.

Категория иностранца Как начисляются страховые взносы
в ФСС (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством)
Постоянно проживающий в РФ (имеет вид на жительство) Так же, как с выплат российским граждана
Временно проживающий в РФ (имеет разрешение на временное проживание) Только на страховую часть по тарифу Так же, как с выплат российским граждана
Если ко дню заключения трудового договора у такого белоруса нет свидетельства пенсионного страхования, вам нужно его оформит Для этого направьте в свое отделение ПФР анкету работника по форме и опись по форме в течение 2 недель с момента заключения с ним трудового договор
Временно пребывающий в РФ, трудовой договор с которым заключен на срок:
  • менее 6 месяцев
Взносы не начисляютс
  • более 6 месяцев
Только на страховую часть по тарифу Взносы не начисляютс

* Страхователи, имеющие право на пониженные ставки взносов в ПФР, уплачивают их по своему льготному тариф

Добавим, что независимо от статуса белоруса любые выплаты в его пользу, начисленные в рамках трудового договора, облагаются взносами «на травматизм

Кроме этого, хотим напомнить, что с 2013 г. уже не получится сэкономить на взносах в ПФР, каждый раз заключая краткосрочный трудовой договор с временно пребывающим белорусом — на срок менее 6 месяцев. Ведь теперь застрахованным в системе пенсионного страхования считается тот временно пребывающий иностранец, с которым был заключен один или несколько трудовых договоров сроком не менее 6 месяцев в общей сложности в течение год

Возникает вопрос: здесь имеются в виду трудовые договоры, заключенные лишь с конкретным работодателем? Или для целей исчисления взносов должен учитываться весь период работы временно пребывающего иностранца в РФ в текущем календарном году?

Вот что нам разъяснил по этому поводу специалист ПФР.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В данном случае надо смотреть на общий срок срочных трудовых договоров только у конкретного работодателя с таким работником: если более 6 месяцев в общей сложности в течение года — надо начислять взносы, менее 6 месяцев — не надо.

Совокупный период работы временно пребывающего иностранца на территории нашей страны учитывать не над

В заключение скажем, что все упоминаемые в статье льготы распространяются и на тех белорусских граждан, которые привлекаются к труду по гражданско-правовому договор

Нужно ли гражданину Белоруссии разрешение на работу в России (Москве) в 2020 году

Граждане Белоруссии устраиваются на работу в России на основании особых требований миграционного права. Для того чтобы оформить законно иностранца на вакантное место, необходимо соблюсти определенный порядок. Какие документы нужно для этого подготовить, как сделать разрешения, как заполнить заявление и куда предъявляется ходатайство, подробно в этом материале.

Особенности принятия на работу белоруса в 2020 году в РФ

Если на предприятии создалось свободное место, а претендентом, имеющим соответствующий трудовой стаж и образование, стал гражданин Беларуси, то не стоит опасаться сложной процедуры оформления на работу. Процедура принятия на должность белоруса в законодательстве России максимально упрощена.

В отношении этой категории иностранцев действуют международные соглашения Евразийского экономического союза. В частности Договора об Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Договор ЕАЭС). Также к отношениям к ним применяются нормы Трудового кодекса России в части заключения соглашения с иностранцем.

Инструкция для приема на работу белоруса в 2020 году

Весь процесс принятия на должность представлен в несколько этапов:

Подготовка документов работодателем. Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РФ. В бумаге оказываются должности и количество работников, которые могут быть привлечены для исполнения трудовых функций в России. Запрос на получение разрешения на ИРС оформляется в региональном отделении МВД РФ. Обязательно указание выделенной на текущей год квоты – количестве работников, которых можно привлечь из-за рубежа. Обязательно нужно проверить при оформлении работника, попадает ли он в выделенную квоту. Иначе можно нарваться на крупный штраф, для организации он составит от 400 тыс. до 1 млн руб. В отношении граждан Беларуси такое разрешение УФМС не требуется!
Заключение трудового договора на основании требований ТК РФ и других правил российского законодательства. Выдача разрешения на работу или составление патента для граждан Белоруссии не требуется. Белорусы пересекают государственную границу России без оформления миграционной карты, как другие иностранцы, для которых также обязательно указывать цель приезда «Работа».
Уведомление УФМС о заключении соглашения с работником из Беларуси не требуется. На всякий случай рекомендуется отправить такое извещение во избежание штрафа. Это связано разницей в правилах законодательства и практикой. При удаленном взаимодействии с гражданином Беларуси направление уведомления в УФМС не требуется.

Список бумаг для оформления на работу белоруса в РФ в 2020 году

В ст.65 ТК РФ указано, что к трудовым отношениям с иностранцами применимы нормы, касающиеся россиян. Права и обязанности у них будут одинаковые. Соответственно, пакет документов будет тот же, что и при трудоустройстве гражданина РФ. В него входят:

  • удостоверение личности – документ необходимо перевести на русский язык и заверить верность данных в нотариальной конторе;
  • миграционная карта – получение ее на границе РФ для граждан Белоруссии не обязательно;
  • визы и разрешение на временное проживание для белорусов не оформляются согласно требований Соглашения от 24.01.2006 между Республикой Беларусь и РФ. В п.1 ст.97 Договора ЕАЭС указано, что разрешение не требуется на работу;
  • трудовая книжка – при планировании деятельности по совместительству, формуляр обязательно должен быть оформлен по российскому современному или советскому образцу, если иностранец ранее трудился на другом предприятии на территории РФ;
  • СНИЛС – удостоверение пенсионного образца, потребуется для отчисления страховых взносов в различные негосударственные фонды;
  • полис медицинского страхования в России – обычно оформляется на бесплатные медицинские услуги принимающим на работу предприятием, также допускается добровольное страхование на основании международного договора страхования;
  • медицинская книжка – если должностные обязанности связаны с санитарно-эпидемиологическим состоянием и здоровьем человека, в пищевой промышленности и др. Обязательно сначала нужно пройти медосмотр и сдать анализы;
  • диплом о получении высшего образования, сертификаты о повышении квалификации.

Важно: для граждан Беларусь необязательно встать на учет в органах миграционного учета после прибытия в Россию. Также им не потребуется виза сроком действия в 90 дней.

На основании Письма Минтруда России №19-4/В-823 от 17.12.2015 года полис ДМС при приеме на работу граждан Беларуси не требуется. Трудовой договор заключается по типовой форме, как и для российских работников. Иностранцы не обязаны предъявлять военный билет и вставать в России на учет. Это обязанность только граждан РФ. Если диплом о высшем образовании, сертификаты составлены на белорусском языке, то нужно их перевести у нотариуса и заверить.

Старшинова О.Л., сотрудник кадрового отдела

Читать еще:  Как пожаловаться на начальника вышестоящему руководству

Для иностранца обязательно пройти все процедуры, как для россиянина, в частности, собрать необходимые справки о нормальном состоянии здоровья и отсутствии судимости. Претендент на должность также должен доказать отсутствие уголовного преследования в стране своего гражданства. Такое правило применимо и к случаям, если в отношении гражданина прекращено уголовное преследование. Собрав все бумаги можно приступать к оформлению трудового договора на основании требований российского законодательства.

Уведомление УФМС о заключении трудового договора с гражданином Беларуси в 2020 году

В отношении принятия на работу иностранца обязательно требование миграционной службы. В течение 3 дней обязательно нужно уведомить о факте заключения трудового договора гражданина Беларуси. Заявление с подтверждением сложившихся отношений подается в Главное управление по вопросам миграции МВД России. Такое же условие действие, если с белорусом заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг на основании ГК РФ. В этом отношении действуют нормы – п.8 ст.13 Закона №115-ФЗ от 25.07.2002 “О правовом положении иностранных граждан в РФ”.

30 мая 2017 года Верховным судом РФ было принято Постановление №78-АД17-19, на основании которого отделение ГУВД о заключении трудового договора именно с гражданином Белоруссии можно не уведомлять соответствующий миграционный орган. Поскольку на законодательном уровне такое требование предусмотрено, а судебные решения не имеют юридической силы, а только отражают судебную практику в России, то рекомендуется УФМС РФ по месту заключения трудового договора уведомить о свершившемся факте. Это позволит избежать споров с миграционной службой о необходимости оплаты штрафа в размере до 1 млн руб., если заключение соглашения с работником произошло на юридическое лицо.

Старовойтова Л.Л., сотрудник миграционной службы

Уведомить УФМС РФ есть возможность лично при предоставлении извещения стандартного образца либо через Почту России. В организации такими вопросами занимается юридическая или кадровая служба, либо представитель по доверенности в случае привлечения для исполнения обязанности посредника.

В случае трудоустройства гражданина Беларуси на удаленной основе, информация об этом не передается в МВД России. Это указано в ст.20 Закона №109-ФЗ от 18.07.2006.

Санкции за неуведомление УФМС РФ в 2020 году

Российскому работодателю достаточно подать уведомление о принятии на работу белоруса. На руках у него или работодателя должен остаться корешек извещения, который при необходимости предъявляется миграционной службе по запросу или в связи с проверкой. Если иностранец устроился на работу ранее в другое предприятие, то нужно запросить у него уведомление с отметкой миграционной службы. При его отсутствии или заверениях о наличии, лучше проверить сведения во избежание административного разбирательства и наложении крупного штрафа, который в 2020 году составляет:

  • для работодателей со статусом индивидуального предпринимателя – от 400 000 до 500 000 руб., в зависимости от вины ответственного лица;
  • на руководителя компании, не оформившего извещение в надлежащий срок, – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на юридическое лицо, не подавшее вовремя извещение в УФМС – от 400 000 до 800 000 руб. в отношении каждого иностранца.

Налогообложение работников из Беларуси в России

Для иностранцев, которые находятся в РФ менее 183 дней, предусмотрено взимание подоходного налога в размере 30%. Начиная с седьмого месяца присваивается статус резидента. Ставка уменьшается до 13%, той же, что платят россияне.

Во внебюджетные фонды, в том числе на страховые взносы и пенсионные отчисления переводится ежемесячно 22% от заработка.

С 2017 году обложению взносами в ПФР подлежат все доходы по трудовым договорам, заключаемым с белорусскими гражданами, если даже контракт заключен на непродолжительное время. Страхование в Пенсионном фонде России предусматривается в отношении любого иностранца, если с ним заключен хотя бы один трудовой договор. Предусмотрен такой платеж в негосударственный бюджет и при заключении договора сроком менее 6 месяцев.

Распространенные ошибки

Ошибка 1: Не подача уведомления в миграционную службу в связи со сложившейся судебной практикой об отсутствии необходимости сообщения о заключения трудового договора с гражданином Беларуси.

– Лучше исполнить такую обязанность, поскольку она предусмотрена законом, несмотря на сложившуюся практику. Это позволит избежать лишних разбирательств, в том числе в рамках административного дела, с миграционной службой.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: В каком размере мне, как гражданину Белоруссии, придется отчислять НДФЛ, если я планирую трудоустроиться в России?
– В течение 6 месяцев пребывания в РФ с вас будут взыскиваться платежи в размере 30% как с нерезидента страны. Через 6 месяцев, точнее 183 дня, иностранцы приобретают в РФ статус резидента и оплачивают подоходный налог в размере 13% наряду с российскими гражданами.

Пример из практики

Гражданин Белоруссии Протоковец О.Л. заключил в Москве трудовой договор. Он не уведомил миграционную службу о занятии должности, посчитав, что для белорусов, которым не оформляют миграционную карту при пересечении российской государственной границы, это не обязательно. По результатам внеплановой проверки миграционной службы было обнаружено, что УФМС РФ не уведомлена о трудоустройстве иностранца. В результате было открыто административное дело и наложен штраф в размере 40 000 руб. на руководителя организации-работодателя, допустившего такое нарушение.

Процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство

Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

1. Работодатели вправе привлекать работников – граждан Белоруссии без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” (далее – Закон N 115-ФЗ), п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее – Решение N 4), ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998) (далее – Договор о равных правах), ст.ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС)).

Также работодатель вправе привлекать граждан Белоруссии без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (п.п. 1, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

2. При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (гл. 50.1 ТК РФ). Так, из ст.ст. 11, 327.3 ТК РФ следует, что при трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, – паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)*(1);

трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Белоруссия входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости, а если трудовая книжка установленного образца у работника отсутствует – работодатель должен ее завести (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Выданные в Белоруссии документы для реализации трудовых прав их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения N 4, ч. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);

временно пребывающие иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по трудовому договору (как в Вашем случае), при приеме на работу предъявляют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают его через работодателя (ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, абзац третий ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средства (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку о том, подвергался ли он такому наказанию;

документы воинского учета требуется предъявлять только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Для граждан Белоруссии таких исключений не предусмотрено.

Предъявлять полис добровольного медицинского страхования при приеме на работу гражданам Белоруссии не требуется, поскольку международными соглашениями предусмотрено обеспечение граждан Беларуси медицинской помощью на тех же условиях, что и граждан России (часть первая ст. 327.3 ТК РФ, Договор между РФ и РБ о создании Союзного государства от 08.12.1999, Договор о равных правах, письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823, ответ 1 Роструда).

Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами*(2). Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ) (ответ 2 Роструда).

3. Так как в отношении граждан Белоруссии действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется, то работодатель не обязан уведомлять уполномоченный орган в сфере миграции в субъекте РФ о факте заключения (а также расторжения) трудового договора с таким гражданином (ст. 3, п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4, постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19)*(3).

4. В рассматриваемой ситуации работодатель будет являться принимающей стороной и в связи с этим обязан будет поставить иностранного гражданина на миграционный учет и уведомить о его прибытии уполномоченный орган миграции*(4) только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1 и 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. “а” п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, далее – Закон N 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (приложение N 3).

Читать еще:  Согласие собственника на прописку регистрацию образец УФМС владельца

В этом случае работодатель обязан поставить работника на миграционный учет и направить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда в Россию*(5) (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения. (Санкт-Петербург, 24.01.2006), решение Калининградского областного суда от 26.05.2016)*(6).

Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать иностранцу (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Учитывая, что у работника в данной ситуации нет соответствующей отметки в паспорте о разрешении о временном проживании и нет вида на жительство, полагаем, что соискателю необходимо также представить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность (смотрите Вопрос: Иностранный работник, работавший ранее на предприятии, вновь принят на работу. При этом он представил документы, а именно паспорт иностранного гражданина на новую фамилию. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).

*(2) В частности, если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

*(3) Подробнее смотрите Вопрос: Каков порядок приема на работу гражданина Белоруссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).

*(4) Обращаем внимание на то, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России.

*(5) По мнению ряда специалистов (в частности, Д.А. Мыльникова, советника государственной гражданской службы РФ (Минтруд России)), данное правило действует и в отношении работодателей, то есть они обязаны направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда гражданина Республики Беларусь. Подтверждение данной точки зрения можно найти и в судебной практике (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.09.2014 N 21-378/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 13АП-790/2009).

*(6) Вместе с тем ничто не мешает работодателю подать соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса с соблюдением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (7 рабочих дней), чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Уведомление о прибытии иностранца может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уведомление может быть направлено почтовым отправлением либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пп. “а” п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Прием на работу граждан Белоруссии в 2020 году

Во многих случаях работодатель не может найти подходящие кадры для занятия вакансии по причине высоких запросов соискателей или отсутствия нужных специалистов, и прием на работу граждан Белоруссии в 2020 году является распространенной практикой для устранения означенной проблемы. Однако работодателям следует учитывать, что нарушение нормативов в вопросах использования миграционного законодательства может привести к серьезным последствиям. Но в целом, прием на работу белорусов практически не доставит дискомфорта кадровым специалистам, бухгалтерам и предприятию, так как для них предусмотрен особый упрощенный режим трудоустройства.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2020 году – основные понятия, плюсы и минусы

Республика Беларусь является одной из наиболее близких к России стран – как с географической точки зрения, так и в отношении культурных, экономических и политических связей и сотрудничества в данных сферах. Соответственно, даже в сфере международного права в вопросах трудовых взаимоотношений для белорусов в России действуют наиболее удобные и комфортные условия – это касается как самих трудовых мигрантов, так и российских работодателей, оформляющих с ними трудовые взаимоотношения. При этом большая часть из этих особенностей существует благодаря тому, что Беларусь входит вместе с Россией в ЕАЭС – так, схожие правила действуют и при приеме на работу граждан Казахстана.

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в Российской Федерации с точки зрения нормативных документов обеспечивается следующими актами:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Этот федеральный закон устанавливает в своих положениях основные принципы регулирования правового статуса и иных возможностей иностранцев, в том числе и белорусов, на территории Российской Федерации и предусматривает особый порядок действий при их трудоустройстве.
  • Глава 50.1 ТК РФ. В положениях означенной главы устанавливаются главные принципы трудоустройства иностранцев и отличия трудовых взаимоотношений с ними в сравнении с общим порядком приема на работу россиян.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории означенных государств.
  • Соглашение между РФ и РБ от 24.01.2006. Оно регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии, что следует учитывать при их переезде и устройстве на работу.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2020 году – пошаговая инструкция

Порядок действий при приеме белорусов на работу может выглядеть следующим образом:

  1. Публикация вакансии, поиск кандидата или непосредственное рассмотрение резюме. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства. Данные действия могут быть квалифицированы как трудовая дискриминация по национальному признаку.
  2. Предоставление соискателем документов и их необходимая проверка. Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
  3. Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение трудового договора с иностранцем не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ. Но некоторые работодатели не учитывают ряд нюансов или неправильно трактуют нормы законодательства. В частности, к распространенным ошибкам относится заключение срочного договора без наличествующих законных оснований для таковых действий.
  4. Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца. Срок подачи уведомления о приеме белоруса составляет 3 дня после заключения трудового договора.

В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.

Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2020 году

Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2020 году требуются следующие:

Национальный паспорт гражданина Республики Беларусь. Данный документ является основным, который используется для удостоверения личности соискателя, которого достаточно для подтверждения законности пребывания на территории РФ.

  • СНИЛС. Работники из Белоруссии оформляют СНИЛС в общем порядке и предоставляют его работодателю. Если же соискатель ранее не работал в России, то СНИЛС оформляется за него непосредственно работодателем.
  • Трудовая книжка. Российское законодательство обязывает работников из Беларуси, ка и россиян, предоставлять трудовую книжку. При этом трудовая книжка должна быть изготовлена исключительно по российскому образцу – предоставление белорусского документа не имеет силы. Исключение составляют трудовые книжки советского образца – они могут быть использованы при работе без ограничений. Если трудовая книжка при приеме на работу белоруса у него отсутствует, необходимость её оформления возлагается на работодателя.
  • Трудовой договор. Трудовой договор является основным документом, подтверждающим сам факт наличия и осуществления трудовых взаимоотношений между работником и работодателем.
  • Справка о несудимости. Данная справка может быть истребована работодателем только в том случае, если соискатель претендует на должность, для которой означенный документ является обязательным. Например – в ситуациях, когда трудовые обязанности связаны с детьми. При наличии таковых обстоятельств белорусу следует предоставить данную справку не только из российского МВД, но и из белорусских органов внутренних дел.
  • Документы об образовании. В отличие от вышеупомянутой справки, данную документацию работодатель может истребовать без ограничений, если её наличие предусмотрено самой вакансией. При этом законным со стороны работодателя будет считаться и требование предоставления нотариально заверенного и апостилированного перевода таковых документов на русский язык.
  • Медицинскую справку. Таковые справки могут быть истребованы в отношении специальностей, требующих в соответствии с законодательством особого состояния здоровья. В остальных случаях медицинская справка и медосмотр от белоруса не требуются.
  • Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2020 году

    При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии.

    Патент на работу в 2020 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе. Соответственно, прием на работу жителей Беларуси осуществляется без патента или разрешения на работу. Это значит, что он также не предусматривает ограничений по месту исполнения работы – жители Белоруссии могут работать в любом регионе РФ без дополнительных изменений и разрешений, в том числе и на любых должностях.

    expatblog.ru

    Автор материала: Александра Жиленкова,

    Читать еще:  Коллекторы пугают что опишут имущество они имеют на это право

    эксперт по трудоустройству иностранных работников из ЕАЭС и СНГ

    Вопрос: «Как правильно принять на работу гражданина Белоруссии?»

    Ответ: Республика Беларусь является членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). В связи с этим, для граждан Белоруссии действуют более удобные и комфортные условия в России при трудоустройстве, по сравнению с другими гражданами, не входящими в союз, а также есть привилегии по сравнению с другими участниками союза. Рассмотрим детально.

    1. ПРИЕМ НА РАБОТУ

    Граждане Белоруссии принимаются на работу почти на одинаковых условиях с гражданами России. Но есть нюансы. Например, при приеме на работу граждане Белоруссии предоставляют немного отличный от россиян пакет документов. Полный перечень документов при приме на работу в РФ указан в ст. 65 и 327.3 Трудового кодекса РФ, п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

    Некоторые аспекты для приема на работу гражданина Белоруссии:

    • может потребоваться справка о несудимости, если должность при трудоустройстве предполагает обязательное ее наличие (должности педагогов и преподавателей, должности воспитателей для несовершеннолетних, при организации их воспитания, отдыха, медицинского обследования, социального обслуживания в сфере культуры, спорта, искусства).

    Примечание: В этом случае иностранному гражданину необходимо предоставить справку не только из российского МВД, но и из белорусских ОВД.

    • если должность предполагает подтверждение образования, иностранный гражданин обязан предоставить документы об образовании, с нотариально заверенным переводом данных документов на русский язык.
    • военный билет работодатель требовать не в праве у граждан Белоруссии, т.к. иностранные граждане не подлежат воинскому учету.
    • полис добровольного медицинского страхования. При заключении трудового договора граждане ЕАЭС должны предъявить действующий на территории РФ полис добровольного медицинского страхования (ДМС). В случае, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 16-4/В-823), то предъявлять полис ДМС не нужно. Граждане Республики Беларусь также, при заключении трудового договора, должны предъявлять полис ДМС, в том числе, временно пребывающие на территории России (п. 3.5 Положения, утвержденного приказом Минздрава России от 21 января 1997 г. № 19, Письмо Минздрава РФ от 22 апреля 2015 г. № 17-1/10/2-1621). С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств, которые входят в ЕАЭС и работающие по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). В свою очередь, скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов ЕАЭС и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса (п. 4 Приложения № 30 к договору ЕАЭС)

    Совет: для того, чтобы сберечь свои нервы (Решение Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия) № 12-4/2017 от 19 января 2017 г. по делу № 12-4/2017) и свое здоровье (не все медицинские учреждения РФ знают порядок оказания мед. помощи белорусам и, за редким исключением, работодатели заключают договор с медицинской организацией), при въезде в Россию белорусам необходимо оформить себе полис ДМС (если нет полиса ОМС РФ) на 3 месяца, и, после заключения трудового договора, оформить самостоятельно полис ОМС бесплатно. Для этого требуется наличие трудового договора, страховой номер индивидуального лицевого счёта и регистрация по месту пребывания (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Реквизиты полиса ДМС и ОМС необходимо включать в трудовой договор.

    • СНИЛС. Напомню, что с 1 апреля 2019 года карточки СНИЛС больше не выдают и не восстанавливают при утере. Вместо зелёных карточек теперь появились уведомления в бумажном или электронном виде. Следовательно, работодатель больше не оформляет СНИЛС работнику, впервые осуществляющему трудовую деятельность. При устройстве на работу, работник должен самостоятельно распечатать уведомление из личного кабинета на сайте ПФР и предоставить работодателю. Карточек нет, но номер лицевого счета остался, он один на всю жизнь. Это счёт в ПФР, который позволит иметь доступ к госуслугам. Поэтому и гражданам Белоруссии, как и любому другому работнику в РФ, требуется страховой номер индивидуального лицевого счёта- уникальный номер индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
    • Трудовая книжка республики Беларусь не принимается в расчет в РФ. Российский работодатель оформляет новую трудовую книжку российского образца, если гражданин Белоруссии впервые устраивается на работу в России.
    1. УВЕДОМЛЕНИЕ МВД О ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ИНОСТРАНЦЕМ

    Согласно законодательству РФ, при заключении и прекращении трудового договора с иностранцем, работодатель обязан уведомить МВД об этом факте в течении 3х рабочих дней. Уведомлять нужно территориальные органы ОВМ ГУ МВД по вопросам миграции по месту регистрации работодателя. Но, в отношении граждан Белоруссии, трудоустроенных в России, и их работодателей, положения данного законодательства не применяются. Это следует из решения Высшего Совета Сообщества Белоруссии и России о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий.

    В то же время, уведомление МВД является обязанностью не самого белоруса, а работодателя, и уведомление работодателем госоргана никак не ущемляет права белорусов и является отношениями между работодателем и МВД. Такого мнения придерживается МВД и продолжает выписывать штрафы работодателям, несмотря на Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г. № 4 (см. пункт 6 в конце статьи) и несмотря на Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 г. № 78-АД17-19. Большинство судов, после мая 2017 года, стали придерживаться позиции ВС РФ и отменять наложенные МВД штрафы за неуведомление о заключении трудовых договоров с белорусами (Постановление № 5-312/2018 от 26 июня 2018 г. по делу № 5-312/2018 Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область), Постановление № 5-351/2018 от 16 октября 2018 г. по делу № 5-351/2018 Калининский районный суд г. Челябинска (Челябинская область). Однако быть уверенным, что именно в вашем случае суд встанет на вашу сторону, нельзя, потому что суды не обязаны подчиняться постановлениям Верховного Суда РФ, это всего лишь прецедент.

    В то же время, есть много случаев, когда суды, даже после выхода постановления ВС РФ в мае 2017 г., все равно признают работодателей виновными в неуведомлении МВД по белорусам, но просто снижают степень наказания, оставляя факт нарушения закона в сфере миграции (Постановление № 5-587/2018 от 19 октября 2018 г. по делу № 5-587/2018 Лабытнангский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ), Решение № 12-26/2017 от 20 сентября 2017 г. по делу № 12-26/2017 Злынковский районный суд (Брянская область).

    При официальных запросах в разные субъекты РФ в отделения МВД по вопросам миграции, однозначного ответа не получено: Москва трактует, что надо уведомлять: Письмо УФМС по г. Москве от 07.05.2015 № МС-2/2/2-2777; Письмо УФМС по г. Москве от 08.06.2015 № МС-9-21-4586н; другие субъекты и та же Москва – белорусы имеют привилегии: письмо УМВД по Смоленской обл.от 23.03.2018 N 3/187703349312, письмо от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.

    Совет: Судебная практика не однозначна, законодательные нормы могут трактоваться по разному в разных субъектах РФ. Поэтому, во избежание ненужных судебных разбирательств, штрафов работодателю, затрат времени и проблем у гражданина Белоруссии в дальнейшем при трудоустройстве в РФ, лучше уведомлять территориальные органы ОВМ ГУ МВД о трудоустройстве граждан Белоруссии. Это не сложная процедура для работодателя, которая сэкономит максимум нервов и средств на юристов.

    1. МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ГРАЖДАН БЕЛОРУССИИ

    При пересечении границы Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту пребывания. Принимающей стороной может выступать любое лицо, имеющее гражданство РФ. Это правило касается абсолютно всех иностранных граждан, в не зависимости от гражданства и статуса. Граждане Белоруссии обязаны встать на миграционный учет в России в течении 30 дней со дня прибытия в РФ.

    При пересечении границы с Россией, белорусам миграционная карта не выдается.

    При первичном миграционном учете иностранец может находиться на территории РФ не более 3х месяцев.

    По истечении 90 дней граждане Республики Беларусь должны выехать из РФ на 3 месяца (режим 90/180) или продлить себе регистрацию при наличии на то оснований. Обычно такими основаниями является трудоустройство гражданина Белоруссии, или получение вида на жительство. Белорусы могут без ограничений передвигаться по всей территории РФ.

    Вопрос оформления граждан Республики Беларусь очень актуальный, постоянно возникают вопросы и споры при проверках компаний в сфере миграционного законодательства. Но, несмотря на все послабления и привилегии, белорусы являются иностранными гражданами, которые обязаны соблюдать законодательство РФ. Для минимизации рисков работодателю необходимо придерживаться общих оснований при приеме на работу граждан Белоруссии.

    Остались вопросы? Пишите в комментариях или обратитесь к автору статьи.

    Об Авторе статьи

    Эксперт Александра Жиленкова

    Меня зовут Жиленкова Александра, я специалист по кадровому делопроизводству (HR) и эксперт в области трудоустройства граждан ЕАЭС, СНГ, граждан с различными статусами: ВНЖ, РВП, визовые, ВКС. Мой опыт в миграционном законодательстве составляет 4 года. Тема трудовых мигрантов интересна и содержит много нюансов, что и делает её для меня привлекательной.

    Образование:

    Первое образование – высшее экономическое (Московский Государственный Горный Университет, специальность – экономика предприятия). Работала в разных отраслях производства и строительства экономистом и HR, на предприятиях, где иностранная рабочая сила составляла до 85% с численностью около 600 человек.

    Второе образование – в сфере HR: «Организация малого предпринимательства», заканчиваю

    Будни: Веду блог в Инстаграм, помогаю иностранным гражданам в оформлении документов, провожу частные консультации по разным вопросам, касающиеся трудоустройства ИГ и их пребывания на территории РФ.

    Меня можно найти:

    Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в России:

    1. Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Основной Федеральный закон. Регулирует правовые отношения иностранцев на территории РФ.
    2. Глава 50.1 ТК РФ. Данная статья регулирует трудовые отношения иностранцев в РФ.
    3. Письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 16-4/В-823. Письмо разъясняет про ДМС.
    4. Договор ЕАЭС от 29.05.2014г. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории этих государств.
    5. Соглашение между Россией и Республикой Беларусь от 24.01.2006г. Регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии.
    6. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий”
    7. Федеральный закон № 163-ФЗ от 27.06.2018 г. Закон уточняет понятие миграционного учета иностранных граждан в РФ.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector