Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

Правовой статус беженцев и лиц, получивших в РФ политическое убежище

По действующему российскому законодательству беженцем является лицо, не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ и при этом вынужденное (или намеревающееся) покинуть постоянное место жительства на территории другого государства из-за совершения в отношении его насилия или преследования либо реальной опасности подвергнуться такому насилию. Словом, беженцы – это лица, бежавшие с территории какого-либо государства от насилия. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ. Правовой статус беженцев в РФ регулируется Законом от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 23 мая 1997 г.), принятым вследствие присоединения России к Конвенции о беженцах 1951 г.

Признание лица беженцем сопровождается следующими процедурами:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, обращается с ходатайством в следующие инстанции: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ государства своей гражданской принадлежности; 2) в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии – орган пограничного контроля на государственной границе РФ; 3) в территориальный орган по миграционной службе при вынужденном незаконном пересечении государственной границы. При этом обращение должно последовать в течение суток со дня пересечения государственной границы РФ; 4) в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ.

При наличии предусмотренных законом оснований лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу. В частности, основаниями отказа являются возбуждение в отношении ходатайствующего лица уголовного дела за совершение преступления на территории РФ; прибытие лица из иностранного государства, на территории которого оно имело возможность быть признанным беженцем; в случае, если лицо отказывается сообщить сведения о себе; если лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) РФ и в соответствии с российским законодательством может получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ и др. При отсутствии таких оснований ходатайство лица рассматривается по существу в следующем порядке: 1) в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, – федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе в течение 2 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; 2) в отношении лица, находящегося в центре временного размещения, – территориальным органом миграционной службы в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. В необходимых случаях срок рассмотрения ходатайства может быть продлен, но не более чем на 3 месяца. Лицу, признанному беженцем и достигшему 18 лет, выдается удостоверение установленного образца – документ, удостоверяющий личность беженца (прибывших с ним членов семьи) в РФ и дающий ему (им) право находиться на территории РФ на законном основании.

При этом беженцем лицо признается на срок до 3 лет. Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина РФ; на беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемым для вынужденных переселенцев. Им предоставляется возможность в 3-месячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники при условии их согласия. На беженцев распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Законом предусмотрены гарантии прав беженцев: беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул; решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права беженца, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, выехало на постоянное место жительства за пределы РФ, умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.

Политическое убежище в РФ

Оно предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, неквалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение. В конституционно-правовом смысле предоставление политического убежища означает: разрешение на въезд в данное государство; пребывание на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства. Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. N 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, нормам международного права. В соответствии с Положением политическое убежище не может быть предоставлено лицу: а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В соответствии с Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или постоянного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента лицо может быть лишено предоставленного ему в РФ политического убежища по следующим основаниям: а) по соображениям государственной безопасности; б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций; в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

Однако в современном международном праве и законодательстве Российской Федерации понятие «беженец» имеет более узкое значение.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет с правом дальнейшего продления на каждый последующий год. В случае отказа в признании беженцем решение об отказе вручается или направляется лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Право убежища и правовой статус беженцев

Лицо, признанное беженцем, пользуется в силу ст.5 Закона о беженцах всеми правами гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Статус беженцев имеет много общего со статусом иностранцев. Однако в отличие от иностранцев беженцы имеют дополнительные права.

Если в обычном порядке иностранец без оформления РВП и других документов кроме миграционной карты, может пребывать в стране 90 дней, то для жителей Донбасса МВД сейчас продлевает эти сроки.

В том случае, когда установление личности, по каким-либо причинам будет затруднено, то срок будет продлен, но продление не должно превышать 90 дней.

Термин «беженец» появился после Второй мировой войны в условиях послевоенных вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций, когда происходило массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из постоянных районов проживания .

В соответствии с Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или постоянного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания. Это право реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г.

Статус беженца определяется на индивидуальной основе после тщательного изучения конкретных обстоятельств дела заявителя.

Издание 3-е, переработанное и дополненное – М., 2013. 11. Андриченко Л. В. Международно-правовая защита беженцев и лиц, перемещенных внутри страны.

Тем самым для граждан ряда стран априори исключается предоставление политического убежища независимо от характера преследования в собственной стране. Такой подход заведомо принижает значение рассматриваемого института как института защиты прав и свобод человека.

Вынужденным переселенцем могут признать и иностранного гражданина, который проживает в России на вполне законных основаниях, в случае смены места постоянного проживания этого лица и его переезда из одного региона страны в другой.

Российским законодательством определены органы власти, которые участвуют в этом процессе, установлены этапы процесса предоставления убежища, а также предписаны процедурные гарантии и меры защиты.

В случае невыполнения беженцем определённых законом обязанностей, при возникновении перечисленных в законе обстоятельств (например: совершение преступления, нарушение законов РФ, переезд в другое государство), уполномоченные органы России могут аннулировать предоставленный ранее статус беженца.

С момента своего создания Организация Объединенных Наций предпринимала усилия по защите беженцев в разных районах мира. В 1951 году, когда было создано Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), его мандат распространялся приблизительно на 1 млн. беженцев . На сегодняшний день большинство беженцев являются жителями Азии и Африки.

Конвенция закрепляет за беженцами право на социальную помощь со стороны межправительственных гуманитарных организаций, а также органов социальной защиты стран-участниц Конвенции.

Таким образом, определение статуса беженца означает выяснение вопроса о том, действительно ли человек, подавший заявление о предоставлении убежища или иным образом заявивший о том, что ему требуется международная защита, является беженцем, то есть, соответствует ли его ситуация критериям, изложенным в соответствующем определении беженца.

Конвенция о правах беженцев призывает стран-участниц предоставлять статус беженца также и лицам, которые находятся на их территории и не подпадают под официальное определение беженцев.

Основная обязанность по выявлению тех, кто подпадает под определение беженца, и по обеспечению международной защиты и тех прав, которые связаны со статусом беженца, возлагается на страны, в которых эти лица ищут убежище.

Решение принимается непосредственно Президентом РФ от имени Российской Федерации с учетом интересов страны с соблюдением международных правил.

Однако, зачем нужна эта процедура, до конца не ясно. Так как выданное заключение не считается законодательством документом, удостоверяющим личность.

После получения свидетельства о предоставлении временного убежища, лицо (и его семья) при изменении своих данных (например, изменение фамилии, состава семьи, приобретения гражданства и т.д.) должны обратиться в ФМС по месту пребывания. В течение недельного срока они обязуются уведомлять ФМС также в случае смены места проживания.

Читать еще:  Перевод на другую должность через увольнение минусы

Отдельного бланка формы заявления на получение гражданства РФ по программе носителям русского языка не предусмотрено.

Вы можете обратиться в автоинспекцию (Department of Motor Vehicles) и получить не-водительское удостоверение личности с фотографией.

Политическое убежище в РФ Оно предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, неквалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение.

Решение о выдаче свидетельства принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом ФСМ России.

Правовой статус беженца и переселенца предоставляет им перечень гражданских прав и обязанностей, определённых законодательством. Причём, переселенцы-граждане России в реализации своих прав не ограничены. А для людей со статусом «беженец» спектр прав и обязанностей ограничен законом.

Россия, как гуманное государство, протягивает свою руку помощи всем людям, вынужденным покинуть родную страну. Даже тем, кто не подпадает под категории «беженец» или «временный переселенец». Тем, кому отказано в присвоении статуса, наша страна предоставляет временное убежище.

Продление регистрации иностранцев по месту проживания в РФ в 2019 году

Конвенция о правах беженцев предусматривает присваивать статус беженцев всем членам семьи, если глава семьи отвечает критериям, необходимым для получения такого статуса. Касательно несовершеннолетних членов семей беженцев, участники Конвенции обязались обеспечивать полную их защиту.

Депортированное лицо должно покинуть территорию РФ немедленно на основании соответствующего решения компетентных органов.

Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь. Более широкое регулирование эта проблема получила в нормативных актах субъектов Федерации.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Кроме того, лицо, претендующее на статус беженца, должно находиться за пределами страны своего происхождения, а страна происхождения должна быть не способна защитить его от вышеуказанных преследований.

Пожалуйста, отключите его на нашем сайте, нажав »приостановить его на этом сайте». У нас только Яндекс реклама…

Порядок предоставления и лишения статуса беженца Статус беженца с точки зрения международного права занимает правовое пространство, характеризуемое, с одной стороны, принципом суверенитета государств и связанными с ним принципами территориального верховенства и самосохранения, а с другой — конкурирующими гуманитарными принципами, вытекающими из общего международного права и из договоров .

При наличии предусмотренных законом оснований лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу.

Статус беженца может иметь и лицо без гражданства, подпадающее под указанные выше признаки во взаимоотношениях со страной своего прежнего обычного места жительства.

Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, органы внутренних дел выдают вид на жительство.

Как получить в России статус беженца?

Кроме того, многие общепризнанные права человека прямо распространяются на беженцев. К ним относятся право на жизнь, защиту от пыток и плохого обращения, право на гражданство, право на свободу передвижения, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну, и право не подвергаться принудительному возвращению.

Список таких стран ежегодно составляется Министерством иностранных дел России. Тем самым для граждан ряда стран априори исключается предоставление политического убежища независимо от характера преследования в собственной стране.

Лицо, которому предоставлен статус беженца, может утратить его по одной из следующих причин:

  • если оно добровольно воспользовалось защитой страны происхождения;
  • лишившись гражданства страны происхождения, приобрело его вновь;
  • приобрело новое гражданство;
  • добровольно вернулось в страну, которую покинуло вследствие преследований и обосновалось там;
  • обстоятельства, на основании которых имели место преследования, более не существуют;
  • власти одной из стран или страны происхождения признают за лицом гражданские права и обязанности;
  • в случае, если лицо, претендующее на статус беженца, совершило преступление против мира, преступление против человечности или военное преступление;
  • в случае, если данное лицо совершило уголовное преступление вне страны, предоставившей ему статус беженца, ранее, чем это лицо обратилось за вышеуказанным статусом;
  • в случае, если данное лицо виновно в действиях, противоречащих основным принципам ООН.

Беженцы и ищущие убежище лица

Термин «беженец» нередко используется средствами массовой информации, политиками и широкой общественностью для обозначения любого, кто вынужден покинуть свое обычное место проживания. Когда такой термин используется в общем смысле, то, как правило, не делается большого различия между теми, кто был вынужден покинуть свою страну, и теми, кто оказался перемещенным в ее пределах. Не обращается также серьезного внимания на причины бегства, и, независимо от того, спасаются люди от преследователей, политического насилия, межобщинного конфликта, экологической катастрофы или нищеты, предполагается, что все они попадают под понятие «беженец».

Однако, согласно международному праву, понятие «беженец» имеет более конкретное значение. Как зафиксировано в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г., слово «беженец» относится к лицу, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений».

В 1993 г. к Конвенции ООН и Протоколу присоединилась Российская Федерация. В Федеральном законе РФ «О беженцах», утвержденном Президентом Российской Федерации в июне 1997 г. (см. приложение 1), используется следующее определение понятия «беженец» — «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне территории своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного места жительства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Закон также определяет порядок признания и нахождения беженцев на территории страны. Данным законом в России введена процедура «предоставления временного убежища».

Российское законодательство, как и практика стран Запада, выделяет два правовых режима пребывания для рассматриваемой категории иммигрантов на разных этапах прохождения процедуры признания: для лиц, ищущих убежища, и для лиц, признанных беженцами.

Институт убежища определен в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, где впервые говорилось о праве искать «убежище от преследований». Генеральная Ассамблея ООН призывала предоставлять убежище и соблюдать принцип убежища. В декабре 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о территориальном убежище, в которой говорилось, что предоставление убежища — это мирный и гуманный акт, который не следует рассматривать как. недружелюбное действие со стороны другого государства. Институт убежища стал означать не только место убежища, но и право «искать и пользоваться этим убежищем». В настоящее время при решении вопроса о предоставлении иностранному гражданину защиты от юрисдикции другого государства, что составляет основную суть института убежища, необходимо обращение к международному праву, которое предусматривает предоставление защиты на территории государства на основе его суверенитета.

С 1980-х гг. развитые страны стали проводить ограничительную политику в предоставлении убежища. Было введено понятие «безопасная страна происхождения», чтобы легче было выделить среди ищущих убежище лиц, подавших явно необоснованные ходатайства.

Существует «показатель предоставления статуса», который вычисляется как соотношение числа лиц, ищущих убежище, и числа лиц, получивших статус беженца. Российская Федерация на основании ст. 63 Конституции предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства: политическое убежище, временное убежище, признание беженцем.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Временное убежище дает возможность предоставлять ту или иную форму «гуманитарного статуса» лицам, нуждающимся в защите и убежище, давая им право временно оставаться в стране.

Признание лица, ходатайствующего о признании его беженцем, происходит на основании Федерального закона «О беженцах» от 28 июня 1997 г. Все лица, ходатайствующие о признании их беженцами на территории РФ, должны проходить единую процедуру по проверке соответствия критериям, определяющим понятие «беженец» независимо от национальности и страны гражданской принадлежности или страны прежнего проживания. Статус беженца имеет ограниченный срок действия — до 3 лет.

Существует практика предоставления дипломатического убежища, которое дается скрывающемуся от преследования лицу в помещениях или на территориях, находящихся под юрисдикцией другого государства (в зданиях дипломатических миссий, резиденциях их глав, на военных кораблях и самолетах, в военных лагерях). Этот вид убежища признается только странами — членами Организации американских государств, подписавшими соответствующую конвенцию.

Понятие «лицо, ищущее убежище» относится к тем, кто обращается с просьбой о предоставлении статуса беженца в другом государстве, как правило, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в своей собственной стране либо реальной возможности потерять жизнь или свободу вследствие вспыхнувшего там вооруженного конфликта или царящего насилия. Страны, получающие наибольшее число индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища, находятся, как правило, в развитых регионах мира: в Западной Европе и Северной Америке.

Категория «лицо, ищущее убежища» довольно расплывчата, поскольку она включает людей, которые в конечном счете будут признаны беженцами и ходатайства которых не будут отклонены, а также тех, которым предоставят тот или иной вид на жительство, даже если они не получат официального статуса беженца. До рассмотрения ходатайства все претенденты считаются «предполагаемыми беженцами» и в силу этого защищены принципом невыдачи. Однако после рассмотрения ходатайства те претенденты, которым в предоставлении статуса беженца категорически отказано, подпадают под действие обычных иммиграционных положений соответствующей страны.

Категория «лицо, ищущее убежища» является расплывчатой еще и потому, что людей, которые автоматически могут считаться беженцами, если они перебрались в соседнее государство, следует рассматривать лишь как ищущих убежища, если они транзитом следуют дальше и добиваются допуска в страну, где осуществляются процедуры индивидуального рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища.

Из числа лиц, ищущих убежища, лишь относительно небольшая часть получает статус беженца либо гуманитарный статус. По мнению сторонников ужесточения иммиграционного контроля, в большинстве случаев подача ходатайства о предоставлении убежища — это мошеннический прием со стороны тех, кто хочет мигрировать по экономическим соображениям. Однако многие аналитики считают, что это свидетельствует о растущем ужесточении политики в отношении беженцев и иммигрантов, которую проводят государства наиболее богатых регионов мира. Можно с полным основанием говорить, что сегодня в мире существует ограничительная практика предоставления убежища.

В России, как и в других странах СНГ, используется также категория «лица, находящиеся в ситуации, схожей с ситуацией беженца», которая определяет их как лиц, которые покинули страну своего гражданства, или, если они являются апатридами, страну своего постоянного проживания в результате вооруженных конфликтов, поскольку их жизнь, безопасность или свобода находились под угрозой. Данная категория лиц не подпадает под действие конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г.

Читать еще:  Как начисляют пенсию сотрудникам полиции имеющих боевые

В истории человечества потоки беженцев существовали всегда. Необходимость в их международно-правовом регулировании страны особенно ощутили в начале XX в., когда большое количество людей были вынуждены покинуть свои страны. Крупные потоки беженцев вызвали Первая мировая война 1914— 1918 гг., геноцид армянского народа в Османской империи 1915 г., Октябрьская революция в России 1917 г. и революционные события в ряде других стран. Официально международные усилия по оказанию помощи беженцам были впервые предприняты в 1921 г., когда Международный комитет Красного Креста обратился к Лиге Наций с призывом помочь российским беженцам. Лига Наций назначила Ф. Нансена Верховным комиссаром Лиги по проблемам беженцев в Европе. Структура, созданная Ф. Нансеном, впоследствии составила основу УВКБ ООН и занималась вопросами определения правового статуса (выдавала «нансеновские паспорта»), трудоустройством или возвращением на родину. В рамках Лиги Наций было заключено несколько соглашений по беженцам: Женевское соглашение 1922 г., Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам 1926 г., Женевская конвенция о международном статусе беженцев 1933 г. и некоторые другие. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. вызвал новую волну беженцев. Под эгидой Лиги Наций принимаются Временное соглашение о статусе беженцев, прибывающих из Германии (Женева, 4 июля 1936 г.), Конвенция о статусе беженцев, прибывающих из Германии (Женева, 10 февраля 1938 г.), дополнительный протокол к ним (Женева, 14 сентября 1939 г.) и ряд других документов. 15 октября 1946 г. в Лондоне было принято межправительственное соглашение о выдаче беженцам проездных документов, заменившее Женевское соглашение о выдаче «паспортов Нансена».

После Второй мировой войны была создана сеть учреждений, систем и законодательных актов по решению проблем беженцев. В 1950 г. создано УВКБ ООН, в 1951 г. принята Женевская конвенция о статусе беженца, в 1967 г. — протокол к ней, различные региональные документы (в 1969 г. — Конвенция ОЛЕ, в 1984 г. — Картахенская декларация). Большинство стран мира присоединились к международным правовым актам по вопросам беженцев. В национальном праве понятие «беженец» трактуется в основном в рамках международных документов, хотя существуют и определенные отличия. В ситуации различной трактовки УВКБ ООН было вынуждено ввести такой статус, как «мандатные беженцы» — это лица, признанные в качестве беженцев и пользующиеся защитой данной организации. Место, сроки и условия пребывания мандатных беженцев определяются дополнительным соглашением между УВКБ ООН и правительством страны, при этом УКВБ ООН предпринимает попытки по поиску третьих стран, куда могли бы выехать мандатные беженцы. Признание человека беженцем обычно влечет за собой предоставление ему различных видов социальной помощи со стороны правительства принимающего государства.

В начале 2004 г., по данным УВКБ ООН, в мире насчитывалось около 20 млн. беженцев. Беженцы происходят в основном из регионов и стран, где ведутся военные действия и конфликты. Большой поток беженцев происходил из стран Азии, Африки, некоторых Балканских государств. Находят убежище беженцы в основном в соседних, а также в экономически развитых странах. В России регистрация беженцев началась с 20 марта 1993 г. На начало 2002 г. в стране насчитывалось 17,9 тыс. беженцев.

Помощь беженцам оказывают как непосредственно правительства, так и различные комитеты, фонды, а по линии ООН — Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощь беженцам, особенно в зонах конфликтов, оказывают международные организации — ООН, ОБСЕ, Международная организация по миграции (MOM), Международный комитет Красного Креста (МККК), неправительственные организации и др.

Категория «беженцы» выделена в иммиграционном законодательстве всех стран и, как правило, относится к гуманитарному классу. Вопросы предоставления убежища регулируются правилами Женевской конвенции о статусе беженца (1951 г.) и законодательными актами страны, определяющими порядок предоставления статуса. Как правило, статус предоставляется на несколько лет, дает право на работу, воссоединение семьи, социальную помощь. Если лицо находится на территории страны достаточно продолжительное время, то предусмотрена возможность его натурализации. Кроме тех, кто подпадает под определение «беженец» согласно Женевской конвенции, убежище может предоставляться и другим группам лиц согласно законодательству страны, как правило, по гуманитарным основаниям.

В ряде западных стран в последние годы правила предоставления статуса беженца ужесточились.

В Дании в июле 2002 г. был отменен статус «беженцев de facto», т.е. теперь убежище могут получить лишь лица, соответствующие критериям Женевской конвенции 1951 г. Исходя из принципиального положения о том, что беженцы должны вернуться в страну их выхода, до семи лет увеличен период ожидания разрешения на постоянное пребывание. Лица со статусом беженца могут быть высланы из Дании, если ситуация в стране их выхода нормализовалась. В Германии в 1993 г. в конституцию были внесены поправки, существенно ограничивающие число лиц, имеющих право ходатайствовать о защите. Согласно этим изменениям на право убежища не могут претендовать граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; лица, выехавшие из страны, где (по определению правительства Германии) нет политического преследования (так называемые «спокойные» страны), могут получить убежище только в случае доказанности факта политического преследования со стороны государства; не могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 14—17. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. С. 246-250.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

Правовой статус беженцев и лиц, получивших в рф политическое убежище

Поскольку в некоторых программах можно участвовать только в течение одного месяца после получения убежища, очень важно обратиться за карточкой социального страхования как можно быстрее. УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С ФОТОГРАФИЕЙ, ВЫДАВАЕМОЕ АВТОИНСПЕКЦИЕЙ В. Фира Р.

Я не умею водить машину и поэтому не могу получить в качестве удостоверения личности, обыкновенные водительские прав. У меня нет денег, чтобы заплатить 120 долларов за пластиковую карточку «Разрешения на трудоустройство». Есть ли возможность получить удостоверение личности с фотографией, не тратя очень много?» О.

Вы можете обратиться в автоинспекцию (Department of Motor Vehicles) и получить не-водительское удостоверение личности с фотографией.

На беженцев распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Законом предусмотрены гарантии прав беженцев: беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул;

решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права беженца, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, выехало на постоянное место жительства за пределы РФ, умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.

Политическое убежище в РФ Оно предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, неквалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение.

Данным законом в России введена процедура «предоставления временного убежища». Российское законодательство, как и практика стран Запада, выделяет два правовых режима пребывания для рассматриваемой категории иммигрантов на разных этапах прохождения процедуры признания: для лиц, ищущих убежища, и для лиц, признанных беженцами. Институт убежища определен в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, где впервые говорилось о праве искать «убежище от преследований».

Генеральная Ассамблея ООН призывала предоставлятьи соблюдать принцип убежища. В декабре 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о территориальном убежище, в которой говорилось, что предоставление убежища — это мирный и гуманный акт, который не следует рассматривать как. недружелюбное действие со стороны другого государства.

Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, органы внутренних дел выдают вид на жительство.

Указом Президента лицо может быть лишено предоставленного ему в РФ политического убежища по следующим основаниям: а) по соображениям государственной безопасности; б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций;

в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные.

Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище в российской федерации

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «БЕЖЕНЦЕМ» И «ЛИЦОМ, ПОЛУЧИВШИМ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ» В. Геннадий Д. из г. Мемфис (штат Теннеси) пишет: «Недавно иммиграционный судья удовлетворил просьбу моего друга о предоставлении ему политического убежища. Какая разница между «беженцем» и «лицом, получившим политическое убежище»?» О.

Согласно американскому иммиграционному законодательству, эти понятия равнозначны. Данные иммиграционные статусы выдаются лицам, которые обоснованно опасаются преследований на своей родине из-за их расы, национальности, религиозной и/или политической ориентации или же причастности к определенным общественным группам.

Разница состоит в том, что дела беженцев рассматриваются за пределами США. Каждый год США устанавливает, какое число беженцев и из каких стран сможет въехать в страну и определяет условия получения беженского статуса.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. политическое убежище

РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется. В соответствии с Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или постоянного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

Миграция: словарь основных терминов — беженцы и ищущие убежище лица

Обычным условием приема в граж­данство Российской Федерации иностранных граждан и апатридовявляется проживание на территории Российской Федерации непре­рывно в течение пяти лет до обращения с заявлением о приеме в граж­данство Российской Федерации.

Для беженцев, признанных таковы­ми законом или международными договорами Российской Федера­ции, этот срок сокращен до одного года. Проблема беженцев тесно связана с проблемой мигрантов. Основ­ная сложность заключается в разграничении этих понятий.

Фактиче­ски беженец — это тоже мигрант, поскольку и тот, и другой перемеща­ются из одного места в другое; однако мигрант — это лицо, которое по иным причинам, нежели беженец, добровольно покидает свою страну и переезжает в другое место.

Существует легальная и нелегальная миграция.Это лица, недобровольно поки­нувшие какую-либо часть своей страны и вынужденные переселиться в другую ее часть. В Российской Федерации действует Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» 1993 г.

Читать еще:  Отказ от страховки в отп банке

К категории вынужденных переселенцев отнесены граждане Российской Федерации, которые по тем же причинам, что и беженцы, вынуждены покинуть свое постоянное место жительства на территории Российской Федерации за границей и переселиться в другую часть Российской Федера­ции или в другое государство.

К категории вынужденных переселен­цев могут относиться иностранцы и апатриды, вынужденные поки­нуть место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации и переселиться в другую часть Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением СНГ 1995 г.В конституционно-правовом смысле предоставление политического убежища означает: разрешение на въезд в данное государство; пребывание на территории государства;

гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства. Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г.

N 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, нормам международного права.

Чем отличается статус беженца от временного убежища

Ситуация в стране, которая вынуждает граждан покинуть территорию, заставляет людей выбирать временное убежище или статус беженца. Военные действия, религиозные конфликты, расовые преследования — именно они заставляют людей покинуть свой родной кров и искать укрытие в других государствах.

Беженцы — данный тип людей является самым незащищенным классом населения. Не имея никаких возможностей, чтобы обеспечить хотя бы первые дни выживания, люди обращаются к иному государству, которое в дальнейшем предоставляет возможность проживания на своей территории, предоставляет помощь и льготы беженцам.

Для информации

Беженцы, которые пребывают в чужое государство, сталкиваются с тем, что нужно легально оформить свое нахождение на территории страны. Граждане, которые не имеют отношения к нормативным актам и законодательствам легко путаются, а соответственно начинают теряться и паниковать. Чем отличается временное убежище от статуса беженца? Вопрос не так сложен, как кажется, — просто необходимо разобраться.

Данный вопрос начинает решаться еще на государственной границе. Заполняя миграционный бланк, следует указать цель своего визита. Стандартный срок нахождения на территории Российской федерации составляет 90 дней. Поэтому необходимо точно решить для себя, с какой целью вы отправляетесь в страну.

По прибытию необходимо зарегистрироваться по месту проживания: это может быть съемная квартира, общежитие или жилье родственников. В любом случае необходимо разрешение владельца жилплощади. Если беженец едет через лагерь, то для предоставления жилья необходимо обратиться к администрации лагеря.

Регистрация по месту проживания будет нужна для дальнейших действий с документами.

Существует несколько видов беженцев. Первый статус выдается тем, кто желает получить временное убежище. Второй присваивается тому классу, которые не желают жить в зоне военных действий, и на это указывают юридические основания. Однако, приезжая в Российскую Федерацию люди могут сделать выбор из других вариантов, которые им предлагает ГУВМ МВД . Перечень предлагаемых вариантов следующий:

  1. Приобрести временное убежище, оно позволяет на ровне с другими жителями пользоваться всеми правами.
  2. Оформить статус беженца. Документ, который будет подтверждать данный статус, оформляется на 3 года, предоставляет возможность получить определенные льготы, материальную помощь, пенсию.
  3. Стать обладателем политического убежища.
  4. Пребывать на территории государства в течение 90 дней — это называется временное пребывание.
  5. Участвовать в программе переселения и получить возможность оформить гражданство РФ.
  6. Приобрести специальный патент, который разрешает легально устраиваться на рабочие места.
  7. Подать документы на временное проживание, а далее претендовать на вид на жительство.

Вернуться к оглавлению

Что такое временное убежище

Это понятие появилось в 1993 году, оно не основывалось на военных действиях на территориях посторонних стран. Раньше этой привилегией пользовалось не такое большое количество человек, а лишь те, кто был вынужден покинуть свое место жительства из-за войны.


Получить временное убежище можно лишь в 2 вариантах:

  • прибывший иностранец может оформить статус беженца, однако считает целесообразным подать документы на предоставление временного убежища;
  • переселенец не может претендовать на статус беженца, но депортация за территорию Российской федерации невозможна по определенным причинам.

Причины могут быть следующие:

  1. В стране существуют обстоятельства, угрожающие жизни: голод, военный конфликт или эпидемия.
  2. Невозможность транспортировки из-за состояния здоровья. В данном случае имеется в виду не именно наличие тяжелого заболевания у иностранца, а невозможность принять должную медицинскую помощь на территории родного государства.
  3. Уклонение от военной мобилизации и отказ воевать на стороне, проявляющей агрессию, также является причиной для убежища.

Для того чтобы государство предоставило убежище, переселенцу нужно обратиться за помощью в ГУВМ МВД и представить следующие документы из перечня ниже:

  1. Заявление с просьбой рассмотрения дела. Анкету и пример заполнения можно получить в отделении управления по вопросам миграции. В нем необходимо указать всех членов семьи, которые прибыли вместе с заявителем.
  2. Паспортные данные и сам документ, подтверждающий личность.
  3. Карту с отпечатками пальцев.
  4. Если въезд был осуществлен с другими членами семьи, нужно представить документы, которые подтвердят наличие родственных связей.
  5. Фотографии для вклеивания в документ — 4 шт.

На то время, пока заявление будет на рассмотрении, иностранцам выдается справка, которая будет подтверждать законное пребывание на территории страны. Заявление обычно находится на рассмотрении на протяжении 3 месяцев.

После того как заявление подано, люди, прибывшие в страну, обязаны посетить поликлинику, пройти осмотр, чтобы получить сертификат. Этот документ выдается с копией: одну оставляют в медицинском центре, другую отдают владельцу. Этот документ действителен на протяжении года с момента выдачи. Потом срок предоставления временного убежища можно продлить.

Если ГУВМ МВД выносит положительный вердикт после рассмотрения документов, иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища.

Этот документ является своеобразной заменой паспорта и позволяет официально трудоустраиваться на работу, регистрировать брак в ЗАГСе.

При этом паспорт гражданина той страны, откуда приехал человек, изымается на хранение ГУВМ. Выезд за пределы страны становится невозможным. Этот факт пугает многих, хотя, написав заявление, по правилам ГУВМ можно получить свой паспорт для выезда на необходимый срок или навсегда.

Человек, получивший статус временного убежища, подтверждающий легальное пребывание в стране, имеет право на официальное трудоустройство без патента. Для этого достаточно предъявить удостоверение, трудовую книжку и документ об образовании — идентификационный код.

Если трудоустройство связанно с медициной, образованием и прочей деятельностью, связанной с общением с людьми, необходимо представить справку о ранней судимости. Чтобы получить такую, нужно обратиться в органы внутренних дел.

Права иностранцев

Находясь под защитой другого государства и имея документ, подтверждающий временное убежище, человек может претендовать на следующее:

  • бесплатное оказание медицинской помощи по полису медицинского страхования;
  • возможность воспользоваться услугами переводчика;
  • помощь в приобретении билетов для проезда;
  • помощь в обучении и поиске работы;

Кроме перечисленных пунктов, беженцам полагается материальная выплата, в каждом регионе сумма разная. Для того чтобы оформить денежную выплату, необходимо обратиться в соответствующие органы.

Сроки предоставления временного убежища ограничены 1 годом, в последующем этот срок необходимо продлевать.

На окончание действия статуса так же может повлиять срок военных действий на территории проживания беженца: иностранец обязан будет покинуть страну сразу же после окончания войны.

Статус беженца

В чем разница между статусом беженца и временным убежищем? Многие полагают, что беженцы — это граждане, которые бегут из страны по причине военных конфликтов. Однако это не так. Беженец — это человек, который подвергался личным преследованиям и не имеет возможности находиться в стране. Этот момент имеет исключительно юридический характер.

Статус беженца может получить лицо, которое сражалось на стороне сопротивления и теперь существует угроза лишения свободы.

Однако статус не выдается людям, которые являются приверженцами военного конфликта, но избегают принятия участия, здесь есть угроза личного характера, однако отсутствует факт личного преследования. Данный вид граждан может претендовать на получение временного убежища.

Для того чтобы получить статус беженца, граждане должны обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД и предоставить следующие документы (они почти не отличаются от перечисленных ваше):

  • заявление с просьбой признать беженцем, в нем должно быть указана причина уезда из страны, а так же перечень документов которые это подтвердят;
  • паспорт;
  • анкета;
  • карта с отпечатками пальцев.

Если после рассмотрения дела вердикт положительный, человеку выдают документ подтверждающий статус беженца. Этот статус действителен год с момента выдачи. Паспорт иностранного гражданина изымается и остается на хранении в ГУВМ МВД.

Люди, получившие данный статус, вправе рассчитывать на следующие услуги:

  • постановка на учет в образовательные заведения или же получение места в них без очереди;
  • оказание бесплатной медицинской помощи при наличии страхового полиса;
  • получение официального трудоустройства без дополнительных патентов.

Причины, по которым может быть отказано в предоставлении статуса беженца или временного убежища, следующие:

  1. Если заявителем ранее было совершено уголовное преступление на территории Российской Федерации.
  2. Если иностранцу было отказано ранее в предоставлении данного статуса при условии, что на родине обстановка осталась прежней.
  3. Если заявитель уже получал отказы в других странах, присоединенных к ООН.
  4. Иностранец имеет гражданство третей страны, защитой которой может воспользоваться, при условии, что в этой стране нет угрозы для жизни по причине военных действий, преследовании личного характера, расового конфликта, разногласия в политических убеждениях.
  5. Человек прибыл из страны, в которой нет угрозы жизни, военного конфликта или из государства, где мог быть признан беженцем.
  6. Незаконное пересечение государственной границы РФ и отказ от обращения в соответствующую службу в течении первых суток со дня нахождения в стране.
  7. Иностранец не сообщает или отказывается предоставлять личные данные, информацию о своей персоне.
  8. Человек состоит в браке с гражданином страны, в которой хочет получить определенный статус, и в соответствии с этим ему можно получить гражданство.
  9. Заявитель уже имел ранее документ, подтверждающий разрешение на проживание в Российской Федерации.

Вернуться к оглавлению

Что необходимо соблюдать

Получая определенный статус, беженец обязан соблюдать предписанные стандартные правила:

  1. Соблюдение установленной конституции, правовых норм, федерального законодательства.
  2. Встать на необходимый учет. Сообщать свое место жительство, его смену, своевременно являться на контроль.
  3. Своевременно сообщать о решении покинуть государство, город пребывания.
  4. Приходить на переучет в установленные сроки, не реже 1 раза в год.

В чем заключается разница статусов? Дело не только в юридических аспектах, но и в других пунктах. Например, получить временное убежище можно лишь в 2 вариантах:

  1. Существует угроза личности, преследования. Это все основания для присвоения человеку статуса беженца, однако по определенным причинам гражданин не хочет его оформлять, а всего лишь просит временное убежище.
  2. Присвоить статус беженца не представляется возможности, однако и отказать человеку в защите нет причин. В связи с этим предлагается временное убежище.

Знайте все нюансы закона, и тогда вам можно будет напрямую обращаться в нужную инстанцию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector