Особенности исчисления транспортного налога

Особенности исчисления транспортного налога

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 НК РФ).

Транспортный налог исчисляется в соответствующем налоговом периоде отдельно по каждому автотранспортному средству, являющемуся объектом налогообложения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, зарегистрированным на территории данного субъекта РФ. Расчет производится на основании документально подтвержденных данных о них с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.

В случае регистрации транспортного средства или снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Рассмотрим некоторые моменты исчисления транспортного налога на примере.

Пример 1. На балансе организации числится зарегистрированный в органах ГИБДД легковой автомобиль с мощностью двигателя 75 л.с. Налоговая ставка для автомобилей до 100 л.с. установлена законом субъекта РФ в размере 5 руб. с каждой лошадиной силы. Льготы по уплате налога для данной категории налогоплательщиков законом субъекта РФ не предусмотрены. На территории субъекта введен отчетный период (I, II, III кварталы). Легковой автомобиль является объектом обложения транспортным налогом и эксплуатировался в течение года.

Исчислим сумму транспортного налога по легковому автомобилю. Она равна 375 руб. (75 л.с. х 5 руб.). Сумма ежеквартального авансового платежа равна 93,75 руб. (375 руб. / 4 мес.).

По истечении налогового периода сумма транспортного налога, подлежащая уплате, составит 93,75 руб. (375 руб. – (93,75 руб. х 3)).

Данный пример приведен с учетом того, что в налоговом периоде транспортное средство не списывали, не снимали с регистрации, не угоняли, не меняли двигатель, не продавали и т.д.

А как рассчитать налог, когда транспортное средство было зарегистрировано на учреждение неполный налоговый период или в этом периоде у транспортного средства был заменен двигатель?

В этом случае расчет транспортного налога и авансовых платежей по нему производят с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Рассмотрим отдельные случаи исчисления транспортного налога.

Пример 2. Легковой автомобиль мощностью 75 л.с. зарегистрирован в органах, осуществляющих государственную регистрацию, 15.01.2008 и снят с регистрации 20.02.2011. Транспортный налог за 2008, 2009, 2010 годы будет исчислен с учетом коэффициента, равного единице, а за 2011 год – с учетом коэффициента, равного 1/6 (2/12). Сумма налога равна 62,5 руб. (1/6 х 75 л.с. х 5 руб.).

Пример 3. Легковой автомобиль, зарегистрированный на учреждение 10.02.2007, был угнан 05.06.2011. Мощность двигателя – 75 л.с., налоговая ставка – 5 руб. Учреждением получена справка из органов МВД РФ об угоне автотранспортного средства. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, также производится с учетом количества месяцев, в течение которых оно находилось во владении налогоплательщика. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

В данном случае коэффициент в 2011 году равен 1/2 (6/12), а сумма налога составит 187,5 руб. (1/2 х 75 л.с. х 5 руб.).

Пример 4. На грузовом автомобиле с мощностью двигателя 150 л.с. 15.10.2011 заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность нового двигателя транспортного средства составила 180 л.с. Законом субъекта РФ установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств – 50 руб. за 1 л.с. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.

Поскольку замена старого двигателя на двигатель большей мощности произошла 15.10.2011, количество полных месяцев работы со старым двигателем равно 9, а с новым двигателем – 3. Сумма транспортного налога за 2011 год составила 7875 руб. (((150 руб. x 9 мес.) + (180 руб. x 3 мес.) / 12 мес.) x 50 руб.) [4].

Итак, в данной главе курсовой работы были рассмотрены основополагающие элементы налогообложения транспортным налогом. Были определены налогоплательщики, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период и приведены примеры налоговых ставок. Также рассмотрен порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Приведённые в этой главе конкретные примеры исчисления транспортного налога, позволяют сформировать общую картину процедуры налогообложения транспортных средств.

Транспортный налог. Особенности его исчисления и уплаты

“Консультант Бухгалтера”, N 12, 2002

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ (далее – Закон N 110-ФЗ) в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты внесены изменения, касающиеся порядка формирования дорожных фондов Российской Федерации. Внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2003 г. Согласно Закону N 110-ФЗ:

  • разд.IX “Региональные налоги и сборы” части второй НК РФ дополнен гл.28 “Транспортный налог” (ст.ст.356 – 363);
  • признаны утратившими силу ст.ст.5 и 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” (далее – Закон о дорожных фондах), устанавливающие соответственно налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств;
  • исключена ст.5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”, согласно которой Закон о дорожных фондах должен прекратить свое действие с 1 января 2003 г.

Таким образом, с 1 января 2003 г. на территории Российской Федерации вводится транспортный налог; прекращается взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.

Соответствующие изменения внесены Законом N 110-ФЗ и в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”: из перечня федеральных налогов (п.1 ст.19) исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (пп.”м”), в перечень региональных налогов (п.1 ст.20) включен транспортный налог (пп.”ж”).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты транспортного налога.

Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют:

  • ставку налога в пределах, установленных ст.361 НК РФ. В соответствии с п.2 ст.361 НК РФ установленные НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • форму отчетности по налогу, срок ее представления.

Кроме того, ст.356 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право при установлении налога предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Перечни транспортных средств, признаваемых и не признаваемых объектом налогообложения, установлены ст.358 НК РФ.

Так, согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Объектом налогообложения не являются (п.2 ст.358 НК РФ):

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Согласно п.1 ст.359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в зависимости от вида транспортных средств следующим образом:

  • по транспортным средствам, имеющим двигатели, – мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, – валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • по водным и воздушным транспортным средствам, не относящимся к вышеперечисленным, – единица транспортного средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст.360 НК РФ).

Порядок исчисления транспортного налога определен ст.362 НК РФ. Согласно п.2 указанной статьи сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1. Организация имеет автомобиль ГАЗ-3110 мощностью 100 л. с. Согласно ст.361 НК РФ по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно установлена налоговая ставка 5 руб. с каждой лошадиной силы.

Сумма транспортного налога составит:

5 руб. х 100 л. с. = 500 руб.

Согласно п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Пример 2. В апреле 2003 г. организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л. с. Ставка налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение девяти полных месяцев 2003 г. (с апреля по декабрь включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2003 г., составит:

8 руб. х 135 л. с. х 9 мес. : 12 мес. = 810 руб.

Читать еще:  Алименты если муж официально не работает сколько

Пример 3. В феврале 2003 г. организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В июле 2003 г. автомобиль был продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение шести полных месяцев 2003 г. (с февраля по июль включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить в 2003 г., составит:

5 руб. х 80 л. с. х 6 мес. : 12 мес. = 200 руб.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Как уже было отмечено ранее, с 1 января 2003 г. перестают взиматься налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Поскольку налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется с выручки от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо – сбытовой и торговой деятельности (п.2 ст.5 Закона о дорожных фондах), возникает вопрос о порядке его исчисления и уплаты по продукции, товарам (работам, услугам), отгруженным (поставленным, выполненным, оказанным) по состоянию на 1 января 2003 г.

Статьи 4 и 16 Закона N 110-ФЗ определяют этот порядок следующем образом:

  • налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки, за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.;
  • налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) и оплаченную по состоянию на 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.;
  • для налогоплательщиков, определявших в 2002 г. выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г. При этом суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центробанка РФ, установленному на 1 января 2003 г.;
  • субъекты малого предпринимательства независимо от применяемой учетной политики для целей налогообложения в 2002 г. уплату налога на пользователей автомобильных дорог за этот год производят в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 г.

Транспортный налог: общие положения и особенности

Транспортный налог обязаны платить все владельцы транспортных средств независимо от организационно-правовой формы собственности. Однако ряд граждан или организаций могут претендовать на льготы по его уплате. Об этом, а также о порядке расчета и сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики.

Налог на транспорт: общие положения

Транспортный налог введен в России в 2003 году. Экономический смысл данного налога — компенсация владельцами автомобилей и иных ТС вреда, наносимого окружающей среде и дорожному полотну. Аналогичную функцию выполняют:

  • акцизы на топливо и производство машин;
  • дорожные сборы;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду, взимаемая с организаций и предпринимателей.

В связи с этим неоднократно поднимался вопрос об отмене транспортного налога. Однако в 2018-2019 годах он по-прежнему действует. Последние изменения по нему собраны в этой публикации. Планируется ли отмена транспортного налога в 2018-2019 гг., узнайте здесь.

Существует несколько точек зрения, как можно реформировать порядок взимания транспортного налога и сделать его более справедливым. Об одной из них мы рассказывали в статье «Включен ли транспортный налог в стоимость бензина».

Транспортный налог регулируется гл. 28 НК РФ, поступления от взимания налога направляются в бюджеты субъектов РФ. НК РФ определяет:

  • объект налогообложения;
  • алгоритм расчета налоговой базы и самой суммы налога к уплате;
  • налоговый период и максимальный размер ставок.

В ведении законодательных органов субъектов РФ согласно положениям ст. 363 НК РФ находятся:

  • определение размера ставок – их увеличение (уменьшение) в пределах, установленных ст. 361 НК РФ;
  • сроки уплаты;

Для крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне устанавливается отдельный порядок подачи декларации (ст. 363.1 НК РФ).

Транспортным налогом облагаются:

  • автомобили, мотоциклы, автобусы;

О транспортном налоге на автомобили в России в 2018-2019 годах рассказывает эта статья.

  • самолеты, вертолеты;
  • воздушные, морские, речные, буксируемые суда;
  • прочий транспорт, указанный в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу зависит от типа ТС:

  • Для автомобилей и иного транспорта, мощность которого измеряется в лошадиных силах, налоговая база будет равна числу лошадиных сил согласно данным ПТС. Если мощность объекта обложения измеряется в киловаттах, то для расчета налога 1 киловатт равен 1,3592 лошадиной силы.
  • Для самолетов налоговая база — килограммы тяги.

Подробнее о том, как считать налоговую базу для целей уплаты транспортного налога в разных случаях, читайте в этой статье.

ВАЖНО! В некоторых субъектах РФ (например, Калужской области) налог не взимается с электромобилей, а владельцы машин на гибридном двигателе (бензиновом плюс электрическом) заплатят налог только с «бензиновых» лошадиных сил.

Налоговый период по транспортному налогу — календарный год. Как считать налоговый период в случае продажи автомобиля или его угона, читайте в нашей статье «Налоговый период при оплате транспортного налога (нюансы)».

Кто освобождается от оплаты транспортного налога

Прежде чем уточнить, кто освобождается от уплаты транспортного налога, напомним перечень лиц, которые платят данный налог. Это и физические, и юридические лица, и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства.

По каким ТС предусмотрена возможность не платить налог:

  • Налог может не платить владелец весельной лодки.
  • Сегвей, велосипед и скутер также не являются объектом обложения транспортным налогом.
  • Сельхозпроизводители не платят налог с техники, используемой в животноводстве и растениеводстве.
  • Не облагаются транспортным налогом самолеты и вертолеты санитарной и медицинской службы, как и морские буровые установки и суда, стационарные и плавучие платформы.
  • Если компания осуществляет пассажирские и грузовые морские, речные и авиаперевозки, то не платит налог за принадлежащие ей ТС.
  • Корабли из перечня Российского международного реестра судов также не являются объектом обложения транспортным налогом.

Каждый субъект РФ самостоятельно определяет список лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога. Как правило, в перечень льготников входят:

Подробнее о том, кто может претендовать на льготы по транспортному налогу, читайте в нашей публикации.

Региональные законодатели также могут предусмотреть послабления по уплате транспортного налога для организаций. Для компаний, расположенных в свободных экономических зонах, чиновники предусматривают каникулы по налогу на транспорт.

Когда не нужно платить транспортный налог, узнайте здесь.

Расчет транспортного налога в 2018-2019 годах

Физические и юридические лица считают размер налога за транспорт по-разному:

1. Для физлиц и предпринимателей транспортный налог рассчитывают налоговые инспекторы, рассылая уведомления об уплате налога «Почтой России» или размещая их электронные версии в личных кабинетах налогоплательщиков – физических лиц на сайте ФНС.

Чтобы проверить, правильно ли ИФНС рассчитала сумму налога за ваш автомобиль к уплате, вы можете использовать калькулятор на сайте ФНС или рассчитать налог вручную. Для расчета можете воспользоваться нашими подсказками.

2. Организации считают транспортный налог самостоятельно. Также они должны заполнять декларацию по налогу и фиксировать в бухгалтерском учете начисление и уплату авансовых платежей и самого налога за год. Какими проводками отразить начисление и оплату транспортного налога, расскажет вам статья «Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)».

А как заполнить декларацию, мы подскажем в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу».

Дополнительную возможность уменьшения транспортный налог получил с 03.07.2016. Его величину, начисляемую по большегрузным автомобилям за периоды 2015–2018 годов, можно было уменьшать на суммы уплаченной за соответствующий период платы за вред, причиняемый дорогам этими автомобилями (п. 2 ст. 362 НК РФ). Такой вычет помогал снизить величину начисленного по большегрузам транспортного налога до нуля. Однако в 2019 году действие этой льготы заканчивается.

Если организация неверно посчитала налог на транспорт, нужно сделать перерасчет и сдать уточненную декларацию. Читайте об этом в нашей статье.

В нашей рубрике «Транспортный налог» мы собрали ряд типовых ситуаций по расчету данного налога, с которыми чаще всего сталкиваются налогоплательщики. Пример расчета транспортного налога при продаже автомобиля вы найдете здесь.

Если у вас возникает вопрос: кто должен платить налог за тот месяц, в котором состоялась купля-продажа авто, ответ на него мы даем в публикации.

От чего еще зависит размер транспортного налога по автомобилю? От повышающих коэффициентов. Подробнее о правилах их применения вы можете прочесть по ссылке.

Повышающий коэффициент по дорогим автомобилям должен публиковаться не позднее 1 марта того года, на который он устанавливается (закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ). Перечень на 2018 год вы найдете на официальном сайте Минпромторга.

К сожалению, в вашей жизни может произойти такое неприятное событие, как кража. Если у вас угнали автомобиль, налог на него вы можете не уплачивать. И с недавних пор сделать это стало проще. Об этом читайте здесь.

Срок уплаты транспортного налога

Периоды, в течение которых фирма или гражданин должны заплатить налог за транспорт, различаются:

  • для физических лиц установлены отдельные сроки перечисления транспортного платежа в бюджет;
  • организация же заплатит авансы (если это предусмотрено региональным законодательством) и сам годовой налог.

Подробнее о сроках уплаты транспортного налога читайте в данной публикации.

Физические лица, в том числе предприниматели, платят налог по данным писем, ежегодно рассылаемых ФНС. Как выглядит уведомление об уплате транспортного налога и как проверить содержащуюся в нем информацию, расскажет статья «Налоговое уведомление по транспортному налогу (образец)».

Получив письмо, где сообщается об обязанности заплатить транспортный налог, гражданин должен выбрать способ его оплаты. Наиболее современным, быстрым и наглядным способом является оплата через сайт госуслуг. В этой статье мы подробно расскажем, как пользоваться этим сайтом для оплаты налогов.

Как оплатить транспортный налог юридическому лицу

Юридические лица перечисляют транспортный налог по данным бухгалтерского учета ТС. Подробнее о том, как рассчитывают данный налог организации, расскажет наш материал.

НК РФ устанавливает отчетный и налоговый период по данному налогу. Чем они различаются и в какие сроки наступают, читайте в нашей статье.

В течение года организация должна платить авансы по налогу на транспорт. Возможно, в вашем регионе этого делать не нужно. А если нужно платить авансы, прочтите нашу статью «Авансовые платежи по транспортному налогу».

Порядок расчета и уплаты транспортного налога для «упрощенцев» такой же, как и для фирм на ОСН. Убедитесь в этом с помощью нашего материала «Транспортный налог при УСН».

О том, как платить транспортный налог ИП на УСН, узнайте здесь.

Как и любой другой бюджетный платеж, организация платит транспортный налог строго на определенный КБК. Проверьте, правильно ли вы уплачиваете налог, с помощью нашей публикации «КБК по транспортному налогу в 2018-2019 годах для организаций».

Сотрудники ИНФС отслеживают порядок сдачи отчетности и уплаты транспортного налога в автоматическом режиме. Как происходит проверка деклараций и платежей за транспорт, читайте в статье «Камеральная проверка по транспортному налогу».

Как узнать задолженность по транспортному налогу

Если у гражданина есть долг по любому налогу, это может привести к определенным сложностям, например, к запрету покидать страну или отказу в выдаче кредита. В нашей публикации мы расскажем, как узнать задолженность по транспортному налогу.

Размер задолженности можно узнать не только по номеру автомобиля, но и по ИНН. Как это сделать, описано в статье.

Штрафы за неуплату транспортного налога

Нарушение НК РФ и региональных законодательных актов, регулирующих взимание транспортного налога, недопустимо ни для организации, ни для частного лица. Какие санкции ждут вас, если вы не заплатите налог вовремя, читайте в публикациях нашего сайта:

Граждане, являющиеся собственниками транспортных средств, могут подвергнуться санкциям, если скроют факт приобретения транспортного средства. С начала 2017 года вступил в силу п. 3 ст. 129.1 НК РФ (сокрытие гражданами факта приобретения транспортного средства приводит к штрафу в размере 20% от суммы транспортного налога).

Читать еще:  Налоговый вычет за квартиру: срок давности

Порядок расчета и уплаты транспортного налога за последние годы изменился незначительно:

  • согласно закону от 23.11.2015 № 320-ФЗ крайний срок уплаты налога для физлиц перенесен на 1 декабря;
  • законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ утвержден срок, до которого должен быть опубликован список дорогостоящих автомобилей;
  • законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ устранено несправедливое налогообложение авто в месяце его продажи: теперь налог платят не оба собственника ТС (предыдущий и нынешний), а только 1 их них;
  • закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ установил возможность применения в 2016-2018 годах вычета по налогу, величина которого зависит от платы за вред дорогам, причиняемый большегрузными авто.

Планируется ли отмена в России транспортного налога? Узнайте об этом здесь.

Какие еще изменения внесут чиновники в расчет данного налога, узнайте первыми из материалов рубрики «Транспортный налог».

Особенности исчисления транспортного налога

Описание ситуации

Обществу на праве собственности принадлежали самолет и четыре вертолета (далее – воздушные суда, ВС), которые были переданы в аренду и эксплуатировались другими организациями. Считая, что обязанность по уплате налога возложена на фактического эксплуатанта ВС, Общество транспортный налог не исчисляло и не уплачивало. Кроме того, при регистрации ВС в качестве места их базирования были определены различные субъекты РФ, в связи с чем по законодательству местонахождения Общества налог не исчислялся и не уплачивался.

Позиция налогового органа

Налоговый орган указал, что Общество, являясь собственником спорных ВС, неправомерно не исчислило транспортный налог в 2006–2007 гг. Считая, что местонахождением имущества для целей исчисления и уплаты транспортного налога является местонахождение собственника имущества, инспекция при расчете доначислений руководствовалась законодательством Томской области.

В суде налоговый орган указал, что при вынесении решения по результатам налоговой проверки руководствовался статьей 83 НК РФ, которая позволяет признавать в качестве местонахождения ВС местонахождение их собственника при отсутствии места приписки или места государственной регистрации.

Кроме того, инспекцией в подтверждение правомерности применения законодательства Томской области для расчета налога были приведены ссылки на место регистрации фактического эксплуатанта транспортных средств, инвентарные карточки учета объектов основных средств, место регистрации собственника имущества. Налоговый орган отмечал, что на момент вынесения решения не обладал информацией относительно мест базирования спорных ВС.

Позиция налогоплательщика

Общество в обоснование неправомерности доначисления транспортного налога привело два основных довода:

1) обязанность по уплате налога должна возлагаться на эксплуатанта, а не на собственника ВС;

2) даже в том случае, если уплачивать налог должен собственник, сумма доначислений была рассчитана налоговым органом некорректно, без учета регионального характера транспортного налога. Инспекцией применено законодательство Томской области, а ВС зарегистрированы по месту базирования (приписки) в других субъектах РФ.

Налоговый орган ошибочно свел существо спора только к одному-единственному обстоятельству – определению субъекта, на котором лежит обязанность по уплате налога: является ли таковым собственник или эксплуатант ВС? Наряду с определением субъекта-налогоплательщика существенным для расчета налога и подлежащим разрешению является также вопрос о надлежащем законе с учетом положений пункта 5 статьи 83 НК РФ.

Эта норма предписывает определенный порядок установления местонахождения имущества и, соответственно, влияет на определение места уплаты транспортного налога. Порядок подразумевает строгую последовательность при определении местонахождения имущества.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

При определении местонахождения транспортного средства необходимо соблюдать следующую последовательность:

– определяется место (порт) приписки;
– если место (порт) приписки отсутствует, используется место государственной регистрации, то есть местонахождение регистрирующего органа («местом регистрации воздушных судов в РФ является город Москва». – См.: Постановление ФАС МО от 31.12.2009 № КГ ‑ А 40/13612-09);
– если отсутствуют место (порт) приписки и место государственной регистрации, используется местонахождение (место жительства) собственника имущества.

При этом в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено исключений или каких-либо условий, при которых указанная последовательность может не соблюдаться. Статья 83 НК РФ содержит не просто набор альтернативных вариантов определения местонахождения транспортных средств, а алгоритм последовательно применяемых способов.

Налоговый орган в рассматриваемом споре не приводит разумных доводов, которыми можно было бы обосновать игнорирование им первого и второго способов определения местонахождения имущества.

Таким образом, с учетом буквального толкования положений пункта 5 статьи 83 НК РФ и действовавших в спорный период официальных разъяснений 1 для целей транспортного налога и налога на имущество мес­тонахождением воздушных судов считается место их базирования. Поэтому требование инспекции начислить транспортный налог, действующий на территории Томской области, на ВС, находящиеся за ее пределами, противоречит пункту 1 статьи 8 Закона Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге» (далее – Закон № 77-ОЗ), а также пункту 1 статьи 363 и подпунк­ту 1 пункта 5 статьи 83 НК РФ. Поскольку в основу доначислений транспортного налога были положены расчеты, основанные на применении Закона Томской области, который не применим в рассматриваемой ситуации, вменение Обществу нарушения в виде неуплаты транспортного налога в бюджет Томской области незаконно.

Налоговый орган не установил, где по данным государственного реестра находится место приписки (базирования) воздушного судна. В отсутствие такой информации Закон № 77-ОЗ был использован для доначисления транспортного налога без достаточных оснований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 этого Закона, а также пунктом 1 статьи 363 и подпунктом 1 пункта 5 статьи 83 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиком по местонахождению транспортных средств. Местонахождением транспортных средств признаются: для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки; при отсутствии такового – место государственной регистрации, а при отсутствии первого и второго – местонахождение (место жительства) собственника имущества.

Из приложения № 2 к Правилам государственной регистрации гражданских судов 2 следует, что в государственный реестр в спорный период были занесены в том числе данные о месте базирования воздушного судна. Аналогичные правила были впоследствии установлены в пункте 12 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ 3 .

Более того, пунктом 22 Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними 4 предусмотрено использование для «идентификации воздушного судна» адреса места его приписки, «позволяющего однозначно определить место базирования воздушного судна на территории РФ».

В соответствии с налоговым законодательством региональные налоги (в том числе транспортный) имеют территориальную сферу действия. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральным законодательством, определить ставку налога, которая будет действовать строго по территориальному принципу – исключительно в границах данного субъекта РФ 5 . При таких условиях применение к налоговым правоотношениям, возникшим в одном субъекте РФ, законодательства другого субъекта РФ неправомерно и влечет недействительность доначислений, основанных на такой «методике».

Игнорирование налоговой инспекцией последовательности, установленной в пункте 5 статьи 83 НК РФ, привело к тому, что при вынесении решения был применен закон, не подлежащий применению к рассматриваемой ситуации, что является основанием для признания решения налогового органа недействительным.

Судебная практика подтверждает, что в случаях если налоговый орган основывает свое решение на законодательстве, которое не может быть применено к определенной ситуации, такое решение признается недействительным 6 .

Налоговая инспекция обосновала применение Закона Томской области сведениями из различных документов, которые при наличии документально подтвержденного места базирования ВС не могут быть приняты во внимание (см. текст на полях, с. 86).

ВО ВНИМАНИЕ НЕ ПРИНИМАЕТСЯ

Если место базирования ВС документально подтверждено, во внимание не принимаются, в частности:

– сведения о территориальном округе, в котором осуществляет деятельность эксплуатант (указан в свидетельствах о государственной регистрации ВС), поскольку они не тождественны месту базирования ВС или месту регистрации и не относятся к собственнику ВС;
– инвентарные карточки на ВС (они не предусмотрены в качестве документов, свидетельствующих о юридически значимом факте по смыслу п. 5 ст. 83 НК РФ);
– факт регистрации собственника ВС (местонахождение собственника имеет значение исключительно в случае, если иные – приоритетные – способы определения местонахождения имущества применить невозможно).

При этом ничто не препятствовало налоговому органу запросить непосредственно в специально уполномоченном в области авиации регистрирующем органе (ФАВТ) сведения о месте базирования ВС. Вместо этого налоговый орган пытался переложить неблагоприятные последствия не осуществленных им действий по определению надлежащего местонахождения ВС для целей транспортного налога на Общество, что противоречит пункту 1 статьи 93.1, пункту 2 статьи 33 и пункту 2.2 Определения КС РФ от 12.07.2006 № 267-О.

Решения арбитражных судов

К настоящему времени судебной практикой выработан подход, в соответствии с которым налоговый орган по смыслу законодательства обязан предпринять в ходе налоговой проверки все необходимые меры и осуществить все действия для установления обстоятельств правонарушения 7 .

В данном деле суды трех инстанций поддержали налогоплательщика. Несмотря на несогласие судов с доводами Общества относительно того, на кого возложена обязанность по уплате транспортного налога (собственника или эксплуатанта спорных ВС), решение инспекции признано недействительным в части начисления транспортного налога.

Суды пришли к выводу, что инспекция необоснованно применила законодательство Томской области и взыс­кала налог в бюджет Томской области, поскольку подлежащая исполнению налогоплательщиком налоговая обязанность налоговым органом фактически не определена. Суды руководствовались тем, что начисление налога на основании закона, который не подлежал применению, влечет недействительность решения налогового органа.

Резюме

При разрешении этого дела суд обосновал свое решение тем, что налоговый орган применил ненадлежащий закон для расчета регионального налога. Местонахождение имущества для целей уплаты транспортного налога инспекцией было определено некорректно, не в строгом соответствии с пунктом 5 статьи 83 НК РФ.

Этот вывод суда может быть эффективно использован налогоплательщиками при оспаривании решений налоговых органов в отношении доначислений региональных налогов, которые по своему определению имеют территориально ограниченную сферу действия. Важен вывод суда о том, что применение закона иного субъекта РФ к налоговым правоотношениям означает применение ненадлежащего закон, что является основанием для признания решения налогового органа недействительным.

Глава 28 НК РФ. Транспортный налог

Транспортный налог платят организации и физические лица, на которых зарегистрировано транспортное средство. Налог на автомобили рассчитывается исходя из мощности двигателя. Настоящая статья посвящена главе 28 НК РФ «Транспортный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты транспортного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Где введена уплата транспортного налога

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В каждом из субъектов Федерации уплата транспортного налога введена отдельным законом субъекта и, соответственно, имеет региональные особенности.

Читать еще:  Жалоба в прокуратуру на работу без оформления через госуслуги

Бесплатно заполнить и сдать через интернет новую декларацию по транспортному налогу

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты транспортного налога закреплены в главе 28 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые отличия в рамках общих правил.

Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки в общем случае не должны более чем в десять раз отличаться от значений, приведенных в НК РФ. Кроме того, регион имеет право установить собственный срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (при условии, что крайний срок для перечисления суммы налога наступает не ранее того, что определен Налоговым кодексом). Срок уплаты налога для физических лиц региональные власти устанавливать не вправе, поскольку этот срок прямо закреплен в Налоговом кодексе. Наконец, региональные власти могут по своему усмотрению ввести льготы по транспортному налогу, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит транспортный налог

Организации и физические лица включая индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрировано транспортное средство (далее — ТС). В случае, когда ТС находится в аренде, налог платит арендодатель. Если транспортное средство передано в лизинг, то налогоплательщиком является либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Это зависит от того, на чьем балансе учтено ТС. При смене собственника (продаже, дарении и т д.) налогоплательщиком становится новый хозяин транспортного средства, а прежний владелец перестает платить налог.

На что начисляется транспортный налог

На автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Также транспортный налог начисляется на самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусники, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, буксируемые суда и иные водные и воздушные ТС.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Путевые листы и ГСМ» Попробовать бесплатно

На что не начисляется транспортный налог

В главе 28 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, освобожденных от налога. В него, в числе прочего, входят весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил. Также под налог не подпадают оборудованные для инвалидов легковые автомобили, транспортные средства в розыске (при условии, что факт угона подтвержден соответствующим документом), промысловые морские и речные суда и некоторые другие виды ТС.

Налоговые ставки

Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.

Ставки установлены на единицу показателя: одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги и одну регистровую тонну соответственно. Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. ставка, приведенная в Налоговом кодексе, равна 15 руб. на одну л.с*. Напомним, что региональные власти вправе уменьшить или увеличить ставку, но не более, чем в 10 раз. Значит, закон того или иного субъекта может установить значение ставки для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в пределах от 1,5 до 150 рублей на одну л.с.

У субъектов РФ есть право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.

Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Как рассчитать транспортный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.

Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за этот год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).

Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.

В 2015 году и ранее дейстсвовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц. Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается. Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.

Поянсим на примере. Предположим, налогоплательщик 1 марта зарегистрировал легковой автомобиль с мощностью двигателя 81 л.с., а 1 июня того же года снял машину с учета. Ставка налога равна 7 руб. на одну л.с. Получается, что налогоплательщик владел автомобилем на протяжении трех полных месяцев (март, апрель, май). Значит, коэффициент равен 0,25 (3 мес.: 12 мес.), а сумма налога за этот год составит 141,75 руб.(0.25 х 7 руб. х 81 л.с.).

Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. В частности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5. Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.

Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей ( п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ ). Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.

Кто занимается расчетом транспортного налога

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму транспортного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.

За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции. Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор). Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Сформировать платежку на уплату налога (пеней, штрафа) в один клик на основании полученного из ИФНС требования

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов транспортного средства.

Когда перечислять сумму налога

Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки. Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе транспортного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Как отчитываться по транспортному налогу

По транспортному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2019 год нужно отитаться не позднее 3 февраля 2020 года, так как 1 февраля — это суббота). Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

По транспортному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации деклараций не сдают.

Организации, на которых не зарегистрированы ТС, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по транспортному налогу.

Для налогоплательщиков -физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) отчетность по транспортному налогу не предусмотрена.

Куда сдавать декларацию за 2019 год

Если ТС зарегистрировано на обособленное подразделение организации, то сдавать декларацию за 2019 год нужно в ИФНС, где стоит на учете данное подразделение. При этом в полях декларации, предназначенных для кода причины постановки на учет, необходимо указать КПП подразделения.

* Данное значение ставки действует c начала 2011 года (поправки внесены Федеральным законом от 27.11.10 № 307-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector