Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

По договорам безвозмездного пользования помещением и оборудованием, заключенным между муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением “Средняя школа” (ссудодатель) и иной организацией (ссудополучатель), в аренду предоставляются часть помещений (столовая) и движимое имущество бюджетного общеобразовательного учреждения (оборудование столовой для организации горячего питания). При этом движимое имущество числится на счете 0 101 Х 4 000 “Машины и оборудование” и (или) забалансовом счете 21 “Основные средства в эксплуатации”. Обязанности по содержанию имущества, в том числе по возмещению коммунальных расходов, переданы ссудополучателю. Подпадают ли такие отношения под действие СГС “Аренда”? Как отразить в учете отношения по передаче помещения и оборудования в безвозмездное пользование? Каков порядок отражения хозяйственных операций по учету этого имущества в течение срока действия договора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договор передачи бюджетным учреждением имущества (движимого и (или) недвижимого) в безвозмездное пользование иной организации с 01 января 2018 года в целях бухгалтерского учета бюджетного учреждения классифицируется как договор аренды.
Учет такого имущества, при определении аренды как операционной, подлежит отражению в бухгалтерском учете путем изменения аналитического учета на счете 0 101 00 000 “Основные средства” и (или) увеличением забалансового счета 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”. При этом бюджетное учреждение осуществляет признание дохода от безвозмездного предоставления права пользования недвижимым имуществом на счете 2 210 05 000 “Расчеты с прочими дебиторами”, а по условно арендным платежам – на счете 2 205 35 000 “Расчеты по условным арендным платежам”, а также признание расходов по упущенной выгоде на счете 0 401 20 000 “Расходы текущего финансового года” и (или) счете 0 401 50 000 “Расходы будущих периодов” с указанием кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 241 “Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям”.

Обоснование вывода:
С 1 января 2018 года бюджетные учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее федеральные стандарты), в том числе федеральный стандарт “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее – СГС “Концептуальные основы. “) и федеральный стандарт “Аренда”, утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее – СГС “Аренда”).
Согласно п. 2 СГС “Аренда” передача имущества в безвозмездное пользование классифицируется стандартом как договор аренды. Исключением является ситуация, когда имущество, принадлежащее на праве оперативного управления спецорганизации, созданной собственником имущества и отвечающей за организационно-техническое обеспечение иных учреждений (например, дирекция по эксплуатации имущества), передается в безвозмездное пользование другим учреждениям, но расходы на его содержание продолжает нести спецорганизация (смотрите абзац 6 раздела II Методических рекомендаций по применению СГС “Аренда”, утвержденных письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее – Методические рекомендации). Переданное иными организациями госсектора имущество в безвозмездное пользование, как частный случай аренды на льготных условиях, отражается в бухгалтерском учете по его справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объекта учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 Стандарта “Аренда”). Порядок определения указанной стоимости необходимо закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.
Согласно п. 59 СГС “Концептуальные основы. ” при определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения информации о рыночных ценах, размещенной в открытом доступе. Также конкретный порядок определения рыночной цены при получении имущества в безвозмездное пользование может быть принят на уровне учредителя бюджетного учреждения.
СГС “Аренда” предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен. Соответственно, прежде всего необходимо определить, к какому виду аренды будет отнесен конкретный договор. Классификация объекта аренды в целях бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения и принимается на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 СГС “Аренда”.
В рассматриваемой ситуации договоры безвозмездного пользования, заключенные бюджетным учреждением, вполне обоснованно могут быть отнесены к объектам операционной аренды, так как срок пользования имуществом скорее всего меньше и не сопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанного при его предоставлении.
При операционной аренде в бухгалтерском учете бюджетного учреждения объект, сданный в аренду, продолжает учитываться в составе основных средств, амортизация начисляется в общем порядке, но учитывается обособленно (п. 24 СГС “Аренда”).
Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения хозяйственных операций, связанных с передачей объектов операционной аренды, регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее Инструкция N 157н), Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н (далее Инструкция N 174н), и п. III.3 Методических рекомендаций.
Правила передачи недвижимого имущества в безвозмездное пользование:
– если принято решение об обособлении передаваемой части недвижимого имущества, то на балансе учреждения следует отразить внутреннее перемещение обособленной части объекта на счете 0 101 12 000 “Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения” (то есть изменить аналитический счет бухгалтерского учета), одновременно осуществляя увеличение забалансового счета 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”;
– если не принято решение об обособлении части недвижимого имущества, то только следует увеличить забалансовый счет 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”.
Правила передачи движимого имущества в безвозмездное пользование:
– числящегося на балансе имущества отражается как внутренне перемещение объектов на счете 0 101 Х4 000 “Машины и оборудование” с одновременным увеличением забалансового счета 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”*(1);
– числящегося на забалансе имущества отражается как уменьшение забалансового счета 21 “Основные средства в эксплуатации” и увеличение забалансового счета 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”.
Во всех перечисленных случаях в Инвентарной карточке учета (ф. 0504031) передаваемого имущества производится запись о передаче объекта (или части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданного имущества указывается руководитель (уполномоченное им лицо) юридического лица, принявшего объекта (часть объекта) в пользование (п.п. 1 п. III.3 Методических рекомендаций).
Одновременно с фактом передачи актива (движимого и недвижимого имущества) в безвозмездную аренду в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует признать возможный доход и упущенную выгоду бюджетного учреждения (п.п. 29-30.3 СГС “Аренда”). Каких-либо особенностей порядка отражения плановых назначений по доходам, а также плановых назначений по расходам от упущенной выгоды при безвозмездном пользовании положениями СГС “Аренда” и Методическими рекомендациями не установлено, поэтому на бухгалтерских счетах санкционирования расходов (раздел 5 Инструкции N 174н) эти суммы не учитываются.
Кроме того, если бюджетному учреждению в рамках исполнения заключенных договоров аренды поступают иные платежи в виде суммы возмещения расходов учреждения (как арендодателя), например, по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг, то такие платежи являются доходами по условным арендным платежам (п. 7 СГС “Аренда”) и в целях бухгалтерского учета учитываются в тех отчетных периодах, в которых они возникают.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует осуществить хозяйственные операции:
1. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 101 ХХ 310, одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 26
– передача в аренду движимого имущества и (или) обособленной части недвижимого имущества;
или
Увеличение забалансового счета 26
– передача в аренду необособленной части недвижимого имущества;
или
Уменьшение забалансового счета 21,
Увеличение забалансового счета 26
– передача движимого имущества, учитываемого за балансом.
2. Дебет 2 210 05 560 Кредит 2 401 40 121
– признание доходов от предоставления права пользования недвижимым имуществом за весь срок действия договора.
3. Дебет 2 401 50 241 Кредит 2 210 05 660
– признание отложенных расходов по упущенной выгоде при передаче имущества в безвозмездное пользование за весь срок действия договора.
4. Дебет 0 401 20 224 Кредит 0 104 ХХ 450
– ежемесячное начисление амортизации за время пользования арендуемым имуществом в сумме ежемесячной арендной платы.
5. Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
– ежемесячное признание доходов от аренды доходами текущего финансового года в размере справедливой стоимости месячной арендной платы.
6. Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 401 50 241
– ежемесячное признание расходов текущего финансового года по упущенной выгоде в размере справедливой стоимости месячной арендной платы.
7. Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 101 35*(2)
– признание доходов по условным арендным платежам (например, оплата арендатором своей части коммунальных услуг).
8. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660, одновременно увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130; КОСГУ 135)
– на лицевой счет поступили условные арендные платежи.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Левина Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

——————————————————–
*(1) Если здесь и далее в 22 и (или) 23 разряде номера счета бухгалтерского учета указано “Х”, то при формировании бухгалтерских записей должен применяться код группы синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.
*(2) Данный вид дохода является плановым, подлежит внесению в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и отражению на счетах санкционирования (раздел 5 Инструкции N 174н).

Читать еще:  Ндс на восстановление какой счет

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Дата публикации 28.12.2018

Заключены договоры безвозмездного пользования между учреждениями:

  • муниципальное образование передало помещение в жилом доме под опорный пункт полиции;
  • территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ.

Относятся ли эти договоры к операционной аренде в целях применения СГС “Аренда”?

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в т.ч.:

    • стандарт “Аренда”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС “Аренда”). Также необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по его применению, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические рекомендации);
    • стандарт “Концептуальные основы”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС “Концептуальные основы”, Стандарт).

Минфин России в письме от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 разъяснил, что СГС “Аренда” применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.

В ситуации, когда учреждение получило имущество в пользование от своего учредителя для выполнения возложенных функций, по мнению Минфина России, СГС “Аренда” применять не нужно. Такую операцию следует рассматривать с позиции имущественного вклада учредителя. Имущество, полученное в пользование, должно учитываться учреждением на забалансовом счете 01.

В обоснование этого Минфин России ссылается на пп. 41, 43, 68 СГС “Концептуальные основы”. В соответствии с п. 41 Стандарта имущество, полученное учреждением от собственника (учредителя) для выполнения возложенных государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд, признается для целей учета и формирования отчетности вкладом собственника (учредителя).

В соответствии с п. 43 Стандарта доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, кроме поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности сведения об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должны быть представлены в соответствии с их экономической сущностью, а не только правовой формой (п. 68 СГС “Концептуальные основы”). Схожее мнение выражено в письме Минфина России от 19.09.2018 № 02-07-10/67168.

Кроме того, СГС “Аренда” не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС “Аренда” (до 1 января 2018 г.):

    • передающей стороной – на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 “Основные средства”, одновременно на забалансовом счете 26 “Имущество, переданное в безвозмездное пользование”;
    • принимающей стороной – на счете 01 “Имущество, полученное в пользование”.

Разъяснения содержатся в разд. II Методических рекомендаций. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). В письме Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429 выражено мнение, что в таком случае в наличии должны быть какие-либо из следующих документов:

    • распорядительные документы о передаче объектов пользователю (арендатору) для выполнения функций (полномочий) без возложения на пользователя (арендатора) обязанности по содержанию имущества;
    • организационно-распорядительные документы у арендодателя имущества, возлагающие на него функции по содержанию имущества.

Разъяснения также даны в письме Минфина России от 27.09.2018 № 02-07-10/69410.

Если перечисленные условия не выполняются, передача в пользование имущества должна учитываться согласно положениям СГС “Аренда”.

В соответствии с п. 2 СГС “Аренда” объекты имущества, переданные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды. Стандартом предусмотрено два вида аренды – операционная и финансовая (неоперационная). Критерии отнесения объектов учета аренды к тому или иному виду перечислены в разделе III СГС “Аренда”.

Передача объектов (части объектов) основных средств в безвозмездное пользование относится к аренде на льготных условиях (п. 26 СГС “Аренда”). Аренда в такой ситуации рассматривается как операционная (письмо Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794).

Руководствуясь разъяснениями Минфина России, рассмотрим ситуации, которые представлены в вопросе.

1. Муниципальное образование передало по договору безвозмездного пользования помещение в жилом доме под опорный пункт полиции. Если обязанность муниципального образования предоставить помещение под опорный пункт полиции установлена законодательно и содержать это помещение также будет муниципальное образование, СГС “Аренда” не применяется. Ссудополучатель учитывает помещение на забалансовом счете 01. В остальных случаях необходимо применять СГС “Аренда”, договор считать договором операционной аренды.

При заключении договора безвозмездного пользования между учреждениями разных бюджетов, по мнению Минфина России, имеет место субсидия в скрытой форме, т.е. возникает доход, поэтому применяется СГС “Аренда”.

2. Территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ по договору безвозмездного пользования передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ (передача между двумя получателями средств одного бюджета). СГС “Аренда” можно не применять, поскольку в рамках одного ведомства и одного бюджета дохода не возникает.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Часть здания, находящегося в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, с согласия собственника может быть передана в безвозмездное пользование другому учреждению.

Имущество, закрепляемое за государственными учреждениями на праве оперативного управления, находится в государственной собственности (ч.ч. 1, 4 ст. 214 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Недвижимым имуществом бюджетные учреждения могут распоряжаться с согласия собственника (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).

Под распоряжением принято понимать возможность посредством совершения каких-либо действий изменять принадлежность, состояние и назначение имущества. В частности, одним из способов распоряжения имуществом учреждения может быть передача такого имущества в аренду (временное владение и пользование) (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Договор безвозмездного пользования (договор ссуды), отношения по которому регулируются нормами главы 36 ГК РФ, по своей природе схож с договором аренды, к нему применяется часть норм о последнем (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Передача в безвозмездное пользование также является одним из способов распоряжения имуществом (смотрите, например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 N 13АП-8361/14, Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 N 03АП-3750/12). Соответственно, в приведенной ситуации учреждение вправе передать недвижимое имущество в безвозмездное пользование при наличии соответствующего разрешения собственника.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договора безвозмездного пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным учреждениям, по общему правилу осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Одно из исключений из этого правила предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 17.1 указанного закона. Этот пункт позволяет предоставлять государственное имущество государственным и муниципальным учреждениям (в том числе в безвозмездное пользование) без проведения конкурсов или аукционов. Таким образом, проведения торгов для заключения указанного в вопросе договора не требуется.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Безвозмездное пользование

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье. Передача имущества в безвозмездное пользование, на сегодняшний день, ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п.1 ст.689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен, с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлено только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектом движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

Учет объектов, полученных в безвозмездное пользование

Нормативное правовое регулирование

Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.

Читать еще:  Какая сумма зарплаты не облагается подоходным налогом

Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.

Стандарт «Аренда» изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем.

Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Согласно пункту 20 стандарта «Аренда», объект учета операционной аренды (право пользования активом) отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов (НФА) как самостоятельный объект бухгалтерского учета.

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».

Выдержка из документа

«Объект учета операционной аренды на льготных условиях – право пользования активом, признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей.

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета.»

Бухгалтерский учет льготной аренды в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 0 401 401 82 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов (п. 41.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 67.3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Принятие к учету прав пользования ОС, НПА.

Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):

Дебет 0 401 20 224 «Расходы на амортизацию прав пользования активом» Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активом».

Одновременно в той же сумме отражается бухгалтерскими записями отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов от получения права пользования активом (по договорам аренды на льготных условиях):

Дебет 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» Кредит 0 401 10 182 «Доходы от безвозмездного права пользования».

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные операции отражаются документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА.

Обратите внимание, с 01.01.2019 согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н) для отражения доходов от льготной аренды применяются следующие коды КОСГУ:

  • 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
  • 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
  • 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».

Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается бухгалтерскими записями по соответствующим счетам аналитического учета (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н):

Дебет 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» Кредит 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»

  • в сумме балансовой стоимости права пользования активом.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Прекращение прав пользования ОС, НПА.

1С:ИТС Бюджет

Подробнее об отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» операций по льготной аренде ссудополучателем см. статьи, публикуемые в методической поддержке типовых конфигураций редакции 1 и редакции 2 программы БГУ1 и БГУ2 .

Случаи неприменения стандарта «Аренда»

В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:

Выдержка из документа

«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»

Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель – государственное (муниципальное) учреждение – должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».

При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».

Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:

Выдержка из документа

Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.).

Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:

Читать еще:  Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Выдержка из документа

«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции” субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

. экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда” не применяются)».

Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:

  • от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 – предоставление помещений для размещения органов федеральной фельдъегерской связи, а также их материально-технического обеспечения государственными органами – потребителями услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
  • от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 – предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327 «Об образовании в Российской Федерации» и др.

В подобных случаях информацию об имуществе, полученном в пользование в целях обеспечения выполнения функций без закрепления за пользователем имущества права оперативного управления, следует отражать в прежнем порядке – на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Как передать в безвозмездное пользование имущество бюджетного учреждения

Бюджетные учреждения могут передавать или получать от других контрагентов различное имущество на безвозмездной основе. С 2020 года внесены изменения в учет бюджетной сферы. Рассмотрим, как отражается безвозмездная передача в учете.

У кого есть возможность передавать имущество безвозмездно

Передача каких – либо на безвозмездной основе – достаточно распространенное явление в бюджетных учреждениях.

Можно отметить несколько источников передачи имущества учреждению:

  1. Имущество может передаваться от одного учреждения к другому
  2. Оно может поступать от коммерческих организаций. Интересен тот факт, что дарение имущества между коммерческими компаниями неправомерно и не используется, а вот безвозмездно передать имущество бюджетной организации можно
  3. Поступление имущества может производиться от обычного человека, то есть физического лица
  4. Наверно, самым распространенным способом безвозмездно получить имущество для бюджетной организации является его передача собственником учреждения. В этом случае переданное имущество за учреждением закрепляется

Получение имущества от компаний и частных лиц является их своеобразным благотворительным жестом. При этом может быть оговорено, каким образом переданное имущество должно использоваться.

Что и в каких случаях может быть передано

Итак, принято решение о безвозмездной передаче. В каких случаях оно может быть передано:

  • У одного учреждения существует излишек имущества и имеется возможность передать часть ценностей другому учреждению, которое в них нуждается
  • Имущество принадлежит бюджетному учреждению, но не используется, остается невостребованным
  • Имущество есть, но оно используется не по назначению
  • Имущество может передаваться в виде пожертвования от коммерческих организаций или частных лиц

По первым трем пунктам можно забрать имущество из управления одним учреждением и передать его государству или другой бюджетной организации.

Понятие имущества достаточно широкое. В связи с этим передаваться могут как основные средства, материалы, земля, другие подобные объекты, так и денежные средства.

ВАЖНО! В соответствии со статьей 689 ГК РФ, получатель имущества, которое передается безвозмездно, обязуется вернуть его в установленный срок и в соответствующем виде, если такое условие предусмотрено договором

Также следует учитывать, что если имущество получено от собственника учреждения, то у получателя не возникает дохода. Такой же подход применяется и в том случае, когда имущество передается в соответствии с определенными законодательными актами. Например, разъяснения, касающиеся безвозмездной передачи помещений, содержатся в письме Минфина №02-07-10/84404 от 22.11.2018 года.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как оформить на бумаге безвозмездную передачу имущества

Согласно положениям Гражданского кодекса, безвозмездное перемещение имущества возможно можно двумя способами:

  • Подарить. При этом составляется договор дарения в соответствии с положениями статьи 572 ГК РФ
  • Составить договор безвозмездной ссуды (пользования), то есть передать на какое – то оговоренное время (можно бессрочно), в соответствии со статьей 689 ГК РФ

В случае процедуры дарения договор подразумевает письменный вид (статья 574 ГК РФ). Договор безвозмездного пользования также заключается в письменном виде.

В этих документах записано, что конкретно передается, кому и, возможно, на какой срок. Если имущество передается в пользование, то четко прописываются условия использования и возможность возврата.

Кроме договоров необходимо составить документ о том, что одна сторона передала, а другая приняла ценности. Обычно таким документом является акт.

Нужно учитывать, что при условии пользования имуществом, договор может быть расторгнут, если:

  • Имущество используется не в целях, прописанных в договоре
  • Получатель не содержит его в требуемом состоянии
  • Имущество было передано стороннему пользователю
  • В процессе использования имуществу нанесен ущерб

Передача имущества от учредителя на безвозмездной основе

Очень часто имущество в бюджетную организацию передается от ее учредителя.

Для того чтобы передача произошла, учредитель составляет извещение. Его форма регламентирована приказом №173н. На основании имеющихся первичных документов получатель заполняет свою часть извещения и отправляет его обратно.

Имущество, которое получено безвозмездно, должно быть учтено по балансовой стоимости с учетом амортизации.

Приведем пример. Учредитель передал бюджетному учреждению 20 пар лыжероллеров. Они поставлены на учет на сумму 180000 руб., при этом составлена проводка Д 1 101 36 310 К 1 401 10 190.

В случае такой передачи обязанности по уплате НДС не возникает.

Передача имущества от сторонних организаций на безвозмездной основе

В связи с внесенными изменениями, основные средства, полученные бюджетным учреждением, учитываются в соответствии с правилами, которые закреплены в инструкции 162н. Для таких объектов, полученных безвозмездно, используется статья КОСГУ 310 и счет 0 101 00 000.

Бюджетные организации могут получать ценности и пользоваться ими без каких – либо обязательств от организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность или от обычных физических лиц.

Если учреждению переданы нематериальные активы, то их учет ведется на сете 0 102 00 000. Различные операции отражаются по различным КОСГУ.

Аналитика Счет учета
Поступление нематериальных активов в общем случае 0 102 30 000
Рост стоимости НМА 0 102 30 320
Снижение стоимости НМА 0 102 30 420

Учреждение может получить различные непроизводственные активы, например, землю. Учет такого имущества осуществляется на счете 0 103 00 000. В целом счета учета с 2020 года в этом случае не изменились, скорректированы только КОСГУ.

Нередко учреждение получает материальные ценности. Их учет ведется с использованием счета 0 105 00 000.

Основные общие проводки, которые составляются при безвозмездном получении имущества, рассмотрим ниже.

Таблица общих проводок по учету имущества, передаваемого безвозмездно

Получение того или иного имущества, даже безвозмездно, необходимо отразить в учете бюджетной организации. В таблице отразим общие проводки, которые оформляются при такой передаче имущества.

Операция Проводка
Получение основного средства Д 0 101 00 310 К 0 401 10 190
Получение нематериальных активов Д 0 102 30 320 К 0 401 10 190
Получение непроизводственных активов Д 0 103 00 000 К 0 401 10 190
Получение материальных запасов Д 0 105 30 340 К 0 401 10 190
Получение денежных документов Д 0 201 35 510 К 0 401 10 150
Получение целевых пожертвований Д 0 401 40 150 К 0 401 10 150

Также следует отметить, что если учреждение получает в пользование землю на неопределенное количество времени (даже если на ней находится недвижимость), то делается проводка Д 0 103 11 330 К 0 401 10 195.

Имущество на праве операционной аренды на установленный период времени отражается по Д 0 111 40 000 и К 0 401 40 180.

Ошибки и вопросы по рассматриваемой теме

Вопрос 1

Можно ли принимать на безвозмездной основе пожертвования в виде денежных средств и как это оформить?

Да, можно, как и любое другое имущество. Законодательно установлено, что на пожертвования в сумме до 3000 рублей договор не составляется. Однако на практике его рекомендуется составлять на любую сумму пожертвований, чтобы в случае возникновения вопросов можно было доказать факт получения именно пожертвований. Для учета таких денежных поступлений применяется КОСГУ 150, 160 и 190, в зависимости от их вида и источника.

Вопрос 2

В бюджетном учреждении в библиотеке есть учебники по программе, которая уже не применяется. Можно ли их передать другой школе?

В том случае, если другое учреждение имеет такой же уровень, то передача библиотечного фонда может быть осуществлена.

Ошибка

Благотворитель перечислил бюджетному учреждению пожертвование и указал назначение его использования. Однако учреждение использовало денежные средства не по назначению. Жертвователь, руководствуясь статьей 582 ГК РФ, отменил пожертвование. Нужно иметь в виду, что учреждение, которое безвозмездно получает имущество, должно использовать его строго по назначению, если оно указано.

Передача имущества бюджетному учреждению на безвозмездной основе – явление не редкое, но очень ответственное. При такой процедуре необходимо предусмотреть все «узкие» места и оформить правильно все документы. Бухгалтер должен обеспечить своевременный и корректный учет таких операций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector